САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Голодные игры Светланы Павловой

Московским читателям представили дебютный роман о том, как найти главную любовь своей жизни — любовь к самой себе

ast.ru
ast.ru

Текст: Тамара Прохоркина*

  • Светлана Павлова. «Голод. Нетолстый роман»
  • М.: АСТ, РЕШ, 2023 — 320 с.

Редакция Елены Шубиной АСТ продолжила серию клубных презентаций своих молодых авторов дебютным романом Светланы Павловой «Голод». Книга, снабженная двусмысленным подзаголовком «нетолстый роман», уже засветилась в Длинном списке «Лицея», а теперь ее представили читателям обозревательница Наталья Ломыкина и писательница Майя Кучерская, выступающая по отношению к автору отчасти в роли «старика Державина»: Светлана Павлова — выпускница созданных Кучерской Creative Writing School и магистратуры «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ.

Собравшиеся обсудили сам роман «Голод», поговорили про перспективность нового для современной русской литературы жанра автофикшн и о трудностях работы в творческой среде.

«Голод», как выразилась сама Светлана Павлова, — это метафорическое описание долгого и трудного пути к принятию своего отражения в зеркале. И разглядев в тусклом свете зала вопросительные взгляды, предложила публике окунуться в сюжет. Главная героиня «Голода» — тридцатилетняя москвичка Лена. Сторонним взглядом жизнь Лены представляется довольно обычной: работа в офисе, выплата ипотеки, редкие встречи с друзьями, ненавязчивые контакты с родственниками. Но переживания героини достойны проблем воистину трагических — и одна из них связана с работой в креативной индустрии.

Автор тут сделала оговорку, что самой ей больше не приходится следовать графику 5/2. Но долгое время, в бытность офисным служащим, она задавалась вопросом: «А зачем я это делаю?» Именно эту офисную часть романа писательница назвала «элементом автофикшна». И прямо уточнила: героиня Лена, не получая удовлетворения от результатов своего труда, находит его в еде.

Так разговор перешел к тому, что можно считать главной мыслью произведения.

Ведущая паблик-тока Наталья Ломыкина, с воодушевлением рассказывая о романе, выделила три основные темы: «Это роман о принятии своего тела, роман о тридцатилетней современной девушке, роман о любви». Однако тут же уточнила: «Голод» — это не про то, «как тридцатилетние сваливают беды на своих родителей». Некоторые зрители тут несогласно закачали головами и зашептались. Светлана поспешила разбавить возникшее напряжение размышлениями о тенденциях автофикшна и о том, как иногда ей было сложно не подражать современным авторам, работающим в этом жанре. Наталья Ломыкина, в свою очередь, заверила писательницу, что это произведение именно «о том, что нужно», что «Голод» не похож на большое количество «тонких романов о проработке своей травмы» и, несмотря на говорящий подзаголовок, это «большой, самый настоящий роман»!

Микрофон пошел по рядам, и из темноты клубного пространства к обсуждению подключилась еще одна почетная гостья вечера — писательница Евгения Некрасова. Она лаконично, но очень емко и с легкой иронией поделилась своими впечатлениями. «Когда я прочла этот роман, я очень сильно удивилась… — Евгения остановилась на полуслове, а Светлана тут же нахмурилась, не зная, ожидать похвалы или критики. — Мне показалось, что этот текст станет следующим шагом в российском автофикшне!»

И Евгения Некрасова, не обращая внимания на попытки автора вставить робкое «Спасибо!», продолжала: она никогда не сталкивалась с проблемой принятия себя, но уверена, что постоянное желание похудеть любыми способами преследует многих женщин на протяжении всей их жизни, так что этот роман несет в себе не только художественную, но и социальную значимость — он иллюстрирует процесс возникновения здоровой дружбы со своим отражением, без излишней романтики. Больше всего писательницу впечатлил подсюжет о проблемах главной героини на работе: «Офисная часть показалась мне самой интересной и, как ни странно, самой страшной частью «Голода».

