САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

300 лет без Петра и с Петром

300 лет нет на белом свете императора Петра Великого. По новому стилю (который он хотел, но не успел привить в России) он ушел из жизни 8 февраля 1725 года. В городе, который основал. В скромном дворце, в котором держал токарный станок для работы

Портрет Петра I работы Поля Делароша, 1838 год / Wikimedia Commons
Портрет Петра I работы Поля Делароша, 1838 год / Wikimedia Commons

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

А кажется, что он все еще рядом с нами, на вздыбленном коне, воспетом поэтами и художниками. Это свойство немногих исторических деятелей. И помогают им оставаться в строю не только историки, но и писатели. Культ Петра уж точно создавали именно они. И начали еще при жизни великого императора, когда Федор Журавский и Феофан Прокопович принялись воспевать его победы.

Петровская тема до сих пор на острие споров. Исторический образ великого императора, сложившийся и при его жизни, и в веках, остаётся «недорисованным портретом» – а значит, живым.

Феофан Прокопович. Ушла эпоха

До сих пор историки спорят, кто создал культ Петра Великого? Здесь много авторов. Безусловно, Феофан Прокопович – вероятно, наиболее сознательный идеолог, формировавший образ идеального, энергичного правителя, который должен был прийти на смену величественным, но инертным московским государям, которые превратились скорее в церковных предстоятелей, чем в лидером динамично развивающейся державы. Петр приметил Феофана, приблизил, возвысил его. Священник, ритор и поэт, он сопровождал царя в неудачном, но героическом Прутском походе, чему посвятил звучные стихи:

  • За Могилою Рябою
  • над рекою Прутовою
  • было войско в страшном бою.
  • В день недельный ополудны
  • стался нам час велми трудный,
  • пришел турчин многолюдный.

Трагедию похода он в этих стихах не передал. Но без Феофана не обойтись в разговоре о смерти Петра. Похороны Петра были делом странным, невиданным. Его забальзамированное тело на 40 дней выставили в дворцовой зале, которую назвали Печальной. Петр лежал перед прощавшимися в гвардейском мундире, среди черного бархата. Потом начался перенос тел Петра I и его 6-летней дочери Натальи (умершей в начале марта) в недостроенный, но величественный Петропавловский собор. Это была долгая процессия. Над гробом, который везли в колеснице, 10 штаб-офицеров несли богатый балдахин на литых серебряных древках с гербами. В соборе тела символически посыпали землей – и прощание продолжилось. Само погребение состоялось через несколько лет, уже во времена императрицы Анны Иоанновны.

26-летний Пётр I. Портрет кисти Готфрида Кнеллера был подарен Петром в 1698 году английскому королю. Фото: Wikimedia

Но панихида прошла в свой срок на нерве. Вдова (хотя Петр с ней пребывал в последние дни в ссоре) рыдала все 40 дней. Да и все понимали: ушла эпоха. На прощании с государем Феофан произнес свою самую известную речь, поразившую современников: «Что се есть? До чего мы дожили, о россиане? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привидение? О, как истинная печаль! О, как известное наше злоключение!» Его скорбь была искренней: он понимал, что достойного наследника император не оставил. Потом Феофан немало писал о Петре. В том числе – «Краткую повесть о смерти Петра Великого».

Кончина Петра I. Гравюра из исторического календаря памятных дат за 1725 г., Питер Шенк младший, 1725 г. Фото: Wikimedia

«Что за печаль повсюду слышится ужасно?»

Все вспоминали уход Петра как смерть титана. По сравнению с преемниками он выглядел еще выигрышнее: солдат, моряк, радетель за Отечество и просвещение. Василий Тредиаковский (он успел пересечься с императором, будучи школяром, в Астрахани) написал об этом событии, быть может, ярче других. По крайней мере, реквиемная оркестровка этих стихов соответствует размаху всеобщего горя:

