САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Проект «Второстепенный персонаж». Вступительная статья

Восьмой год подряд мы публикуем полезные материалы для тех, кто готовится к итоговому сочинению, а также к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Материалы для тех, кто готовится к итоговому сочинению, а также к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.  / vk.com
Материалы для тех, кто готовится к итоговому сочинению, а также к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе. / vk.com

Текст: Ольга Лапенкова, автор проекта

В 2020 году стартовал проект «В помощь школьнику», в рамках которого мы рассмотрели практически все произведения, входящие в школьную программу. Каждая из статей этой колонки была попыткой, фигурально выражаясь, набрать в грудь побольше воздуха — и нырнуть в эпоху, где жили, любили, радовались и тосковали литературные герои. И действительно, сложно понять поведение Маши Троекуровой, Татьяны Лариной или Катерины Кабановой, если не знать, как в XIX веке было принято знакомиться, свататься — и как в Российской Империи относились к разводам. И уж совершенно дикими кажутся нам выходки Евгения Онегина, Григория Печорина, Павла Петровича Кирсанова, Пьера Безухова и прочих героев, которые участвовали в дуэлях. А ведь смыть оскорбление кровью — это считалось даже не правом, а обязанностью уважающего себя дворянина!

Когда произведения из школьной программы закончились, колонка сменилось проектом «Как это работает». Здесь мы разбирали роды и жанры литературы, композицию, стихотворные размеры, средства выразительности — и ещё уйму всего, что пригодится не только на экзаменах, но и на обычных уроках.

Наконец, начиная с 2017 года мы каждую осень публиковали материалы для подготовки к итоговому сочинению, а также примеры удачных или, наоборот, спорных работ школьников с комментариями профессиональных педагогов. И все эти работы можно найти в рубрике, которая так и называется: «Итоговое сочинение». Дорогу осилит идущий!

В новом учебном году стартует моя новая авторская колонка — «Второстепенный персонаж». В рамках этого проекта, как нетрудно догадаться, мы будем присматриваться к тем героям, которые вечно ускользают от нашего внимания — и совершенно зря. Ведь в классических произведениях не бывает даже случайных фраз, не то что лишних героев. Какие-то второстепенные персонажи просто любопытные или харизматичные, а на каких-то «держится» чуть ли не весь сюжет. Они учат главных героев хорошему или плохому, протягивают руку помощи — или оказываются далеко, когда они так нужны... А иногда они даже спасают главным героям жизнь!

В заключение хочется рассказать старинный, но оттого не менее актуальный анекдот.

Один человек, умерев, попал в загробный мир и спросил у апостола: «В чём был смысл моей жизни?» И апостол ему ответил: «Помните, сорок лет назад вы ехали в поезде Москва — Сочи, и попутчица попросила Вас передать соль?»«Да, помню, ну и что?» — «Ну и вот».

Анекдот этот, конечно, скорее грустный, чем смешной. Но не стоит недооценивать тех, кто передаёт нам соль. В том числе — если это происходит в классических произведениях.