САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Здоровый образ жизни по-средневековому

Наталья Пелезнева рассказывает, как была устроена средневековая медицина

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством

Текст: ГодЛитературы.РФ

Сегодняшняя медицина — рациональная, доказательная, с ее высокими технологиями и статистикой — так или иначе выросла из тысячелетней медицинской теории. И если присмотреться, те же средневековые врачеватели оказываются не так просты, как о них порой думают. "Насколько близко нам Средневековье, стало отчетливо ясно при встрече с новой, неизвестной раннее болезнью, — пишет в своей книге "Медицина Средневековья: жить или умереть" Наталья Пелезнева. — Можно только удивляться, насколько повторялись в двадцать первом веке те модели поведения, которые были описаны еще в «Декамероне» Боккаччо, в годы страшной чумы. Паническое бегство, бессмысленный поиск виновных, карантинные меры, молитвы и талисманы — все это мы видели на улицах современных мегаполисов, поражаясь их внезапно проявившемуся сходству со средневековой Флоренцией".

Вслед за автором заглянем в греческие святилища Асклепия и в арабские больницы-бимаристаны, в богатые дома, окруженные садами, и в жилища простых горожан. И в конце концов разберемся, как была устроена медицина в Средневековье - в том числе узнаем, что тогда значила фраза "вести здоровый образ жизни".

Наталья Пелезнева окончила магистратуру Высшей школы экономики по направлению "Медиевистика", сейчас является аспирантом НИУ ВШЭ и сотрудником Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.

Наталья Пелезнева. Медицина Средневековья: жить или умереть - Москва : АСТ - 304 с.

Глава 2. Защита от недугов: средневековые меры профилактики

Люди Средневековья отлично понимали, что у доступной им медицины не так уж много возможностей. Болезнь всегда могла оказаться сильнее человека, и тогда лекарь был бессилен. Может быть, именно поэтому и в Античности, и в Средневековье уделяли так много внимания способам профилактики. Люди видели на собственном опыте, что здоровый и сильный организм реже «подхватывает» недуги и более стойко им сопротивляется, если хворь все-таки началась. Напротив, тело, измотанное нагрузками, куда более уязвимо. Методы средневековой профилактики могут удивить нас, поскольку они не ограничивались назначениями врачей. Скорее, наоборот: прием врача могли позволить себе немногие, а вот уберечь себя и близких от болезней хотел каждый. Поэтому на помощь приходили самые разные способы: от веселой песни до «магического квадрата».

Здоровый образ жизни по-средневековому

Вслед за Гиппократом и Галеном средневековые врачи считали, что силы и здоровье во многом зависят от образа жизни. Если изо дня в день предаваться делам, которые не подходят конкретному человеку в силу особенностей, например темперамента, — проблемы не заставят себя ждать. И наоборот: правильный образ жизни, выстроенный с учетом личных потребностей, помогает телу выстоять перед угрозами извне. Эта идея напоминает гиппократовские представления о важности «диеты», подходящей пациенту. «Диета» регулировала не только питание, но и другие факторы. Считалось, что все они способны постепенно восстанавливать пошатнувшийся баланс гуморов (подробнее об этом читайте в главе 1 в разделе о «медицинском» взгляде на причины болезней).

