САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Книжные фестивали в России: как они устроены и зачем нужны

На златом крыльце сидели: автор, издатель, партнер и читатель

Фото: предоставлено автором
Фото: предоставлено автором

Текст: Алиса Сергеева

Статистика — очень интересная штука. Благодаря ей мы, например, знаем, что россияне предпочитают читать бумажные книги. А еще любят посещать книжные фестивали — так, прошедшую в начале сентября ММКЯ, по сведениям организаторов, посетили около 40 000 человек. Понятно, что привлекает людей: на фестивалях можно пообщаться с популярными авторами, купить новинки со скидкой от издательства и ощутить особенную атмосферу причастности к «литературному братству».

Сегодня фестивальная культура активно развивается не только в Москве и Санкт-Петербурге. Взять хотя бы летний книжный фестиваль «Смены» в Казани, за одиннадцать лет своего существования ставший одним из главных культурных событий региона. Можно вспомнить и новый, но уже полюбившийся жителям Татарстана Камский книжный фестиваль в Нижнекамске. В сибирском Тобольске дважды с большим успехом прошли «Книги в городе», во Владимире появился «Китоврас», в Рязани — «Читающий мир», «Сила слова» в башкирском Благовещенске, мультиформатный «Белый июнь» в Архангельске...

Кирилл Маевский, продюсер и куратор книжных, музыкальных и образовательных проектов, организатор фестиваля «Смены», отмечает: «Фестиваль всегда больше, чем просто фестиваль. На самом деле под ним подразумевается очень большой культурный проект, за которым стоит не только увеличение читательского интереса людей во всем городе, но и изменение социальной среды, подходов к культурным мероприятиям и городской жизни в целом. Через книгу можно настроить коммуникации с любым человеком в городе.

Книжный фестиваль, если он грамотно устроен, действительно может стать началом позитивных перемен в городе и стартом новых проектов, стимулом для возникновения локальных культурных продуктов».

Однако чтобы местные фестивали могли развиваться и стать важной частью местной культуры, неизбежно нужны партнеры. Ими могут быть представители государства, бизнеса, НКО и просто частные благотворители и волонтеры.

О фестивалях замолвите слово

Партнерство — отличный способ масштабировать фестиваль и рассказать о нем как можно большему количеству людей. Организаторам нередко помогают региональные или городские власти, часто — крупный бизнес, чьи производственные активы расположены на территории: компании стараются вносить вклад в развитие городов, где живут их сотрудники. Помощь может быть разной: от полной организации фестиваля совместно с партнерами до информационной поддержки, приглашения интересных гостей, проведения квестов, мастер-классов, игр и других активностей.

Фото: предоставлено автором

Например, «Берег» в Благовещенске Амурской области — самая крупная книжная ярмарка на Дальнем Востоке — проходит при поддержке «РусГидро» и правительства региона. Фестиваль «КнигаМарт» в Молчановке и других районах региона помогают провести Министерство культуры Иркутской области и «Иркутская нефтяная компания». Компания СИБУР в городах своего присутствия поддерживает книжные фестивали «Смены», «Сила слова» и «Книги в городе».

«Культура — очень значимый фактор комфортной, дружелюбной среды в городе. Насыщенная повестка привлекает талантливых людей, перспективную молодежь, — говорит Елена Снежко, руководитель программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел», в рамках которой проходят фестивали. — Она помогает системно создавать условия, в которых людям хочется жить и работать. Поэтому в нашем портфеле немало проектов в сфере культуры и искусства, в том числе — книжные фестивали, куда мы привозим книжные “премьеры” и помогаем привлечь к участию и организовать приезд популярных современных писателей, искусствоведов».

Польза для читателей и издателей

Книжные фестивали — важные события для независимых издательств, у которых не так много платформ для дистрибуции. Для них участие в масштабном мероприятии — это та самая возможность личного контакта, которая помогает не только рассказать читателю о себе, но и удержать его интерес и внимание. А еще — шанс найти партнеров среди местных участников книгоиздательского дела.

«Небольшие издательства создают книги, уже понимая, кто их читатели. Личная встреча с ними на фестивале помогает самим издателям по-новому оценить свой труд, посмотреть на свои книги под другим углом. А еще на фестивалях становится очевидно, насколько людям важен живой контакт с автором, насколько это вовлекающая история. Например, в Благовещенск приезжал Алексей Олейников, и все его книги раскупили в первый же день», — делится Татьяна Миточкина, маркетолог издательства «Самокат».

Фото: предоставлено автором

Читатели, в свою очередь, на фестивалях расширяют литературную «насмотренность» и знакомятся с издательствами и произведениями, о которых, возможно, до этого даже не знали.

