САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

В Перми появилась история одного города

Что понравилось в этом городе Мамину-Сибиряку и кто ваял здешний памятник Пушкину

Фото: Игорь Карнаухов
Фото: Игорь Карнаухов

Текст: Игорь Карнаухов

В столице Западного Урала представили книгу «Три века истории Перми», образец единичного жанра – путеводителя по истории, в данном случае отдельно взятого российского города.

Этот труд не замышлялся сразу в печатном виде. Книга создавалась на основе множества материалов, использовавшихся прежде всего при подготовке одноименной мультимедийной выставки, посвященной 300-летию города на Каме, открытой в июне 2023 года и действующей и сегодня. Эти материалы черпались из ряда ведомств, музеев, библиотек и архивов Пермского края и Свердловской области. Авторский коллектив составили историки, учёные и преподаватели пермских вузов во главе с Вероникой Козловой, заместителем директора пермского «Культурно-просветительского центра».

Автор-составитель представляет издание. Фото: Игорь Карнаухов

Читателю предстанет даже ещё более достославное, чем три столетия, прошлое: повествование начинается не с заложения Егошихинского завода в 1723 году, от чего ведут в Перми счёт лет, а с 1647-го – с упоминания в переписной книге починка на два двора близ слияния речки Егошихи с Камой.

Однако композиция рассказа, на первый взгляд, противоречит тенденциям современной книжной композиции. Текст не делится ни на главы – более чем на 120 страниц тома разверстан один сплошной текст, сопровождаемый, впрочем, множеством иллюстраций, – ни даже на разделы вроде «Экономика» или «Культура», свойственные юбилейным изданиям. И можно не искать оглавления – в этой книге его нет.

Вместо него есть в буквальном смысле сквозная линия – «лента времени», хроника ключевых событий. На этой прямой отражены все этапные даты, как, например, 20 ноября 1780 года – подписание Екатериной Второй указа об учреждении губернского города в месте нахождения завода, 23 ноября 1917 года, когда была провозглашена Советская власть, почти на месяц позже Петрограда, или 8 марта 1940 года, когда город переименовали во имя выдающегося государственного деятеля, председателя Совнаркома СССР в 1930–1941 годах Вячеслава Молотова.

– Мы хотели, чтобы всё прошлое города воспринималось целостным, без разрывов и изъятий, – говорит автор-составитель издания, кандидат исторических наук Вероника Козлова.

Поэтому и жанр релиза единственный в своем роде – путеводитель именно по истории, а не по выставке, уточняет Вероника Юрьевна.

Конечно, в книге говорится о знаменитых русских и советских писателях, живших и бывавших в западноуральском городе. Так, Дмитрий Мамин-Сибиряк, которого с пермской землей соединяли родственные узы, отмечал транспортную инфраструктуру: «Едва ли где-нибудь в другом месте в России устроен вокзал так удобно, как в Перми: только перейти через дорогу – и на пароходе», – писал классик. Фактически на востоке Европы уже в конце XIX века был создан транспортно-пересадочный узел, выражаясь современными терминами.

Пермяк Василий Каменский познакомил своих земляков с авиацией. Поэт-футурист, соратник Маяковского привез на Западный Урал аэроплан и стал летать над городом в 1911 году.

Памятник А. С. Пушкину, стоящий в городе, изваян российской знаменитостью, народным художником РФ, создателем памятника маршалу Г. К. Жукову на московской Манежной площади Вячеславом Клыковым. Поэт, путешествовавший на восток до Оренбурга, в Перми не бывал, однако изображен словно гуляющим по здешней улице Сибирской будто по Невскому проспекту...

Путеводитель по времени выпущен издательством «Маматов» (Петербург – Пермь).Тираж – 200 экземпляров. Приобрести книгу можно сейчас в единственном месте в городе – в пермском историческом парке «Россия – Моя история». Вследствие всех особенностей фолиант выглядит сейчас библиораритетом. Тем более, что электронной версии не планируется.

Впрочем, ведущие библиотеки города получили экземпляры.