  • Что за печаль повсюду слышится ужасно?
  • Ах! знать Россия плачет в многолюдстве гласно!
  • Где ж повседневных торжеств, радостей громады?
  • Слышь, не токмо едина; плачут уж и чады!
  • Се она то мещется, потом недвижима,
  • Вопиет, слезит, стенет, в печали всем зрима.
  • «Что то за причина?» (лишь рекла то Вселенна)
  • Летит, ах горесть! Слава весьма огорченна,
  • Вопиет тако всюду, но вопиет право,
  • Ах! позабыла ль она сказывать не здраво?
  • О когда хоть бы и в сем была та неверна!
  • Но вопиет, вопиет в печали безмерна:
  • «Петр, ах! Алексиевич, вящий человека,
  • Петр, глаголю, российский отбыл с сего века».
  • Не внушила Вселенна сие необычно,
  • Ибо вещала Слава уж сипко, не зычно.
  • Паки Слава: «Российский император славный,
  • Всяку граду в мудрости и в храбрости явный.
  • Того правда, того милость тако украсила,
  • Что всю тебя Вселенну весьма удивила.
  • Кто когда во искусстве? кто лучший в науке?
  • Любовь ко отечеству дала ль место скуке?
  • Что же бодрость? что промысл? православна вера?
  • Ах! не имам горести ныне я примера!»
  • «Он бог твой был, Россия»

А потом сын архангельского рыбака Михайло Ломоносов, которого считали сыном Петра (по росту, стати и гению) напишет:

  • Он бог, он бог твой был, Россия,
  • Он члены взял в тебе плотския,
  • Сошед к тебе от горьних мест;
  • Он ныне в вечности сияет,
  • На внука весело взирает,
  • Среди героев, выше звёзд. –

Так он восклицал в оде, посвященной, между прочим, случайному и ненадолго заглянувшему прохожему на русском троне – Петру III. Но писал-то о Петре Великом!

Пётр I в Полтавской битве 1709 года. Л. Каравак, 1718 Фото: Wikimedia

Михайло Ломоносов рассуждал: «Я в поле меж огнём, я в судных заседаниях меж трудными рассуждениями, я в разных художествах между многоразличными махинами, я при строении городов, пристанйй, каналов, между бесчисленным народа множеством, я меж стенанием валов Белого, Черного, Балтийского, Каспийского моря и самого Океана духом обращаюсь. Везде Петра Великого вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени». Как не прислушаться к Ломоносову, который собственными глазами видел последствия петровских дел? И не льстил. Михайло Васильевич вспоминал Петра в каждой оде, кому бы ее ни посвящал. Ломоносов всерьез считал, что уподобился Гомеру и Вергилию, прославляя великого монарха, жизнь которого представлялась Михайле Васильевичу фантастическим романом, не иначе:

  • Однако скажут все: я был судьбой избран.
  • Желая в ум вперить дела Петровы громки,
  • Описаны в моих стихах прочтут потомки.
  • Обильные луга, прекрасны бреги рек,
  • И только где живет российской человек
  • И почитающи Россию все языки,
  • У коих по трудам прославлен Петр Великий,
  • Достойну для него дадут сим честь стихам
  • И станут их гласить по рощам и лесам.
Пётр в гостях у Людовика XV в Версале, неизвестный французский художник, 1717 г. Фото: Wikimedia

Спор о Петре

Петра в XVIII веке боготворили. Но отчасти это была часть ритуала. Единогласного поклонения не было. Слишком много традиций он поломал, чтобы не появились несогласные. Среди них – такая яркая фигура для нашего Просвешения, как Екатерина Дашкова. Признавая Петра незаурядным правителем, он дала ему такую характеристику:

«Он ввёл военное управление, самое деспотическое из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами: тысячи рабочих погибли в этом болоте, и он разорил дворян, заставляя их поставлять крестьян на эти работы и строить себе каменные дома в Петербурге». Не нравился Дашковой и широкий разброс интересов Петра – от плотницкого дела до военной стратегии. Для нее это – скорее повод тревожиться, чем восхищаться. Она считала, что репутацию великого «создали Петру I иностранные писатели, так как он вызвал некоторых из них в Россию, и они из тщеславия величали его создателем России, считая и себя его сотрудниками в деле возрождения России». Что ж, Дашкова умела мыслить оригинально. Потому и не ужилась с Екатериной Великой, которая не позволяла себе критику Петра. Критиковал Петра и князь Михаил Щербатов, привередливый историк.

