Текст: Ольга Лапенкова
Мы уже много раз говорили, зачем нужно итоговое сочинение школьникам (если вкратце — чтобы потренироваться в написании научных текстов, собрать «под себя» банк аргументов, лишний раз повторить всё, что касается орфографии и пунктуации). Однако есть и ещё одна причина: некоторые столичные вузы начисляют за грамотное и оригинальное итоговое сочинение дополнительные баллы. Это актуально для абитуриентов, которые собираются поступать на такие специальности, как «Филология», «Лингвистика», «Педагогика», «Журналистика».
Будем честны: список вузов, где готовы пойти на такую щедрость, не очень-то велик. В статье, которую опубликовал на портале «Мел» доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Михаил Павловец, приводится следующий вывод: «Я нашёл только пять московских вузов, которые перепроверяют итоговые сочинения и дают за них дополнительные баллы: НИУ ВШЭ (до 10 баллов), ГАУГН (до 10 баллов), МГУ (до 4 баллов), МИФИ (до 2 баллов), МГПУ (до 10 баллов на некоторые направления). В регионах таких вузов вообще нет (если это, конечно, не филиалы упомянутых столичных)». Но кто знает: может, абитуриент, читающий сейчас эту статью, собирается именно в один из них?
Более того, список учебных заведений, готовых вознаградить старательных «декабристов», периодически пополняется. Так что будет не лишним позвонить в вуз мечты и узнать, предусмотрена ли там такая опция.
Впрочем, даже если борьба за дополнительные баллы не входит в ваши планы, махнуть рукой на подготовку к итоговому сочинению — не лучший выбор. Стоит разобрать хотя бы три-четыре направления, прочитать подготовительные материалы и освежить в памяти любимые произведения, которые могут пригодиться в роли аргументов. А мы чем сможем — поможем.
Примерные формулировки тем
У тех, кто собрался писать о человеке и искусстве, могут спросить следующее:
- •«Какой герой вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её?»
- •«Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете?»
- •«Как вы понимаете выражение „творческая смелость художника“?»
- •«Как вы понимаете призыв Н. А. Некрасова: „Служа искусству, для блага ближнего живи“?»
- •«Должно ли искусство быть гражданственным?»
- •«Какие нравственные уроки, с вашей точки зрения, может преподать искусство?»
- •«Можно ли обойтись в жизни без творчества?»
Вопросы не самые лёгкие, но, надо признать, интересные. И весьма актуальные — по крайней мере для тех, кто собирается поступать в творческий вуз (или просто любит литературу и живопись).
О чём можно порассуждать
Современный мир, по крайней мере если говорить о развитых странах, буквально кишит произведениями искусства. Почти в каждом российском городе есть выставочный зал и музей, где можно полюбоваться работами местных мастеров, и концертный зал, где даются спектакли и устраиваются музыкальные вечера. Даже в небольших сёлах открыты библиотеки. И, наконец, большинство жителей Земли имеет доступ к интернету и хоть какую-то технику, способную «вывести» туда своего обладателя (по статистике, на 2023 г. в Сеть систематически выходит 64,4% мирового населения, а в России этот показатель ещё выше — 90%). А это значит, что читать художественные книги, смотреть фильмы и даже посещать экскурсии теперь можно не выходя из дома. Но правильно ли это?
Поначалу кажется, что ответ однозначен. Что же плохого в том, чтобы иметь круглосуточный доступ к шедеврам со всего мира? Однако из-за невероятного количества произведений, которые окружают нас в веб-пространстве, искусство обесценивается. Чтобы посмотреть фильм — и не абы какой, а тот, который хочется, — уже не надо выстаивать очередь в кинотеатре. Чтобы прочесть интересную книгу, не нужно рыскать по библиотеке... Вот только нынешнее человечество во многом похоже на донжуана, который долгие месяцы ухаживает за неприступной красавицей, а когда она наконец-то признаётся ему в симпатии, мигом к ней охладевает. Согласно данным опроса писательского агентства THGM, в среднем в мире лишь 27% людей читает за год больше 20 книг. А сколько их написано за три тысячелетия? Свыше 150 миллионов! Из-за этого многие поистине талантливые, если не сказать гениальные, творцы оказываются лишены заслуженного внимания. Их одинокие голоса не способны «перекричать» производителей зачастую низкокачественного, но пёстрого и шумного контента.
Впрочем, делать скоропалительные выводы всё-таки не стоит. Очевидно, что если огромное количество людей благодаря интернету и прочим техническим новшествам получило доступ к произведениям искусства, а потом часть этих «ценителей» к культуре охладела, то увлечённых людей в мире всё-таки сейчас на порядок больше, чем полтора века назад, когда у людей не было не то что интернета, а даже и электричества. Да и непризнанному гению, наверное, будет всё-таки приятнее выложить свою работу в интернет и найти пусть немногочисленных, но преданных ценителей, чем навсегда оставить свой труд «в столе».
Но есть и другая проблема: много ли людей действительно глубоко понимает искусство? Помимо изящных образцов есть прямо-таки невероятное количество произведений массовой культуры, призванных развлечь и заинтриговать читателя, заставить его смеяться, плакать или кричать от ужаса. Но вряд ли очередной сериал про полицейский участок или частную школу можно назвать искусством. Разница в том, что искусство побуждает нас по-другому смотреть на мир; оно даёт нам повод усомниться даже в очевидных вещах — чтобы, пусть и через боль, стать лучше и выше, чем прежде. А какие герои научили чему-то важному вас?