Средневековые лекари впервые систематизировали знания последователей Гиппократа: собрали их воедино и разделили на категории. Окончательно эту систему здорового образа жизни оформили врачи средневекового Востока. Одним из первых был Хунайн ибн Исхак — придворный врач одного из багдадских халифов и знаток греческого, сирийского и персидского языков. В IX веке он перевел на арабский множество античных медицинских сочинений, сохранившихся в рукописях на этих языках. Хунайн ибн Исхак написал более двадцати собственных книг о медицине. Он собрал вместе сведения о факторах, помогающих восстановить «эукразию» — здоровый баланс телесных жидкостей. Эти факторы врач поделил на три группы. Спустя две сотни лет другой врач-переводчик, Константин Африканский, дал этим группам латинские названия, под которыми они и стали широко известны1. В первую группу, res naturales («врожденных обстоятельств»), он включил четверки «элементов», «качеств» и гуморов, а также органы человеческого тела. Во вторую группу вошли res contra naturam («обстоятельства вопреки природе»), то есть болезни, их причины, проявления и последствия. Третья группа, sex res non naturales, то есть «шесть неврожденных обстоятельств», касалась образа жизни. По сути, средневековый человек мог повлиять лишь на третью категорию факторов. Считалось, что «врожденные обстоятельства» заданы от природы. Никакие усилия врачей не могли изменить, скажем, темперамент. Сопротивляться тяжелым болезням тоже было непросто, в этом каждый мог убедиться на собственном опыте. А вот «неврожденные» факторы все-таки можно было удержать под контролем.

Как это сделать, рассказывали специальные сборники советов, на латыни они назывались regimen sanitatis2. Их рекомендации помогали сохранить здоровье двумя путями. Вот как об этом писал итальянский врач Майно де Майнери в XIV веке: «Regimen sanitatis не в силах помочь нам избежать смерти. Тем не менее он весьма способствует тому, чтобы избежать двух опасностей для здоровья. Первая заключается в том, что “коренная влага” истощится слишком быстро. Вторая — повреждение гуморов»3. О гуморах и их здоровом балансе мы неоднократно говорили, а вот о первом термине стоит сказать подробнее. Средневековые врачи полагали, что жизненная сила организма заключается в некой жидкости, свободно текущей в теле. Ее и называли «коренной влагой» (humidum radicale)4. Эту влагу подогревал источник внутреннего тепла (calor innatus), расположенный в сердце. Любые физиологические процессы понемногу расходовали «топливо». Лекари сравнивали человеческую жизнь с горением масляной лампы: масло убывало, поддерживая пламя. Объем живительной жидкости и сила тепла были заданы от природы, и человек никак не мог повлиять на них. Потерянную влагу могли понемногу восполнить пища и питье — еще и поэтому их качество было так важно. То, как полагалось «подкармливать» животворный огонь в теле пациента, зависело от его возраста. Считалось, что сердца юношей и девушек горячи от природы, а порой пылают даже слишком сильно. Молодежи советовали избегать разогревающих продуктов — например вина, особенно крепкого. К старости сердечное пламя угасало, и в ход шли согревающие средства. Советы, собранные в regimen sanitatis, помогали поддерживать внутреннее тепло на нужном уровне: так, чтобы его хватило на долгую активную жизнь.

Врачи выделяли шесть групп «неврожденных обстоятельств». Первым из них был «воздух» — качество воздуха и климат местности, в которой жил пациент. В идеале стоило поселиться там, где свежий ветер не дает атмосфере застаиваться, а температура не поднимается слишком высоко и не опускается чересчур низко. Жара и холод несли опасность, как и болотные испарения. Следили не только за погодой, но и за атмосферой в жилище. Вот какие советы давал врач Арнальдо де Вилланова в начале XIV века:

«В помещениях, предназначенных для возлежания и сна, надлежит не допускать застаивания воздуха и невозможности свободно проветривать. Так бывает в некоторых сводчатых домах, где есть лишь немного малых отдушин, или в сырых комнатах с земляным полом. В таких помещениях воздух чересчур тяжелый и влажный, и пребывание, а особенно сон в них, весьма отягощает голову и грудь. Это делает [людей] ослабленными, вялыми и сонливыми, сдавливает сердце, усиливает одышку, затрудняет дыхание и лишает голоса или приглушает его. Если же острая необходимость требует находиться в таком доме, зимой следует очистить воздух огнем, особенно разожженным из сухих лоз, либо розмарина, либо иглицы или похожих дров, не дымящих, но горящих ярким пламенем. Летом же надлежит держать все отдушины открытыми, притом так, чтобы пол не намокал»5.