И все-таки – культ

Пушкин, всю жизнь размышлявший над феноменом императора, говорил: «Пётр был революционер-гигант, в одно и то же время Робеспьер и Наполеон». Поэт так часто упоминал императора, что очевидно: он жил мыслями о нем. Вспомним «Полтаву» или «Пир Петра I»:

  • Над Невою резво вьются
  • Флаги пестрые судов;
  • Звучно с лодок раздаются
  • Песни дружные гребцов;
  • В царском доме пир веселый;
  • Речь гостей хмельна, шумна;
  • И Нева пальбой тяжелой
  • Далеко потрясена.
  • «…»
  • Годовщину ли Полтавы
  • Торжествует государь,
  • День, как жизнь своей державы
  • Спас от Карла русский царь?
  • Родила ль Екатерина?
  • Именинница ль она,
  • Чудотворца-исполина
  • Чернобровая жена?
  • Нет! Он с подданным мирится;
  • Виноватому вину
  • Отпуская, веселится;
  • Кружку пенит с ним одну;
  • И в чело его целует,
  • Светел сердцем и лицом;
  • И прощенье торжествует,
  • Как победу над врагом.
П. Деларош. Пётр Великий. 1838. Кунстхалле, Гамбург Фото: Wikimedia

Именно такого Петра Пушкин чтил. Петра, способного на неожиданные вспышки милосердия. Хотя всегда помнил, что в истории первого российского императора бывало всякое:

  • Начало славных дней Петра
  • Мрачили мятежи и казни.
  • Но правдой он привлек сердца,
  • Но нравы укротил наукой,
  • И был от буйного стрельца
  • Пред ним отличен Долгорукий.
  • Самодержавною рукой
  • Он смело сеял просвещенье,
  • Не презирал страны родной:
  • Он знал ее предназначенье.
  • То академик, то герой,
  • То мореплаватель, то плотник,
  • Он всеобъемлющей душой
  • На троне вечный был работник.

Эти стансы адресованы, в первую очередь, Николаю I.

В «Медном всаднике» Пушкин увидел конфликт: маленький человек и государство, которое олицетворяет Петр, а точнее, памятник великому императору. С того времени эта дилемма всегда присутствует в нашем сознании. Чем должен пожертвовать человек для державного величия? Или, наоборот, государство должно становиться человечнее? Но не только это важно в самой загадочной и тонкой пушкинской поэме. Там есть блистательное Вступление:

  • На берегу пустынных волн
  • Стоял он, дум великих полн,
  • И вдаль глядел. Пред ним широко
  • Река неслася; бедный чёлн
  • По ней стремился одиноко.
  • По мшистым, топким берегам
  • Чернели избы здесь и там,
  • Приют убогого чухонца;
  • И лес, неведомый лучам
  • В тумане спрятанного солнца,
  • Кругом шумел.
Неизвестный художник по рисунку М. И. Махаева. Зимний дворец Петра I

И известный каждому школьнику (будем надеяться!) гимн Петру и его городу:

  • Красуйся, град Петров, и стой
  • Неколебимо как Россия,
  • Да умирится же с тобой
  • И побежденная стихия;
  • Вражду и плен старинный свой
  • Пусть волны финские забудут
  • И тщетной злобою не будут
  • Тревожить вечный сон Петра!

До такого панегирического красноречия не доходил и Феофан Прокопович: он, по сравнению с Пушкиным, слишком однообразен.

Работая над историей Петра, Пушкин понял, что идеализировать его можно только в поэзии или живописи. Труд историка требует большей объективности. И все-таки Петр завершил канон петровского культа – после Феофана, Ломоносова, скульптора Этьена Фальконе.

Открытие монумента Петру Этьена Фальконе Петру Великому. Гравюра начала XIX века с рисунка А. П. Давыдова 1782 года. Фото: Wikimedia

«Русь Петровна»

Во времена Николая I культ Петра Великого стал привычным, как сама идея Отечества. Первоначально на преклонении перед великим императором сходились и будущие западники, и предшественники славянофилов. Это потом, через 10-20 лет, он стал знаменем первых и мишенью для критики последних. А в 1841 году историк Михаил Погодин – явный почвенник – писал: «Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и не досчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтоб он везде не встретился с нами – дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье. Все он, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу!

