САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Книжки с выставки. Выбор шеф-редактора на non/fictioNвесна

Пять книг, которые шеф-редактор "Года Литературы" унес из Гостиного Двора

Недавнее обращение Ассоциации книгораспространителей не куда-нибудь, а в Федеральную антимонопольную службу с просьбой оградить книжные магазины от неумеренной алчности маркетплейсов всколыхнуло жаркую телеграм-дискуссию о том, зачем, собственно, нужны традиционные книжные магазины в эпоху глобальной интернет-доставки? Ответ в целом очевиден: затем, что их, то есть офлайновых магазинов, продавцы-консультанты способны сориентировать читателя лучше, чем искусственные разумы онлайновых сервисов. И предложить что-то, выходящее за рамки их проплаченных алгоритмов. Но это теоретически. Потому что продавцы-консультанты, именно в силу того, что они люди, бывают в разных настроениях, в разной степени замотанности, обладают разными компетенциями в разных областях и так далее. А вот краткосрочные книжные ярмарки, куда съезжаются разные магазины и разные издательства, осуществляют эту функцию практически. Ваш обозреватель ходит на них не только для того, чтобы отработать обязательную журналистскую и презентационную программу, но и для того, чтобы непременно разжиться чем-нибудь «эдаким». Что в поле его зрения иначе не попало бы. На весеннем non/fiction-2025 «улов» оказался, в частности, таким.

Денис Хрусталёв. "Димитриада. Начало"

СПб.: Реноме, 2024. – 280 с.

Сам автор, известный петербургский медиевист-"многостаночник", не без кокетства назвал свой опус "записками на манжетах историка". Маркетологи большого издательства, пожалуй, привычно назвали бы его "романом в рассказах". А мы скажем просто, что это повествование о трагических событиях самого начала Смутного времени от зачатия (буквально) царевича Димитрия — позднего любимого ребенка жестокого царя, до отказа Маши (царицы Марии Нагой) признать его мертвым, в коротких энергичных 16 новеллах, главными героями которых стали основные действующие лица той запутанной кровавой драмы в Угличе — последствия которой мы пожинаем по сей день: Мария Нагая, Битяговский, Годунов, братья царицы Михаил и Григорий Нагие и т.д.

Денис Хрусталёв, безусловно, историк, он знает и любит предмет и среду, в которые погружает читателя. И подобно другому петербургскому медиевисту, ставшему писателем, Евгению Водолазкину, обожает дразнить читателя нарочитыми анахронизмами. По книге о начале XVII века порхают словечки "инопланетянин", "контракт", "репрессии", "подставиться". С одной стороны, это всё-таки лучше, чем попытки играть в "ой ты гой еси". А с другой, видимо, призвано подчеркнуть сугубую преемственность русской истории — что было, то и будет.

Юрий Домбровский. "Державин, или Крушение империи"

Оренбург: Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцева. 2018. – 288 с.

Дебютный роман Юрия Домбровского 1937-38 годов считается "незаконченным", что не помешало ему быть опубликованным в следующем 1939 году, — и послужить "пропуском" в Союз писателей. Что, в свою очередь, не уберегло от быстро последовавших репрессий и лагеря, но, хочется надеяться, несколько смягчило их.

Сейчас эта книга любопытна не только как исторический роман о молодом подпоручике Державине, едущем на Урал участвовать в усмирении пугачевского бунта, но и как роман 1938 года, написанный рубленым тыняновским стилем — и в котором многое что предчувствуется и угадывается. Добросовестности ради надо упомянуть, что в 2024 году этот роман был переиздан в Москве в Редакции Елены Шубиной АСТ; но на ярмарке мне попалось именно это редкое ныне издание. Остается добавить слова Пушкина, предварившего свою "Историю Пугачева" (при написании которой он широко пользовался и записками Державина) замечанием, что "историческая страница, на которой встречаются имена Екатерины, Румянцева, двух Паниных, Суворова, Бибикова, Михельсона, Вольтера и Державина, не должна быть затеряна для потомства". Ряд этот можно продолжить.


