САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Во имя Отца»: поэтесса в роли самой себя

В Новом Театре прошла премьера спектакля по стихам Анны Ревякиной о жизни Донбасса

Анна Ревякина. Афиша спектакля
Анна Ревякина. Афиша спектакля

Текст: Елена Яковлева/РГ

Донбасский поэт Анна Ревякина, чье поэтическое появление приветствовал сам Евгений Евтушенко, а предисловие к поэме «Шахтерская дочь» писал Денис Пушилин, предстала на сцене Нового театра Эдуарда Боякова в спектакле «Во имя Отца» в роли самой себя. Премьера спектакля по ее стихам завершает цикл, посвященный Z-поэтам, который Новый Театр поставил, открыв специальный театральный проект Поэия.Doc.

Кажется, где-то в соцсетях Ревякина писала, что генетический тест обнаружил у нее ирландские гены. Несмотря на немалое количество хороших ирландских поэтов, сразу подумалось, что она из ирландцев, приехавших с Юзом – строить Юзовку. Настолько она про Донбасс и Донецк, которые Юз в том числе начинал. Выделывая стальные рельсы лучше английских.

На экранах сцены Нового Театра таким – металлургическим, шахтным, индустриальным, сильным – и предстает Донецк. А Анна рассказывает свою «апологию Донецка», который она любит во всех его совершенствах ( шахтерский труд, культура большого города и его пригородов) и несовершенствах (здесь все немножко чрезмерно: накачанные ярко красные женские губы, каблуки в 14 сантиметров...) А поскольку - Евтушенко не врал – она талантлива, Донецк начинает у нее сиять собою.

Современное поэтическое осмысление жизни Донбасса, образную выжимку из его великого карьерно-металлургического быта, конечно, начал делать Алексей Парщиков. В его поэтическом взгляде всегда чувствовалось признание этой реальности, ее правомочности, трагичности («Горняки. Их наружности. Сны. Их смерти»), образности. Наружность этой земли у хороших поэтов, с ней соприкоснувшихся, переходит из стихов в стихи.

Пресс-служба Нового Театра/Екатерина Подосинникова

Но Донецк Ревякиной это еще и «город-мученик». И мученическая судьба с 2014 года обстреливаемого города (дед Анны не мог понять, откуда могут быть выстрелы в 2014-м и все время спрашивал «Кто?») все окрашивает в другой тон – и яркие губы женщин, и их каблуки, и солнце, и терриконы, и угольную пыль на шахтерских лицах.

Анна в стихах обычно на давит на педаль чувств, не эксплуатирует пафос. «Во имя Отца» – спектакль, на котором не сразу заплачешь. Если заплачешь вообще. Он скорее про «подумать», чем про «почувствовать». Но думать о военных действиях – со всей возможной глубиной зияющих перед тобой вопросов – не меньшая нагрузка на душу, чем вымывающие из нее сор зла слезы.

В ее руках словно есть какой-то волшебный, но при этом настроенный на рациональное видение прибор, позволяющий остановить, растянуть самые сильные мгновения – детского счастья, недетского горя, истины. И увидеть что-то подобное тому, что мы видим на фотографиях ушедших от нас людей. «Сегодня мальчики венчаются с войной» - от того, что это говорится полу-остуженным поэтическим голосом, внутренний заряд слов только увеличивается.

Посвященные поэтам и поэзии спектакли в Новом Театре состоят из стихов и исповедального дневника поэта, решившегося рассказать историю своей души. Этот дневник, между тем, профессионально сложен в сюжет, а занимается этим складыванием очень хороший драматург Алексей Зензинов. И у этих спектаклей все внутри очень точно выстроено – есть свой пролог, кульминация, точки катарсиса.

Поэта в Новом театре обычно «играют» трое – он сам и два актера. В случае с Ревякиной это Евдокия Германова и Валентин Клементьев. Экспансивной в игре Германовой невероятно пошли на пользу строгие рамки поэтического спектакля, а Клементьев и вовсе взял на себя вторую главную роль и образ пьесы – отца Анны.

Анна Ревякина из неполной семьи, это нынче вовсе не редкость, но после развода родителей она – и это редкость - осталась не с мамой, а с папой. Отцу, умершему осенью 2014 года, она долго и незаметно признается на сцене в любви через сны, стихи, надежды, память. А Валентин Клементьев являет нам то, что мы потеряли, варварски вытесняя мужскую институциональность из жизни, семьи, из школы, отовсюду, где так не хватает мужчин – умное спокойствие и по-другому собранную энергию любви.

Режиссеры Эдуард Бояков и Сергей Глазков сделали этот спектакль не для галочки и отметки – вот еще одна страница донбасских стихов - а выстраивая тот самый поэтический театр, разговором о котором Бояков предваряет каждый новый спектакль о поэтах.

Женщины Z- поэзии – Ватутина, Долгарева, Ревякина (в таком порядке спектакли о них представлены в Новом Театре) – отмечены чем-то незабываемо смелым. Но в Ревякиной больше стиля, манеры и необходимой сдержанности (видимо, сказывается мужское воспитание), без которой эта манера невозможна.

Доцент на кафедре экономфака МГУ, она преподает в университете отнюдь не поэтические курсы. У нее была своя литстудия «Кофе-кошка-Мандельштам». И она взрослая. На посвященном ее поэзии спектакле особенно чувствуется драгоценность слов взрослого человека.