Екатерина Климанова, представитель издательства «Карьера Пресс», рассказывает: «Гости фестивалей фотографируют издания, чтобы потом купить их, например, на маркетплейсах. Так формируется отложенный спрос. Не каждый повезет с мероприятия сразу целую гору книг, как бывает на московских книжных ярмарках, куда люди специально приходят с сумками-тележками. Но все равно многие посетители приходят купить книгу со скидкой от издательства (в среднем скидки на фестивалях составляют 10–30%. — прим. авт.), пообщаться и узнать подробнее о разных произведениях».

Сохранять и развивать уникальность

Не менее важная функция региональных фестивалей и малых издательств — знакомство гостей с культурной идентичностью городов России. В программу каждого фестиваля организаторы, как правило, добавляют локальные темы: знакомство с региональными авторами и произведениями на национальных языках, выставки местных художников, дискуссии, посвященные актуальным для жителей региона вопросам.

Фото: предоставлено автором

Например, на фестивалях в Татарстане презентуют произведения на татарском языке, а в прошлом году в Альметьевске можно было бесплатно получить экземпляр «Баллады о нефтянике» местного татарского поэта Адиба Маликова, опубликованной в книжной серии «Кустоды». В этом году в рамках образовательной программы Камского книжного фестиваля историк архитектуры, основатель компании «Глазами инженера» и экскурсовод Айрат Багаутдинов рассказал о том, как полюбить архитектуру Нижнекамска и как двигался архитектурный прогресс в нашей стране, а на радио «Культура» в дни проведения фестиваля выходили эфиры с предпринимателями, деятелями культуры и другими специалистами города.

«В любом фестивале обязательно должна присутствовать локальная идентичность. Неважно, где мы организуем наш “праздник книги”, главным героем всегда остается город, его особенности и уникальные черты. Например, Нижнекамск — это один из центров российской нефтехимической промышленности. Нужно работать с идентичностью города и не бояться, что в программе культурного мероприятия что-то окажется менее понятным широкой общественности — это возможность узнать больше о родном крае», — делится Кирилл Маевский.

Записки о моей семье

Книжные фестивали — это еще и формат семейного досуга. Сюда взрослые приходят вместе с детьми, чтобы послушать любимых авторов, поучаствовать в мастер-классах и квестах, побороться за приз на конкурсе чтецов.

Сами издатели рассказывают, что детям особенно важно личное общение с авторами и представителями редакций.

Фото: предоставлено автором

«Нужно вести диалог с ребенком, чтобы знать, чем он интересуется: одним нравятся научно-популярные книги про космос, другим – что-нибудь техническое про машины, а кто-то любит читать детективные истории про запутанные дела. На фестивале в Благовещенске к нам часто подходили маленькие читатели и просили, например, детектив пострашнее. Чтобы было не скучно, динамично, хорошо читалось. Очень интересно понимать, что ребенку действительно важно», — считает Екатерина Климанова.

Для кого-то это становятся стимулом к самостоятельному творчеству. Например, однажды книжный фестиваль «Книги в городе» вдохновил жителя Тобольска — подростка Матвея Кийко — на запуск книжного блога. Юношу заметили, он стал модератором и экскурсоводом проекта, писал обзоры для его официальной страницы в социальных сетях. Сегодня Матвей является амбассадором культуры чтения для подростков — например, в этом качестве принимает участие в фестивале на Красной площади или на фестивалях «Смены». А еще вместе с мамой развивает в родном городе проект «Книги, кофе и разговоры».

Фестиваль расправил плечи

Чтобы эффект от проведения фестивалей был системным, важно делать их не разовыми, а регулярными.

Для Кирилла Маевского и его команды важно, чтобы каждое событие вносило ощутимый вклад в развитие города, в котором оно проводится: «Мы как жители не самого центрального города (Казани — прим. авт.) “наелись” за многие годы фестивалей, которые приезжают, проводят мероприятие и ничего после себя не оставляют. И поэтому хотим создавать после фестиваля какие-то устойчивые формы, форматы, взаимодействия, обогащенную книжную инфраструктуру».

Фото: предоставлено автором

Елена Снежко считает, что фестиваль из книжного может вырасти в универсальное городское событие, которое помогает формировать идентичность местных жителей и бренд территории. Например, тобольские «Книги в городе» стартовали с традиционного литературного формата и постепенно выросли до Фестиваля сибирских историй — платформы, которая помогает авторам из всех сибирских городов рассказывать о себе, своем городе и своей Сибири.

Чтобы это случилось, всем заинтересованным участникам процесса — издателям, властям, бизнесу, местным некоммерческим литературным организациям — важно находить друг друга, развивать диалог и искать форматы сотрудничества, которые будут работать на благо всех. И в первую очередь — самих читателей.