Борис Акимов, Олег Степанов. "Константин Леонтьев. Первый русский антиглобалист и главный философ страны"

М.: Никея, 2025 (Русское пространство). – 288 с.

Константин Леонтьев (1831—1891) — знаменитый и, можно сказать, одиозный архиконсерватор-почвенник-византиист, чье имя долгое советское время было под запретом. Высвободившись из-под которого, по-прежнему вызывает разноречивую реакцию — именно в силу подчеркнутой, демонстративной "реакционности" его писаний. В этой книге, выходящей в соответствующей серии (открывшейся публицистическим манифестом тех же авторов "Россия 2062. Как нам обустроить страну за 40 лет") православного издательства, со тщанием собраны характерные рассуждения философа на разные животрепещущие темы. Названия глав, как говорится, красноречивы:

  • Глава 2. Византизм как путь цветущей сложности, альтернативный путь развития России
  • Глава 3. Национализм — как исток глобализма
  • Глава 4. Кризис западной цивилизации

И не просто собраны, но и прокомментированы его, так сказать, духовными наследниками — или называющими себя таковыми. Чтение нелегкое, но по-своему завораживающее. И уж точно актуальное.

Пушкин А.С. Сочинения. Комментированное издание. Вып. 4 (7): Домик в Коломне / Комментарий Е.Э. Ляминой; под ред. А.Л. Осповата. — М.: Рутения, 2025. — 192 с.

Про эту небольшую изящную книгу, конечно, никак не скажешь, что без ярмарки non/fiction она ко мне иначе никак не попала бы. Конечно бы попала. Я давно благодарен издательству ОГИ, выступающему в данном случае под филологическим брендом Ruthenia, за подготовку тщательно прокомментированных изданий хрестоматийных, казалось бы, сочинений Пушкина. Это всегда очень любопытно. В том числе, кстати, репринтным воспроизведением последнего прижизненного издания, разнящегося с современными далеко не только ятями. В днном случае — есть шанс наконец узнать, почему это Пушкин, уже знаменитый стихотворец, пустился писать пятистопными октавами? действительно ли хотел "обнулить" своё имя и выпустить законченное произведение анонимно? И главное — зачем он вообще рассказал нам эту пикантную историю о мужчине, нанявшемся ко вдове с дочерью под видом кухарки Мавруши? Неужели лишь для того, чтобы сообщить, что

  • Кто ж родился мужчиною, тому
  • Рядиться в юбку странно и напрасно.

Вот наконец и выясним.


Евгений Немоляев. "Мистерия Лилы"

М.: Крылья, 2025. – 508 с.

Чрезвычайно внушительная — но едва ли книга в обычном понимании. Скорее — мануал, подробнейшая инструкция того, как следует правильно и с пользой для души проводить время за имеющей древнее индийское происхождение игрой-бродилкой и одновременно — психологической практикой, известной как Лила (Leela). Автор, magister ludi, начинает предисловие с умилительного захода, что "Сегодня на обширной территории стран бывшего Советского Союза осталось не так уж много людей, кто хотя бы раз в своей жизни не играл в игру, которую с легкой руки Хариша Джохари называют «Лила»" — что говорит скорее о его самоуглубленности и увлеченности своим делом. Но тем больше шансов, что читателей — потенциальных игроков, алкающих самосовершенствования и саморазвития, привлечет предлагаемый им 72-клеточный путь, густо усеянный санскритскими терминами и именами как хорошо известных в западном мире гуру, вроде Ошо, так и местночтимых. Любопытно, что суперобложка фолианта раскладывается в игровое поле — так что желающие могут не застревать на нижеприводимой 63-й клетке и сразу, вооружившись подробными указаниями, приступать к делу. А не желающие - просто восхититься остроумностью замысла и высоким издательским и полиграфическим качеством исполнения.