Второй важный для здоровья фактор — питание. Здесь принципы не изменились со времен гиппократовских «диет». Еду и напитки подбирали в зависимости от того, куда, по мнению врача, смещался баланс телесных жидкостей пациента. Например, если человек выглядел апатичным и вялым, в этом винили избыток холодных гуморов. Чтобы отогреть пациента, использовали «горячие» продукты, скажем, пряности. Врачи обращали внимание и на то, в каком порядке подаются блюда. Начинать трапезу советовали с «тонкой» пищи: в идеале, с нежирного мяса. Лишь затем можно было перейти к более грубой. Практически все медики убеждали своих пациентов не переедать. Тяжесть, а тем более расстройство желудка после приема пищи считали плохим знаком. Были и способы проверить, не скрывает ли подопечный эти неприятные симптомы. Французский врач Гийом из Безье в начале XIV века развернуто описывал, как обнаружить переедание по объему фекалий пациента6.

Третьим видом «обстоятельств» считали всевозможные виды движения, а вместе с ними и отдых. Как и древние греки, средневековые врачи советовали регулярные, но умеренные нагрузки. Четвертый пункт списка был посвящен сну и бодрствованию. Засыпать сразу после еды считалось вредным, как и часто переворачиваться во сне с боку на бок. Пятый фактор, «насыщение и опорожнение», касался всего, что связано с телесными выделениями. Сюда относили мытье и купания — полезные, но рискованные занятия. Вода не просто смывала с кожи пот и грязь. Она воздействовала на гуморы внутри тела, могла согреть и охладить, увлажнить и высушить. Считалось, что и кожа, и кости человека пронизаны мельчайшими отверстиями, порами. Через них вредные излишки гуморов и остатки пищи выходили наружу, очищая организм. Правильное купание помогало «открыть» поры, вывести и смыть все загрязнения.

Последнее, шестое «обстоятельство» — «устремления души», то есть эмоции и настроение. Даже мимолетное чувство может повлиять на здоровье, считали средневековые лекари. Они верили, что эмоции напрямую воздействуют на движение внутреннего жара, который зарождается в сердце человека. Гнев и радость гонят тепло прочь из организма, а печаль и страх направляют его глубоко внутрь. Тревога и стыд действуют в обоих направлениях. Так или иначе, сильные эмоциональные всплески лишают тело баланса, обеспечивающего здоровье. Эту точку зрения Средневековье тоже унаследовало от Античности. Еще Гален отмечал, что «пафос», то есть яркая вспышка чувств, способен привести к «патологии», — недаром эти слова родственны друг другу7. Была и другая классификация эмоций — по их «скорости». Считалось, что гнев проявляется мгновенно и столь же быстро приводит в движение внутреннее пламя. Радость, напротив, приходит медленно и рассеивает тепло постепенно. Так же неспешно действует и тревога, отводя тепло от кожи и загоняя его внутрь. А вот страх, а тем более ужас, заставляют «огонь» двигаться так быстро, что его перемещение подобно удару. Это само по себе могло навредить. Именно таким процессом средневековые лекари объясняли некоторые тяжелые случаи лихорадки. Но иногда сильные эмоции, наоборот, шли на пользу. Английский философ Роджер Бэкон (1220 — ок. 1292) писал, что гнев необходим пожилым людям: он разгоняет кровь, которая с возрастом все медленнее движется по венам и артериям8.

Постепенно врачи заговорили и о более сложных эмоциональных процессах. В них чувства смешивались, словно краски на палитре. Ибн Сина (980–1037) в «Каноне врачебной науки» описал несколько таких сочетаний9. Например, одного из его пациентов одолевало переплетение гнева и уныния, а другого — страх, к которому примешивались опасение и тревога о будущем. Иногда в эти сложные конструкции вторгался и разум пациента. Скажем, стыд быстро загонял тепло внутрь, подобно страху, и запирал его внутри. Это очень точное наблюдение, мы до сих пор называем стыд «жгучим». С точки зрения Ибн Сины, лишь рациональное осознание причин такого положения могло выпустить этот жар наружу — это и заставляло людей краснеть от стыда.

