Текст: Павел Басинский (писатель)/РГ
Во время гастролей по стране он собирал огромные залы по три, по четыре тысячи человек. Его стихотворные сборники выходили стотысячными тиражами и моментально сметались с полок книжных магазинов. Строки его стихов знало наизусть бесчисленное количество людей, и это были отнюдь не знатоки поэзии, а самые-самые простые люди. И одновременно упоминание его имени в узких литературных кругах считалось признаком дурного тона и отсутствия вкуса к поэзии. Пожалуй, невозможно в истории литературы назвать другого поэта, чья народная известность так расходилась бы с признанием в среде поклонников высокой поэзии.
Я никогда не был поклонником стихов Эдуарда Асадова. Но меня всегда смущала эта несправедливость. Совокупный тираж его стихотворных книг, а их порядка пятидесяти, составляет, если не ошибаюсь, более трех миллионов экземпляров. Мы можем отказать в отсутствии литературного вкуса собеседнику во время прямого разговора о поэзии. В незапамятные времена в буфете Центрального дома литераторов это даже могло закончиться дракой. Но отказать в отсутствии литературного вкуса нескольким миллионам людей - это... как-то этически неправильно, что ли? Как и называть этих людей "плебсом"... Как и смеяться над девушками с кудряшками... Мне долго не давал покоя этот вопрос, пока в одной статье я не прочитал фразу, что на стихах Асадова "выросло несколько поколений хороших людей".
Хороших людей.
И это чистая правда, которая, может, и не имеет отношения к проблеме литературного вкуса, но она больше говорит о стихах Асадова, чем самые разоблачительные высказывания о нем.
Конечно, определенную роль в известности Эдуарда Асадова играла его биография. Герой Великой Отечественной войны, лишившийся на фронте зрения... Слепой поэт, преодолевший судьбу, которую уготовила ему война, - фронтового калеки, которых было огромное количество в послевоенное время... Писавший, вопреки всему, светлые, жизнеутверждающие стихи - о любви, о любви прежде всего! Две красавицы-жены, актрисы... Всегда улыбка на лице, полузакрытом черной маской...
Сама его биография, конечно, удивительна! Родился в Туркменской ССР в семье армянина. Отец - участник Гражданской войны, эсер, ставший большевиком. Отец рано умер, семья переехала в Свердловск. Дед по линии матери, тоже армянин, был, как сам Асадов пишет в своей автобиографии, "фигурой исторической". Два года проработал секретарем Н.Г. Чернышевского в его астраханской ссылке.
Потом Москва... Сразу по окончании школы, совпавшем с началом войны, добровольцем ушел на фронт. Служил минометчиком в батарее с легендарными "катюшами". В 1944 году во время сопровождения машины со снарядами получил осколочное ранение (машину довел до цели назначения), в результате которого полностью потерял зрение. 12 операций!
Потом Литературный институт. Слепой студент, которого мастерству обучали Чуковский, Сурков, Антокольский... Первые выступления, книги и... грандиозная популярность.
Я проверил ради любопытства. Асадова "идеологически" никто не навязывал. Его стотысячные тиражи, которые, повторяю, сметались с книжных прилавков, были обеспечены только его реальной популярностью у читателей. Литературная критика его скорее поругивала. С одной стороны - за то же пресловутое отсутствие вкуса, а с другой - за недостаток гражданской лирики. Слишком много о любви, о девушках, о том, о сем. В "травлях" диссидентов не участвовал. Стало быть, и здесь абсолютно чист.
Но вот стихи плохие... Плохие? Это спорный вопрос.
Признаюсь откровенно, его "Балладу о рыжей дворняге" не могу читать без слез. И все вроде бы понимаю - как это сделано. Собака, которая гибнет, брошенная хозяином и осмеянная каким-то мужичком, который и взял бы ее, но ведь дворняга... Сентиментальненько. Но последние две строки баллады - это очень и очень сильно! "Ведь может быть тело дворняги, / А сердце - чистейшей породы!" Да, мораль, да, назидание. Но ведь - верно! Но ведь - точно!
Еще одно качество стихов Асадова, которое подкупало его читателей. Он писал много "сюжетных" стихотворений. Это даже не стихи, а рассказы про разные случаи из жизни простых людей, оказавшихся порой в экстремальных ситуациях. Ну, даже какое-нибудь стихотворение про девушку и парня. Он мнил себя героем, она - трусихой. Но когда напали на них два хулигана, она оказалась бойцом, а он - трусом.
Простенько? Да. Но видишь как наяву.
Это тоже ведь, наверное, не случайно, что слепой поэт писал не нечто "вообще лирическое", а словно наблюдал живую жизнь живых людей. Которой не мог видеть с 1944 года. Он умер в 2004 году.
Назидательный моралист? Да. Но кто скажет, что вот эти, например, насквозь назидательные строки не верны, не точны? "Если ты с любимою в ссоре, / А тоска по ней горяча, / Это тоже еще не горе, / Не спеши, не руби сплеча. / Пусть не ты явился причиной / Той размолвки и резких слов, / Встань над ссорою, будь мужчиной! / Это все же твоя любовь!"
И вдруг понимаешь, за что люди любили и любят Эдуарда Асадова. Он просто говорил людям хорошие, добрые, правильные слова. Только в рифму. Так проще запоминается.
Эдуард Асадов
Стихи о рыжей дворняге
- Хозяин погладил рукою
- Лохматую рыжую спину:
- — Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
- Но все же тебя я покину.
- Швырнул под скамейку ошейник
- И скрылся под гулким навесом,
- Где пестрый людской муравейник
- Вливался в вагоны экспресса.
