САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

4 книги о темной стороне искусства

В этих детективах люди пропадают на острове и в аэропорту, находятся в плывущих по реке лодках и рассказывают невероятные небылицы, которые оказываются правдой

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложки с сайтов издательств
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложки с сайтов издательств

Текст: Ирина Шлионская

Традиционно считается, что в мире искусства и шоу-бизнеса бушуют темные страсти. Но порой творческие натуры оказываются способны на самые изощренные преступления, ничем не уступающие талантливо написанной картине или сценарию. Именно эта идея лежит в основе нескольких новинок детективной литературы, о которых мы вам расскажем.

Алекс Михаэлидес. "Ярость"

Пер. с англ. Ольги Акопян – М.: Эксмо, 2024

Эту книгу не зря сравнивают с «Десятью негритятами» Агаты Кристи. Вышедшая в тираж британская кинозвезда Лана Фаррар решила собрать близких и друзей на принадлежащем ей маленьком острове Аура в Греции. Семь человек оказываются в ограниченном пространстве, окруженном водой. И вот главную героиню, хозяйку острова, убивают… Кто это сделал? Новый муж Ланы – Джейсон Миллер, сын от первого брака – юный Лео, подруга – актриса Кейт Кросби, близкий приятель – драматург Эллиот Чейз, помощница Агати, смотритель острова Никос? Мотивы были у многих. Например, Джейсон изменял жене с Кейт, а Чейз и Никос страстно любили Лану… У Лео с матерью были сложные отношения, так как она не одобряла желания сына стать актером. А еще у Ланы имелось много секретов. В том числе касавшихся других людей. Уж не они ли стали причиной ее гибели?

Первая половина романа может показаться читателю не слишком интересной, даже скучноватой. Уж слишком медленно разворачивается действие, приходится перелистать несколько десятков страниц, пока дойдет, собственно, до преступления… А зачем эти длинные рассказы о персонажах книги – кто куда ходил и что делал?

И лишь во второй половине повествования все встает на свои места. Конечно, причины преступления следует искать в прошлом героев. Прошлом, которое стало для одного из них кошмаром и побудило срежиссировать ужасный спектакль. И жертвой в этом представлении должна была стать вовсе не Лана Фаррар… Однако все пошло совсем не так, как было запланировано.

Кристофер Прист. "Транзитная зона"

Пер. с англ. Светланы Харитоновой – М.: АСТ, 2024

В центре романа – история еще одной вымышленной кинозвезды. В 1949 году бесследно исчезла знаменитая голливудская актриса Жанетт Маршан. Ее самолет, совершавший рейс из Нью-Йорка, приземлился в лондонском аэропорту. Жанетт сошла с трапа и скрылась в палатке для таможенных досмотров. После этого ее больше никто не видел. Версии выдвигались самые разнообразные, но ни одна не нашла серьезного подтверждения.

Много лет спустя известный кинокритик Джастин Фармер, которого еще в раннем детстве очаровали фильмы с Маршан и который к тому же увлекается авиацией, пытается расследовать ее исчезновение. Но ни изучение биографии актрисы, ни беседы со знавшими ее людьми, ни изучение фактов, сопровождавших инцидент, казалось бы, не дают никаких зацепок. И только знакомство с пожилой актрисой Тедди Смайт и кинобиографом Матильдой Линден наталкивает Фармера на разгадку тайны. И, хотя разгадка эта вроде бы имеет рациональное объяснение, она связана с вещами, выходящими за рамки привычного мировосприятия. Так, проснувшись в отеле во время очередной командировки, Фармер сперва не понимает, в какой стране и в каком городе он очутился. А еще он на собственном опыте узнает, что в аэропортах существуют особые «зоны», через которые можно телепортироваться совсем в другое место. И происходит это почти незаметно для героев. Фантастика в этой, как и в других книгах Приста, сплетается с реальностью так тесно, что мы уже не можем отличить одно от другого…

В романе есть намеки на то, что прототипом Жанетт Маршан была британская актриса Вивьен Ли. В частности, возраст почти совпадает, у каждой из актрис было несколько браков, но только один ребенок – дочь. В книге также упоминается фильм «Вестминстерский мост», в котором якобы играла Жанетт – а Вивьен как раз сыграла главную роль в картине «Мост Ватерлоо». Вот только реальная Вивьен никуда не исчезала и скончалась в 1967-м от туберкулеза.

