Текст: ГодЛитературы.РФ
В первый день 38-ой Московской международной книжной ярмарки эксперты представили лонг-лист - топ-40 - проекта «Слово года». Организаторы - импринт «Лингва» (АСТ нонфикшн), издательство «Мир и Образование» и филологический проект «Скворцовские чтения» - ежегодно определяют слово, которое наиболее полно отражает настроения общества и ключевые социокультурные процессы.
В этом году проект реализуется по четырем направлениям: «Гуманитарная сфера» (слова, отражающие настроения общества, ключевые культурные и социальные тенденции), «Техносфера» (слова, связанные с развитием технологий, инновациями и цифровой трансформацией), «Сленг» (слова, отражающие молодежный и интернет-сленг), «Всенародное слово» (слова пользователей интернета).
Для первых трех — гуманитарная сфера, техносфера, сленг — были сформированы рабочие группы из экспертов в соответствующих областях. Каждый эксперт предложил в своей категории от 1 до 4 слов — с обоснованием своего выбора. Кандидатов направления «Всенародное слово» предлагали пользователи интернета на странице проекта.
Шесть экспертов сошлись во мнении, что в числе ключевых слов в категории «Гуманитарная сфера» обязательно должно быть слово «победа», во многом определившее текущий год. При этом лидером этой категории стало имя игрушки-монстра «лабубу», получившее «признание» восьми экспертов, которые подчеркнули, что «"победа" отражает исторический контекст, "ИИ" — технологический, но уже как часть повседневной жизни, а "лабубу" воплощает эмоциональный и коммуникативный тренд года, слово-настроение».
Чаще других слов в категории «Техносфера» эксперты называли «ИИ» и «БПЛА» — каждое по 3 раза. К слову, тема искусственного интеллекта стала одной из самых доминирующих и вариативных в общем перечне всех слов.
Финальный список в категории «Сленг» — это срез актуальных интернет-трендов 2025 года, где преобладают экспрессивные, ироничные и заимствованные выражения, отражающие динамику цифровой коммуникации. Здесь чаще других слов эксперты называли: «свага» (русифицированное заимствование из английского swag) и «брейнрот» (закрепилось для обозначения абсурдного, чрезмерно хаотичного или нарочито бессмысленного контента).
Направление «Всенародное слово» формировалось путем открытого сбора предложений от пользователей интернета. Всего свои предложения прислали 6 234 человека, предложив 453 уникальных слова. Условно список лидеров можно разделить на три тематические группы: социально-политическая повестка («победа», «перемены», «мир»), эмоциональное состояние общества («тревожность», «ожидание», «кринж») и вечные ценности («любовь», «вера», «надежда»).
Презентация победителя проекта «Слово года» и лидеров направлений «Гуманитарная сфера», «Техносфера» и «Сленг» пройдет зимой на Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction.
ТОП-40 ПО АЛФАВИТУ и КАТЕГОРИЯМ
- Вера
- ИИ
- Лабубу
- Любовь
- Патриотизм
- Переговоры
- Победа
- Поиск
- Ценности
- Цензура
- Алгоритмы
- БПЛА
- DDoS-атака
- ИИ
- Импортонезависимость
- Кибербезопасность
- Национальный мессенджер
- План «Ковер»
- Промпт
- Цифровой рубль
- Бомбардиро крокодило
- Брейнрот
- НПС
- Окак
- Пикми
- Свага
- Сигма
- Сияй
- Слоняра
- Токсик
- Вера
- Договорнячок
- Кринж
- Любовь
- Мир
- Надежда
- Ожидание
- Перемены
- Победа
- Тревожность