- Собака не взвыла ни разу.
- И лишь за знакомой спиною
- Следили два карие глаза
- С почти человечьей тоскою.
- Старик у вокзального входа
- Сказал: — Что? Оставлен, бедняга?
- Эх, будь ты хорошей породы…
- А то ведь простая дворняга!
- Огонь над трубой заметался,
- Взревел паровоз что есть мочи,
- На месте, как бык, потоптался
- И ринулся в непогодь ночи.
- В вагонах, забыв передряги,
- Курили, смеялись, дремали…
- Тут, видно, о рыжей дворняге
- Не думали, не вспоминали.
- Не ведал хозяин, что где-то
- По шпалам, из сил выбиваясь,
- За красным мелькающим светом
- Собака бежит задыхаясь!
- Споткнувшись, кидается снова,
- В кровь лапы о камни разбиты,
- Что выпрыгнуть сердце готово
- Наружу из пасти раскрытой!
- Не ведал хозяин, что силы
- Вдруг разом оставили тело,
- И, стукнувшись лбом о перила,
- Собака под мост полетела…
- Труп волны снесли под коряги…
- Старик! Ты не знаешь природы:
- Ведь может быть тело дворняги,
- А сердце — чистейшей породы!
Падает снег
- Падает снег, падает снег -
- Тысячи белых ежат...
- А по дороге идет человек,
- И губы его дрожат.
- Мороз под шагами хрустит, как соль,
- Лицо человека - обида и боль,
- В зрачках два черных тревожных флажка
- Выбросила тоска.
- Измена? Мечты ли разбитой звон?
- Друг ли с подлой душой?
- Знает об этом только он
- Да кто-то еще другой.
- …
- И разве тут может в расчет идти
- Какой-то там этикет,
- Удобно иль нет к нему подойти,
- Знаком ты с ним или нет?
- Падает снег, падает снег,
- По стеклам шуршит узорным.
- А сквозь метель идет человек,
- И снег ему кажется черным...
- И если встретишь его в пути,
- Пусть вздрогнет в душе звонок,
- Рванись к нему сквозь людской поток.
- Останови! Подойди!
Россия начиналась не с меча!
- Россия начиналась не с меча,
- Она с косы и плуга начиналась.
- Не потому, что кровь не горяча,
- А потому, что русского плеча
- Ни разу в жизни злоба не касалась…
- И стрелами звеневшие бои
- Лишь прерывали труд ее всегдашний.
- Недаром конь могучего Ильи
- Оседлан был хозяином на пашне.
- В руках, веселых только от труда,
- По добродушью иногда не сразу
- Возмездие вздымалось. Это да.
- Но жажды крови не было ни разу.
- А коли верх одерживали орды,
- Прости, Россия, беды сыновей.
- Когда бы не усобицы князей,
- То как же ордам дали бы по мордам!
- Но только подлость радовалась зря.
- С богатырем недолговечны шутки:
- Да, можно обмануть богатыря,
- Но победить — вот это уже дудки!
- Ведь это было так же бы смешно,
- Как, скажем, биться с солнцем и луною.
- Тому порукой — озеро Чудское,
- Река Непрядва и Бородино.
- И если тьмы тевтонцев иль Батыя
- Нашли конец на родине моей,
- То нынешняя гордая Россия
- Стократ еще прекрасней и сильней!
- И в схватке с самой лютою войною
- Она и ад сумела превозмочь.
- Тому порукой — города-герои
- В огнях салюта в праздничную ночь!
- И вечно тем сильна моя страна,
- Что никого нигде не унижала.
- Ведь доброта сильнее, чем война,
- Как бескорыстье действеннее жала.
- Встает заря, светла и горяча.
- И будет так вовеки нерушимо.
- Россия начиналась не с меча,
- И потому она непобедима!
Что такое счастье?
- Что же такое счастье?
- Одни говорят: — Это страсти:
- Карты, вино, увлеченья —
- Все острые ощущенья.
- Другие верят, что счастье —
- В окладе большом и власти,
- В глазах секретарш плененных
- И трепете подчиненных.
- Третьи считают, что счастье —
- Это большое участие:
- Забота, тепло, внимание
- И общность переживания.
- По мненью четвертых, это
- С милой сидеть до рассвета,
- Однажды в любви признаться
- И больше не расставаться.
- Еще есть такое мнение,
- Что счастье — это горение:
- Поиск, мечта, работа
- И дерзкие крылья взлета!
- А счастье, по-моему, просто
- Бывает разного роста:
- От кочки и до Казбека,
- В зависимости от человека!
***
- Если друг твой в словесном споре
- Мог обиду тебе нанести,
- Это горько, но это не горе,
- Ты потом ему все же прости.
- В жизни всякое может случиться,
- И коль дружба у вас крепка,
- Из-за глупого пустяка
- Ты не дай ей зазря разбиться.
- Если ты с любимою в ссоре,
- А тоска по ней горяча,
- Это тоже еще не горе,
- Не спеши, не руби с плеча.
- Пусть не ты явился причиной
- Той размолвки и резких слов,
- Встань над ссорою, будь мужчиной!
- Это все же твоя любовь!
- В жизни всякое может случиться,
- И коль ваша любовь крепка,
- Из-за глупого пустяка
- Ты не должен ей дать разбиться.
- И чтоб после себя не корить
- В том, что сделал кому-то больно,
- Лучше добрым на свете быть,
- Злого в мире и так довольно.
- Но в одном лишь не отступай,
- На разрыв иди, на разлуку,
- Только подлости не прощай
- И предательства не прощай
- Никому: ни любимой, ни другу!