Общее расположение духа зависело от темперамента, но своим настроением в конкретный момент человек мог управлять. Средневековые врачи давали немало рекомендаций для этого. Наилучшим вариантом считали спокойное или приподнятое, но ни в коем случае не «взвинченное» настроение. Ровное, умеренное состояние усиливало организм и помогало ему сопротивляться внешним угрозам. Падуанский врач Джентиле да Фолиньо (?–1348) советовал: «Помимо прочего, [пациенту] следует особенно заботиться о том, чтобы не оставаться в одиночестве и не погружаться в печаль или тяжелые раздумья. В этих целях очень хорошо побеседовать с добрыми друзьями, так же как и переменить обстановку, побороться за то, чего трудно добиться, либо поучаствовать в обычной или соколиной охоте»10. Уго Бенци (ок. 1360–1439), врач и философ из Сиены, в начале XV века подготовил для своего молодого пациента такой список: «В число таких [полезных для хорошего настроения] вещей входит смотреть на разнообразные красиво и занимательно украшенные [вещи]; слушать музыку и песни; читать нечто не слишком сложное, вроде рассказов или других трудов, которые ему нравятся; пользоваться духами или подбирать себе одежду»11. Легко заметить, что эти советы были предназначены для тех, кто входил в круги элиты. Пожалуй, только они могли уделить время соколиной охоте или вдумчивому выбору костюма и парфюма. Впрочем, беседу с друзьями и веселую песню мог себе позволить и человек попроще.

Мысль о том, что хорошее настроение делает организм более устойчивым, стала особенно популярной начиная с середины XIV века, когда в Евразию пришла «черная смерть». Едва ли не все трактаты о том, как победить чуму, содержат подобные советы. Герои и героини «Декамерона» Джованни Боккаччо (1323–1373) недаром проводят время в садах загородной виллы, рассказывая друг другу занимательные истории. Они не просто пережидают вынужденный отъезд из зачумленной Флоренции. С точки зрения средневекового человека, все действия веселой компании призваны защитить ее участников, сделать их сильными и неуязвимыми для страшной болезни.

  • 1 Niebyl P. H. The Non-Naturals // Bulletin of the History of Medicine. 1971. Vol. 45 (5). P. 486–492.
  • 2 Gil Sotres P. The Regimens of Health // Western Medical Thought from Antiquity to the Middle Ages. Cambridge, 1998. P. 291–318.
  • 3 Цит. по: Van Dam F. I.W.M. Permeable Boundaries: Bodies, Bathing and Fluxes: 1135-1333 // Medicine and Space. Body, Surroundings and Borders in Antiquity and the Middle Ages. Leiden, Boston, 2012. P. 127.
  • 4 McVaugh M. The 'Humidum Radicale' in Thirteenth-Century Medicine // Traditio. 1974. Vol. 30. P. 259–283. 84 Медицина Средневековья: жить или умереть
  • 5 Arnaldi de Villanova. Opera Medica Omnia. Vol. X.1. Regimen sanitatis ad regem Aragonum. Barcelona, 1996. P. 424.
  • 6 Stehlíková D. A Recently Discovered Regimen sanitatis by Guillem de Béziers from 1319 // Graeco-Latina Brunensia. 2021. Vol. 26 (2). P. 255.
  • 7 Singer P. N. Galen’s Pathological Soul: Diagnosis and Therapy in Ethical and Medical Texts and Contexts // Mental Illness in Ancient Medicine. Leiden, 2018. P. 381–420.
  • 8 Carrera E. Anger and the Mind-Body Connection in Medieval and Early Modern Medicine // Emotions and Health, 1200–1700. Leiden, 2013. P. 136.
  • 9 Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки: [Пер. с араб.]. Книга I. Ташкент, 1981. С. 181–182.
  • 10 Цит. по: Kyle S. R. Medicine and Humanism in Late Medieval Italy: The Carrara Herbal in Padua. London, New York, 2016. P. 77.
  • 11 Цит. по: Ibid. P. 78. 90 Медицина Средневековья: жить или умереть