Содзи Симада. "Токийская головоломка"

Пер. с яп. Надежды Сумской – М.: Эксмо, 2024

В руки профессору факультета естественных наук Токийского университета Такэхико Фуруи попадают записки, автором которых является молодой человек по имени Тота Мисаки, сын популярного киноактера Кадзюро Асахия. Он описывает чрезвычайно странные вещи. Якобы в его квартиру вторгается грабитель и у него на глазах убивает мачеху юноши Каори и секретаря его отца Катори. Попытавшись покинуть квартиру и вызвать помощь, Тота обнаруживает, что в мире наступил Апокалипсис: ландшафт изменился, телефонная связь не работает, люди вокруг превратились в животных и говорят цифрами. А напоследок ему встречается самый настоящий динозавр, который… откусывает автору руку. Правда, рука снова отрастает, но остается короткой. Тоте приходится вернуться в квартиру, где он расчленяет трупы убитых и из их половинок складывает новое существо-гермафродита, как в его любимом романе «Токийский Зодиак», где маньяк мечтает сложить идеальную женщину из частей тел своих жертв.

Фуруи предлагает разгадать эту загадку своему знакомому – сыщику Киёси Митараи. Рассказ ведется от лица писателя Исиоки, который является не то помощником Митараи, не то его соседом по квартире. Словом, японская вариация Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

Довольно быстро выясняется, что Тота Мисаки появился на свет с серьезной инвалидностью и отец старался не афишировать наличие у него больного сына. Фуруи считает, что тот страдает также психической неполноценностью, отсюда полный бред в дневнике. Однако Митараи с этим совершенно не согласен и ищет в записках рациональное зерно. Вскоре он приходит к выводу, что Тота стал очевидцем чудовищного и заранее спланированного преступления, а для того чтобы скрыть следы, убийцы разыграли целый спектакль… И, как и в «Ярости» Михаэлидеса, все пошло не по плану.

Если в «Транзитной зоне» Приста роль загадочного «портала» играл аэропорт, то в «Токийской головоломке» в центре повествования находится дом, в котором когда-то жил Тота Мисаки. Здесь и загадочные коридоры и лестницы, и исчезнувший этаж, и потайные апартаменты, в которых обитает жуткий монстр… Но всему находится вовсе не фантастическое, хоть и весьма удивительное объяснение.

Елена Бриолле. "Черный, как тайна, синий, как смерть".

М.: Эксмо, 2023

Этот роман современной российской писательницы стал лауреатом четвертого сезона премии «Русский детектив» в номинации «Преступление и наказание: детектив года».

Действие книги переносит нас во Францию 1912 года. Сыщику парижской полиции и по совместительству художнику Габриэлю Ленуару поручают расследовать обстоятельства смерти дочери германского посла, семнадцатилетней Софии фон Шён – девушку нашли мертвой в лодке, плывшей по Сене. Как показала экспертиза, перед смертью ей вкололи какой-то препарат.

В погибшей девушке Габриэль узнает свою недавнюю натурщицу, назвавшуюся чужим именем. Выяснилось, что София вращалась в кругах местной богемы, а также была участницей таинственного «Клуба кобальта». Кажется, нет сомнения в том, что убийца находится именно среди этих людей, каждый из которых либо обожал девушку, либо боялся и ненавидел ее… В расследовании Ленуару помогает журналистка Николь Деспрэ, с которой у него складываются довольно сложные отношения.

Габриэль и Николь проверяют множество версий, связанных со знакомствами Софии. Однако ни одна из них не приводит их к виновнику или причине ее преждевременной кончины. Пока сыщики не выходят на «сумасшедшего профессора» Казимира Отто, якобы разрабатывающего вакцину от туберкулеза, а на самом деле «генерирующего» смертоносные вирусы. Неужели девушка стала жертвой его безумных экспериментов?

Но не все так просто в этой истории. И, скорее всего, читатель до самого конца так и не догадается, кто на самом деле стоит за убийством Софии фон Шён…

Удалось ли автору достоверно передать подробности парижской жизни начала прошлого века? Сложно сказать, ведь у нас по понятным причинам не было возможности туда окунуться. Но того, что роман получился атмосферным и до последнего держит в напряжении, отрицать нельзя.