По словам Евгении, Светлана Павлова реалистично описала попытки героини определить смысл своего труда, понять, какую пользу ее работа приносит людям, найти в своем занятии коридор для творчества, а главное — понравиться своей начальнице. Евгения отдельно добавила, как ее впечатлило тонкое описание московской жизни. «Необыкновенно ценно, что кто-то описал современную Москву», — поясняет Евгения свои слова, имея в виду, что по непонятным причинам многие писатели забывают, что Москва, «с ее идеальным сервисом и бесконечными курьерами», может быть отдельным действующим лицом, влияющим на состояние героев и их поведение.

Наталья Ломыкина тут же добавила, что автору удалось сделать то, что давно уже не могут сделать такие глыбы, как Виктор Пелевин и Владимир Сорокин, — «поймать мир и язык поколения».

Ведущая затронула еще одну важную тему, которая так или иначе касается любого художественного произведения: значимость любви. Действительно ли отношения — причина, по которой главная героиня справилась с нелюбовью к себе? Светлана обиняками, не желая раскрывать все тайны своего персонажа, ответила, что отношения ее героини с мужчиной, несомненно, играют значимую роль в избавлении Лены от самоненависти, однако важнее было донести простую истину, которую многие женщины отказываются принимать. «Мужчина — не панацея, просто так совпало, что эти герои оказались в зеркальных ситуациях: Лена ходит в «Клуб анонимных обжор», а ее будущий спутник — в другой анонимный клуб через дорогу».

На этой фразе в беседу вступила вторая приглашенная экспертная гостья, Майя Кучерская. Она рассказала, как магистерская работа ее студентки на глазах превращалась в полноценное профессиональное произведение. Кучерская похвалила свободный слог «Голода» и правильно подобранный язык: «Это свободно сказанный текст про отношение к миру и к себе, мне интересно быть с этой героиней, мне нравится четкость формулировок того, что героиня видит вокруг себя». Майя Александровна поддержала слова Евгении Некрасовой о мастерском воспроизведении в романе реалий современной жизни. С уверенностью педагога она объяснила зрителям, что эта книга принадлежит поколению, и в то же время «выше и дальше него», потому что роман «Голод» — «открытый и важный диалог тридцатилетнего человека со всеми нами».

Светлана Павлова, смущенная словами своего наставника, отметила, как сложно ей было сдерживать себя в лексическом плане. Зная увлечение современного общества непечатными выражениями (в этом месте был приведен самый безобидный пример таковых), она поведала о своей отчаянной борьбе с желанием добавить нецензурной лексики в диалоги героев. И именно Майя Александровна наставила ее на верный путь, привила «писательский вкус к простому и выверенному языку».

После выступления Майи Кучерской микрофон окончательно пропал во мраке импровизированного зрительного зала. Вопросов у аудитории оказалось больше, чем отведенного на них времени. Автор старалась сдержанно отвечать лишь на некоторые. Светлана рассказала, что в процессе работы сильно выросла и как профессионал, и как личность, во многом благодаря помощи еще одной известной писательницы — Оксаны Васякиной. Итоговый результат Светлану радует, однако она понимает, что навык письма требует отработки, поэтому с нетерпением ждет возможности взяться за новое произведение.

Естественно, прозвучал вопрос о следующих работах. Светлана, стараясь не слишком откровенничать, обмолвилась, что у нее уже есть идея, но писательница ждет, «когда эта идея дожмет изнутри». Завершающий вопрос звучал так: «В какой момент вы поняли, что вы — писатель?» Светлана никогда не думала о своей деятельности в таком ключе и несколько раз сталкивалась с непонимающим взглядом собеседников, когда представлялась писательницей. Наталья Ломыкина, поддерживая немного растерявшуюся Светлану, заявила: «После этого романа вы со всей уверенностью можете называть себя писательницей!»


*Тамара Прохоркина — студентка I курса Литературного института им. Горького (семинар перевода итальянской литературы). Фото из ее телеграм-канала "Когда же гусь заговорит?"