Станислав Хлебовский. Ассамблея при Петре I Фото: Wikimedia

Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года. – Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января.

Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он.

Попадается на глаза книга – Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее – этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный.

Приносят газеты – Петр Великий их начал.

Вам нужно искупить разные вещи – все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом: одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле, в его гавань, по его каналу, по его дороге.

За обедом – от соленых сельдей и картофелю, который указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного, – все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы идете в гости – это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам – допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого.

Пойдем в университет – первое светское училище учреждено Петром Великим.

Вы получаете чин – по «Табели о рангах» Петра Великого.

Чин доставляет мне дворянство – так учредил Петр Великий. <…>

Вы вздумаете путешествовать – по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо – Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение, и проч., и проч., и проч.» Это настоящий апофеоз императора! Мало кто в те годы сомневался, что мы живем в стране, созданной Петром Великим, который, в виде Медного всадника, парил над державой. Похожее отношение в Советском Союзе поддерживалось к Владимиру Ильичу Ленину. И сдерживать панегиристов никто не собирался. А многие – даже оппозиционеры – считали, что обращение к памяти об этих великих людях поможет преобразовать страну, купировать шероховатости.

«Медный всадник». Деталь. Скульптор Этьен Морис Фальконе Фото: Wikimedia

Пожалуй, самым страстным критиком Петра из славянофилом был Константин Аксаков. По сравнению с ним Алексей Хомяков рассуждал куда сдержаннее. С наибольшей силой Аксаков рассказал об императоре в стихах:

  • Великий гений! муж кровавый!
  • Вдали, на рубеже родном,
  • Стоишь ты в блеске страшной славы
  • С окровавленным топором.
  • С великой мыслью просвещения
  • В своей отчизне ты возник,
  • И страшные подъял мученья,
  • И казни страшные воздвиг.
  • Во имя пользы и науки,
  • Добытой из страны чужой,
  • Не раз твои могучи руки
  • Багрились кровию родной.
  • Ты думал, - быстротою взора
  • Предупреждая времена, -
  • Что, кровью политые, скоро
  • Взойдут науки семена!
  • И вкруг она лилась обильно;
  • И, воплям Руси не внемля,
  • Упорство ты сломил, о сильный!
  • И смолкла Русская земля.
  • И по назначенному следу,
  • Куда ты ей сказал: "Иди!" –
  • Она пошла. Ты мог победу
  • Торжествовать... Но погоди!
  • Ты много снес голов стрелецких,
  • Ты много крепких рук сломил,
  • Сердец ты много молодецких
  • Ударом смерти поразил;
  • Но, в час невзгоды удаляся,
  • Скрыв право вечное свое,
  • Народа дух живет, таяся,
  • Храня родное бытие.
  • И ждет он рокового часа;
  • И вожделенный час придет,
  • И снова звук родного гласа
  • Народа волны соберет;
  • И снова вспыхнет взор отважный
  • И вновь подвигнется рука!
  • Порыв младой и помысл важный
  • Взволнуют дух, немой пока.
  • Тогда к желанному пределу
  • Борьба достигнет - и конец
  • Положит начатому делу.
  • Достойный, истинный венец!
  • Могучий муж! Желал ты блага,
  • Ты мысль великую питал,
  • В тебе и сила, и отвага,
  • И дух высокий обитал;
  • Но, истребляя зло в отчизне,
  • Ты всю отчизну оскорбил;
  • Гоня пороки русской жизни,
  • Ты жизнь безжалостно давил.
  • На благородный труд, стремленье
  • Не вызывал народ ты свой,
  • В его не верил убежденья
  • И весь закрыл его собой.
  • Вся Русь, вся жизнь се доселе
  • Тобою презрена была,
  • И на твоем великом деле
  • Печать проклятия легла.
  • Откинул ты Москву жестоко
  • И, от народа ты вдали,
  • Построил город одинокой –
  • Вы вместе жить уж не могли!

