САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Литературные достопримечательности Перми обозначили на интерактивной карте

Авторы составили ее по следам проекта «Чувство города»

Фото автора
Фото автора

Текст: Игорь Карнаухов

В интернете выложена новая интерактивная карта-схема столицы Прикамья с адресами «Литературной Перми» и «Библиотечной Перми». Авторы составили ее по проекту «Чувство города», на воплощение которого был привлечен грант городского конкурса социально-значимых инициатив.

Проект был заявлен как открытый информационно-туристический ресурс в помощь жителям и гостям города в общей сложности по двенадцати темам. Если так, приходится признать, что выданный информационный продукт страдает неполнотой и перекосами.

На первой из карт нанесен ряд городских достопримечательностей, как то памятники Пушкину, Мамину-Сибиряку и Пастернаку, парк им. А. П. Чехова, мемориальные доски Осоргину, Астафьеву, Селянкину, Решетову, панно «Василий Каменский» высотой в девять этажей, посвященное поэту-футуристу, соратнику Маяковского и Хлебникова, скульптура «Иван Семёнов» – тоже памятник, только литературному герою, персонажу знаменитой повести Льва Давыдычева. Всего десять объектов. В то время как в столице Западного Урала гораздо больше адресов, связанных с именами выдающихся писателей, чем в этом перечне.

Прежде всего, авторы поскромничали, не обозначив на литературной карте сами себя – центральную городскую библиотеку им. А. С. Пушкина, она же у поклонников Пастернака известна как Юрятинская читальня. Но этот особняк не только послужил прототипом библиотеки из «Доктора Живаго», это и место встреч реальных деятелей литературы с поклонниками. Здесь Маяковский в 1928 году читал свое «Хорошо!», а в 1942-м в том же зале эвакуированная в Молотов Лиля Брик делилась воспоминаниями о поэте из книги «Щен». В те же годы войны Вениамин Каверин читал свежие главы из «Двух капитанов», и сюда же записались Аркадий Первенцев, Вера Панова и другие советские корифеи, пребывавшие в Молотове в эвакуации.

А жили почти все они метрах в полутораста отсюда, в «семиэтажке» – гостинице «Центральная», и этот приют советских писателей в годы Великой Отечественной, в свое время даже воспетый в стихах, вообще не нанесен на новую карту.

Как не отражена на ней и обитель собственно пермских мастеров слова – Дом писателя (краевая организация Союза писателей России и ранее Пермское книжное издательство), единственное здание в городе, на памятной табличке на котором перечислены не одна или две, а девять фамилий! С круглым крылом-пристроем к памятнику архитектуры «Дом чекистов» связаны имена Виктора Астафьева, Льва Давыдычева, Льва Кузьмина, Алексея Решетова, Владимира Воробьева и других прозаиков и поэтов.

Нет мемориальной доски Аркадию Гайдару и, соответственно, не отмечен адрес редакции газеты «Звезда», где работал фельетонист и будущий классик. Рассказ о пребываниях А. П. Чехова в Перми и о прототипах трех сестер Прозоровых весьма подробен, но памятные доски им упоминаются в разделе о Чеховском парке, при том, что отдалены от него километрами и вообще находятся на другом берегу Камы! Мемориальная доска Владимиру Короленко упоминается в главе о заводе им. А. А. Шпагина, куда ходил на работу сосланный прозаик и который обозначен на третьей карте – «Культурной Перми»; на этом же заводе потом работал и Александр Грин… Остались вне ресурса и другие интересные адреса.

Будем надеяться, информационный продукт будет пополняться и исправляться.

На второй карте обозначен ряд библиотек краевого центра – всего тринадцать, в том числе модельные, но сугубо городского подчинения. О Пушкинской библиотеке подробно здесь рассказывается, но скудно – справочные сведения.

Обе карты доступны на сайте Объединения муниципальных библиотек.