Варианты аргументов из литературы
Программное произведение, которое то и дело мелькает на сайтах, посвящённых подготовке к итоговому сочинению и ЕГЭ, — рассказ В. В. Вересаева «Состязание» (1919). Это не самый оригинальный, но практически универсальный аргумент: в некоем легендарном мире вот-вот состоится творческий поединок между титулованным художником Дважды-Венчанным и его учеником. Победит тот, кто отыщет и изобразит самое красивое, что только есть на свете. Рассказ доказывает, что виртуозное мастерство — ничто по сравнению с искренностью, любовью и добрым взглядом на мир.
Не менее популярен у одиннадцатиклассников роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» (1890) — произведение куда более мрачное (но именно благодаря пугающей атмосфере оно и запоминается). Сюжет романа сводится к судьбе избалованного богача, который хранит в тайнике собственный портрет, написанный невероятно талантливым, но «заплутавшим» по жизни художником Бэзилом Холлуордом. Дориан Грей творит что вздумается, пока не доходит — ни много ни мало — до кровопролития. И всё это время портрет как бы вбирает в себя пороки Грея, старея вместо своего обладателя. Уайльд показывает, что порой искусство служит и злу — но ничем хорошим это, конечно, не заканчивается.
А вот роман, о котором вы, скорее всего, не слышали: это раннее произведение Джорджа Оруэлла «Да здравствует фикус!» (1936). То были времена, когда Оруэлл ещё не прославился как автор антиутопии «1984» и был вынужден, как и главный герой «...фикуса», отказывать себе в самых заурядных вещах. Так что не случайно 29-летний Гордон Комсток в начале романа, поддавшись на уговоры близких, после продолжительной борьбы устраивается работать в рекламное агентство. Вообще-то он предпочёл бы остаться вольным художником, точнее, вольным поэтом. Но разве можно прожить без денег? В какой-то момент Комсток настолько серьёзно задумывается над этим, что решает попробовать. И, хотя поведение Гордона выглядит крайне нелепо, автор не может не сочувствовать герою — как и миллионам творческих людей, которые ради заработка вынуждены заниматься чем угодно, только не реализацией своих задумок.
Варианты аргументов из кинематографа
Любителям современного кино можно порекомендовать посмотреть автобиографический фильм «Фабельманы» (2022), снятый Стивеном Спилбергом, одним из самых востребованных американских режиссёров. В этой картине мы можем увидеть, какими были первые шаги будущего мастера и как тяга к искусству сопровождала его всю жизнь, несмотря на финансовые и семейные трудности. Нельзя не отметить, что юного Фабельмана — считай, самого Спилберга — вдохновляла его мама, талантливая пианистка, которая не забросила своё искусство, даже несмотря на хлопоты по дому и рождение четырёх детей.
Не лишним будет упомянуть и фильм «CODA: Ребёнок глухих родителей» (2021, реж. Шан Хейдер). Юная Руби Росси — единственный в своей семье человек, наделённый способностью слышать; и отец, и мама, и брат глухие от рождения. Поэтому волей-неволей именно Руби приходится решать большинство организационных трудностей. А самая большая проблема заключается в том, что без помощи дочери супруги Росси не могут работать: они занимаются рыболовным промыслом и должны слышать сигналы приближающихся кораблей, не говоря о распоряжениях портового начальства и полиции. Вот только Руби влюбляется в музыку — и начинает всерьёз заниматься пением. Мир искусства наполняет её жизнь неожиданным смыслом. Вот только она не может бросить родителей, чтобы уехать в другой город и продолжить обучение, — тем более что они, по понятным причинам, не понимают, чем занята их дочка и почему это её так увлекает.
В фильме «CODA» всё заканчивается хорошо, а вот в картине «Чёрный лебедь» (2010, реж. Даррен Аронофски) — не очень. Молоденькая целеустремлённая балерина Нина Сейерс одержима мечтой получить роль в «Лебедином озере», и на этом пути она буквально приносит себя в жертву искусству.
Варианты эпиграфов
Чтобы получить зачёт на итоговом сочинении, один аргумент должен быть обязательно из литературы (кино, комиксы, игры — пожалуйста, но в качестве второго примера). А что касается текстов, можно использовать не только прозу, но и стихи. А можно сделать совсем красиво: придумать два аргумента, а сверху надписать ещё и эпиграф.
- Лови минуты вдохновенья,
- Восторгов чашу жадно пей
- И сном ленивого забвенья
- Не убивай души своей!
- А. С. Хомяков
- Не на земле ищи ты вдохновенья!
- Не в этой жизни, бедной, мелочной,
- Но более в часы уединенья
- Гляди на небо с мыслию святой.
- Ю. В. Жадовская
- Недотрога, тихоня в быту,
- Ты сейчас вся огонь, вся горенье,
- Дай запру я твою красоту
- В тёмном тереме стихотворенья.
- Б. Л. Пастернак
- Художник, воспитай ученика,
- Чтоб было у кого потом учиться.
- Е. М. Винокуров
(На всякий случай: это не законченные стихотворения, а отрывки из более крупных работ, которые мы здесь не приводим ради экономии места.)
Вариант шаблона (с примерным количеством слов)
Рассуждение на тему искусства в жизни человека (как, впрочем, и на любую другую) лучше всего будет оформить в соответствии с шаблоном:
•введение (60–80 слов) — небольшое пояснение, как вы поняли предложенную для анализа тему и к какому тезису пришли;
•первый абзац основной части (100–150 слов) — обращение к литературному аргументу (автор, герои, время и место действия, сюжет), краткий анализ, вывод;
•второй абзац основной части (100–150 слов) — обращение ко второму аргументу из любой сферы, главное — НЕ из жизненного опыта, тоже с анализом и выводом;
•заключение (40–60 слов) — подытоживание всего написанного.
А вот и пример сочинения на тему «Можно ли говорить о пользе искусства?».