Но поклонников у императора было больше.

Г. С. Мусикийский. Семья Петра I в 1717: Пётр I, Екатерина, старший сын Алексей Петрович от первой жены, младший двухлетний сын Пётр и дочери Анна и Елизавета. Портретная миниатюра того же времени. Фото: Wikimedia

Во время Крымской войны ностальгический панегирик в честь Петра сложил Владимир Бенедиктов – поэт, умевший не только девичьими кудрями любоваться:

  • На Руси, немножко дикой,
  • И не то чтоб очень встарь,
  • Был на царстве Царь Великой:
  • Ух, какой громадный царь!
  • Так же духом он являлся,
  • Как и телом, — исполин,
  • Чудо — царь! — Петром он звался,
  • Алексеев был он сын.
  • Мнится, бог изрек, державу
  • Дав гиганту: «Петр еси —
  • И на камени сем славу
  • Я созижду на Руси».
  • Много дел, зело успешных,
  • Тем царем совершено.
  • Им заложено в «потешных»
  • Войска дивного зерно.
  • «…»
  • И петровскую стихию
  • Носим в русской мы крови
  • Так, что матушку Россию
  • Хоть «Петровией» зови!
  • А по имени любовно
  • Да по батюшке назвать,
  • Так и выйдет: «Русь Петровна», —
  • Так извольте величать!
Портрет Петра I (с рисунка 1717 г.), гравюра 1725-1780 гг. Фото: Wikimedia

Время противоречий

Куда уж величественнее и громче! Но уже наступало время более сложных рефлексий.

Когда Николай Ге начинал работать над картиной «Петр и Алексей», его симпатии были полностью на стороне Петра. Он приехал из Италии убежденным западником и был очень благодарен царю за то, что тот открыл «окно в Европу» и способствовал ускоренному движению России навстречу европейской цивилизации. Но, когда Ге погрузился в архивы и исторические документы во время подготовки к написанию картины, когда пообщался с историком Костомаровым, ему открылась вся жестокость Петра. Поэтому на полотне нет правых и виноватых. Есть спор – жесткого, непримиримого отца со смиренным, но убежденным в своей правоте сыном, которому художник сочувствует.

Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1930-е годы советские люди познавали Петра, в основном, стараниями Алексея Николаевича Толстого. Он писал свой бесконечный, так и незавершенный, но почти совершенный роман. Допетровская Россия, в колоритном изображении писателя, оказалась «неповоротлива и ленива». «Я уверен, что Петр не сын Алексея Михайловича, а патриарха Никона. Никон был из крестьянской семьи, мордвин. В 20 лет он уже был священником, потом монахом, епископом и быстро дошел по этой лестнице до патриарха. Он был честолюбив, умен, волевой, сильный тип.

Дед Петра, царь Михаил Федорович, был дегенерат, царь Алексей Михайлович – человек неглупый, но нерешительный, вялый, половинчатый. Ни внутреннего, ни Внешнего сходства с Петром у него нет. У меня есть маска Петра, найденная художником Бенуа в кладовых Эрмитажа в 1911 г. Маска снята в 1718 г. Растрелли с живого Петра. В ней есть черты сходства с портретом Никона. Петр действительно был знающим корабельным мастером, кузнецом, столяром и отличным резчиком. Он любил труд, мастерство и требовал этого от людей».

Патриарх Никон. Неизвестный художник, XVIII век Фото: patriarch-nikon.ru

Во время февральской революции Толстой написал короткую повесть «День Петра», которую позже считал неудачной и даже написанной под влиянием Дмитрия Мережковского. Штука, между тем, вышла сильная, натуралистичная до предела с самого начала: «Пахло табаком, винным перегаром и жарко натопленной печью». В этой повести Петр – вовсе не великий герой. Мы скорее обращаем внимание на его перегибы, на его каверзы и глупости.

Это уж потом Толстой научился восхищаться Петром – и с каким талантом! Да и было, за что. Он показал человека, который, не боясь, изучал и принимал то новое, что считал полезным. И, конечно, был яростен и победителен. Хотя главных его триумфов Алексей Николаевич отобразить не успел, рассказал о них только в сценарии кинофильма – кстати, замечательного.

