САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Итоговое сочинение-2023. Направление «Искусство и человек»

Рассуждаем о том, почему искусство важно в жизни каждого из нас, запоминаем возможные темы и подбираем варианты эпиграфов. Пример сочинения

Итоговое сочинение-2023. Направление «Искусство и человек» / Creative Commons
Итоговое сочинение-2023. Направление «Искусство и человек» / Creative Commons

Текст: Ольга Лапенкова

Итоговое сочинение — это не просто формальность и неизбежный этап на пути к ЕГЭ, а неплохая возможность потренироваться в написании сочинений-рассуждений. Чтобы достойно пройти это испытание, школьнику недостаточно повторить «школьные» правила и подлатать пробелы. Нужно систематизировать свой читательский и зрительский опыт, то есть выписать названия книг и фильмов, которые могут подойти в качестве аргументов. Хорошо хоть, что в преддверии 6 декабря (а именно на эту дату назначен мини-экзамен в 2023 году) составители опубликовали список направлений. Но сначала — три тематических блока:
  • • «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
  • • «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
  • • «Природа и культура в жизни человека».

Каждый из этих довольно расплывчатых блоков включает ещё несколько направлений. И в том числе — «Искусство и человек». Не правда ли, это более понятно, чем «Природа и культура»?

Итак, список тематических блоков находится в открытом доступе, список направлений — тоже. Не озвучивают только конкретные темы, но оно и понятно: если бы из можно было найти, будущий выпускник выбрал бы одну или две — и проработал только их. На полноценную подготовку не тянет.

Впрочем, итоговое сочинение-2022 школьники писали по тем же правилам и тем же направлениям, что значительно облегчает подготовку. Изучив прошлогодние подготовительные материалы, можно составить исчерпывающее представление о возможных темах — и о том, каких рассуждений ждут от школьников проверяющие.

Возможные темы итогового сочинения

В прошлом году мы уже рассуждали о силе искусства и его воздействии на человека, а также приводили примеры вопросов, которые могут быть заданы будущему абитуриенту. Нынешней осенью этот список можно дополнить ещё кое-какими позициями, например:

  • • Почему люди по-разному воспринимают одно и то же произведение?

  • • Что такое вечная тема в искусстве?

  • • Как Вы понимаете утверждение Л. Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?

  • • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?

  • • Можно ли говорить о пользе искусства?

Варианты эпиграфов для итогового сочинения

Итоговое сочинение будет выглядеть впечатляюще, если ученик решит использовать эпиграф. Именно этим термином обозначают короткое изречение, которое пишут в самом начале работы, прямо под темой (но не посередине листа, а чуть правее). Разумеется, подсматривать на декабрьском сочинении никуда нельзя. Поэтому, если вы хотите задействовать эпиграф, его стоит выбрать и выучить заблаговременно. И вот неплохие варианты по направлению «Искусство и человек»:

  • «Третья способность души после ума и воли — творчество». В. А. Жуковский
  • «Раскрыть людям себя и скрыть художника — вот к чему стремится искусство». Оскар Уайльд
  • «К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла». Альбрехт Дюрер

Композиция итогового сочинения

Но вот тема переписана, эпиграф выбран. Что дальше? А дальше — красиво «упаковать» свои размышления так, чтобы в итоговой работе всё было на месте: и введение, и основная часть, и заключение. И чтобы в конце каждого абзаца оказался тезис.

  • • 1 абзац. Введение. Небольшое размышление на заданную тему + тезис, т. е. основная мысль, которую нужно будет доказать на примерах из художественной литературы.

  • • 2 абзац. Первый абзац основной части. Имя автора № 1, название произведения № 1, краткий пересказ ключевого эпизода либо всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).

  • • 3 абзац. Второй абзац основной части. Имя автора № 2, название произведения № 2, краткий пересказ ключевого эпизода или всего произведения, вывод (повтор тезиса другими словами).

  • • 4 абзац. Заключение. Развёрнутый (2 – 4 предложения) повтор тезиса.

Итоговое сочинение, написанное с соблюдением всех требований, может выглядеть так.

Пример итогового сочинения по направлению «Искусство и человек»

Можно ли говорить о пользе искусства?

Под словом «польза» мы обычно подразумеваем что-то, что можно оценить или измерить. Многие считают, что полезно лишь то приспособление или явление, с помощью которого можно что-то создать, улучшить или привести в порядок. Все понимают, какой пользы можно ждать от бытовой техники или набора инструментов, от транспорта или спортивного инвентаря. Но можно ли сказать, что искусство тоже несёт пользу? Разумеется, это так, ведь благодаря вдумчивому изучению великих произведений человек становится лучше, честнее и добрее. Именно эти качества, в свою очередь, побуждают человека приносить пользу обществу.

Рассуждая о пользе искусства, уместно процитировать короткое стихотворение Виктора Гюго. Оно доказывает, что искусство, в данном случае — художественная литература, помогает человеку стать личностью:

  • Без книги в мире ночь и ум людской убог,
  • Без книги, как стада, бессмыслены народы.
  • В ней добродетель, долг, в ней мощь и соль природы,
  • В ней будущность твоя и верных благ залог.

Добродетель, долг, благо — вот что важно для людей, постигших суть искусства. Человек, умеющий учиться на примерах литературных героев, не пойдёт против собственной совести, не обманет товарища, не откажет в помощи нуждающемуся. Стихотворение В. Гюго доказывает, что сложно назвать более полезное явление, чем искусство.

Также стоит вспомнить рассказ В. В. Вересаева «Состязание», в котором описано соревнование между двумя легендарными художниками. Один из мастеров, имеющий звание Дважды-Венчанный (то есть уже дважды заслуживший главную награду), бросает вызов собственному ученику. Каждый живописец должен создать полотно, которое поведает всему миру, что такое истинная красота. Желая найти эту красоту, Дважды-Венчанный отправляется странствовать, а его ученик пишет портрет любимой девушки и в итоге побеждает в состязании. Рассказ Вересаева учит нас тому, что благодаря искусству люди учатся видеть красоту в самых обыденных явлениях. Они вспоминают счастливые дни, чувствуют прилив нежности к любимым людям, начинают больше заботиться о родных и близких, становятся добрее и внимательнее к ближним. В этом также заключается польза искусства.

Картина или книга, симфония или скульптура не приносят пользы в бытовом, общепринятом смысле этого слова. Однако именно искусство воспитывает тонко чувствующих, отзывчивых, ответственных и гармоничных людей. В этом и заключается его неоценимая польза.