Самым радикальным противником Петра в русской литературе был Борис Чичибабин, взявший на вооружение ярость прежних староверов, для которых Петр был антихристом:

  • Будь проклят, император Петр,
  • стеливший душу, как солому!
  • За боль текущего былому
  • пора устроить пересмотр.
  • От крови пролитой горяч,
  • будь проклят, плотник саардамский,
  • мешок с дерьмом, угодник дамский,
  • печали певческой палач!
  • Сам брады стриг? Сам главы сек!
  • Будь проклят, царь-христоубийца,
  • за то, что кровию упиться
  • ни разу досыта не смог!
Голова Петра I, выполненная Бартоломео Растрелли из тонированного гипса в 1721 году. Фотография из издания В.В. Стасова «Галерея Петра Великого в Императорской Публичной библиотеки» 1903 года.

Написано броско, ярко. Поэт немало знакомых слов и грозных образов приберег для этой филиппики. Но надо учесть, что это, скорее всего, бунт против всего общепринятого. Все, официозное, привычное казалось поэту ложным. А Петр с 1930-х невольно вошел в советский официоз. Чичибабин сражается не только с Петром, но и с конформизмом. В наше время трудно упрекать Петра за то, что забывал о человеке, любыми средствами добиваясь державных целей. Мы видим, как быстро схожие идеи способны овладевать умами – без всяких царей в треуголках.

По существу, Чичибабин повторил проклятие Льва Толстого, который в очерке «Николай Палкин» так писал об императоре: «Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живьем в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует… Сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных органов и подобием Евангелий — ящиком с водкой… Коронует свою… и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына… И не только не понимают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему…

И все ужасы — казни, убийство мужа, мучения и убийство законного наследника, закрепощение половины России, войны, развращение и разорение народа, все забывается и до сих пор восхваляется какое-то величие мудрость, чуть не нравственная высота этого плохого человека. Мало того, что восхваляют ее, восхваляют ее зверей любовников». Взвешенной эту оценку не назовешь. Подходить к государственным деятелям с нравственной меркой вообще – дело гиблое. Ломоносову все-таки было виднее, какую Россию принял Петр и как ее изменил… И стремление к просвещению, к науке – это важное направление, которое выбирают далеко не все монархи. А с такой страстью – только Петр, за что его и любили Лейбниц и Вольтер. Демонизировать Петра нетрудно. Но пускай западники помнят о том, что он приобщил Россию к европейской культуре, а почвенники – что ему мы обязаны самим понятием «патриотизма», сильным государством, которое трудно смести с земли и армией, в которой действует принцип «служить, не щадя живота своего» и понятия о чести. Ведь до Петра нередко сдавались, предавали, перебегали от сюзерена к сюзерены, не думая об Отечестве…

"Петр Первый", фильм 1937 года. В главной роли — Николай Симонов Фото: Фото: kinopoisk.ru

Завтрашний Петр

Сейчас Петр по-прежнему актуален – с его решительностью и ненавистью к безделью и рутине. Но достойных отображений императора в современной литературе и искусстве нет. Пожалуй, последним словом остается гиперреалистичный до гротеска памятник императору, созданный Михаилом Шемякиным. Он как будто хотел развенчать парадный образ, превратить Петра в такое же насекомое, как и мы все в глазах художника. Что-то получилось. По крайней мере, статуя стоит в городе имени Петра. Она интереснее, несмотря не эпатаж, глубже нелепого церетелиевского великана.

Памятник Петру I скульптора М. Шемякина Фото: mihfond.ru

И в наше время литературе трудно обойтись без Петра – будь то прощальные романы ленинградца Даниила Гранина или эпопеи о Тоболе, о Сибири Алексея Иванова. Там Петр выступает скорее как фольклорный герой, как дух российской государственности – неуемной, мощной. Вызывающей и почтение, и ужас.

А мы… Думаю, мы еще не доросли до Петра. Хотя за 300 лет привыкли жить без его державного присмотра.