ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Продюсер «Авиатора»: «Тарковскому повезло со Стругацкими. Нам повезло не меньше»

Презентация фильма "Авиатор" на Первой нижегородской книжной ярмарке от режиссёра Егора Кончаловского и продюсера Сергея Катышева

С 10 по 12 октября проходила Первая нижегородская книжная ярмарка. Она завершает Нижегородскую книжную неделю, является её центральным событием. Нижегородская книжная ярмарка организована по поручению президента Владимира Путина и является знаковым региональным событием. Участвуют издатели и литераторы со всей России. Будут представлены книжные новинки и проведены встречи с ведущими авторами. «Год Литературы» освещает события с ярмарки – нового центра современного литературного процесса в России.

Текст: Руслан Манеев

Презентация фильма по мотивам национального бестселлера Евгения Водолазкина "Авиатор" прошла в Нижнем Новгороде в рамках Первой нижегородской книжной ярмарки. Продюсер Сергей Катышев и режиссёр Егор Кончаловский показали две сцены из фильма и рассказали в личном разговоре с "Годом Литературы" как об экранизации, так и о проблемах современного отечественного кинематографа.

"Лихие" минуют арестанта Платонова, герой экранизации попадает в наши дни, - в этом главное различие сеттинга от романа. Какие темы первоисточника близки режиссёру Егору Кончаловскому?

Егор Кончаловский: "Для меня в картине были важны две вещи: незавершённая любовь и невоплощённая мечта. Я не буду предвосхищать что-либо своими рассказами, но наш герой смог прийти к завершению своей любви и осуществить свою мечту, которую в его прошлой жизни, в начале XX века, осуществить было невозможно".

Продюсер фильма Сергей Катышев рассказал, что у каждого из создателей фильма в работе были свои важные художественные цели:

Сергей Катышев: "Водолазкин - филолог, современный богослов, теолог, летописец нашего времени. Юрий Арабов - это абсолютный постмодернист, панк, который всегда преодолевает границы, выходит в трансцендентное, для него не важны содержание и форма, важна эмоция. Егор Андреевич - последователь и преемник советской школы кинематографа. Сложились три совершенно разные картины мира. В результате получился культурный взрыв, над которым мы работали пять лет".

После презентации фильма удалось услышать личную историю Сергея: для продюсера продакшн фильма - личная миссия.

Сергей Катышев: "Моя личная история началась задолго до экранизации, на святой горе Афон в монастыре Дохиар, когда старец Григорий благословил снимать фильмы о покаянии, о людях и природе времени, о том, что время тварно. Ведь в нашем сегодняшнем мире мы видим, как голливудские и европейские киностудии транслируют: время - фантазийный объект, где есть параллельные мультивселенные, где есть перерождение.

Мы впервые заговорили в фильме о времени с точки зрения древней христианской восточной философии, о том, что время сотворено в одном моменте с сотворением пространства.

Я летел в самолете, взял книгу "Авиатор", увидел, как деликатно вписан в роман покаянный канон Андрея Критского - одно из самых моих любимых богословских поэтических произведений. Я познакомился с автором, мы поговорили о богословии, о XIV-XV веке. Для меня Нил Сорский, Кирилл Белозерский - это важные святые, с которыми связана моя жизнь, и в его литературе это есть. Водолазкин - самый главный специалист по юродивым и святым в России и в мире. Конечно, эта работа послужила прежде всего преображением моего внутреннего мира".

Бюджет фильма "Авиатор" составляет 700 млн рублей. 70 процентов из этих средств вложили создатели кино. Почему Сергей так рискует?

Сергей Катышев: "Представьте себе: если бы Сергей Бондарчук, экранизируя «Войну и мир», или Андрей Тарковский, создавая фильм «Сталкер», думали о кассовых сборах, - что б тогда они сняли?.. Мы транслируем принципиально другой подход. Выстраиваем диалог со зрителем, который посмотрит этот фильм не только сегодня, но и через 10-20 лет, и будет оценивать нас сегодняшних, смотреть на нас сегодняшних оттуда, из будущего. Вот об этом мы думали. А не о том, «в рынке» мы или нет. Мы точно и не в рынке, и не на рынке. Мы в этом смысле абсолютно сумасшедшие, которые всерьёз пытаются формировать будущее через культурные события и явления.

Тарковскому повезло со Стругацкими. Нам повезло не меньше".

Премьера фильма 20 ноября - в день рождения супруги писателя Евгения Водолазкина, Татьяны Руди. В свою очередь, 28 ноября исполняется 119 лет со дня рождения Лихачёва, учителя Евгения Водолазкина. Каким было бы отношение академика Лихачёва к фильму?

Сергей Катышев: "Насколько я знаю, «Авиатор» написан из дневников Дмитрия Сергеевича. Я читал эти дневники. В них размышления о том, что можно многое передать посредством литературы, но не всё, например, - запахи и звуки... Можно сказать, опыт создания «Авиатора» - это трансляция идей Лихачёва. Я убеждён, что Дмитрию Сергеевичу понравился бы фильм".

На съёмочной площадке "Авиатора" было 24 камеры - создатели фильма смогли посмотреть на персонажей с самых разных планов, и у режиссёра есть чёткое понимание, каким должен быть герой сегодняшних киноисторий:

Егор Кончаловский: "Конечно, официальная точка зрения такая: это боец-герой, воин СВО - и это так. У нас 80-летие победы, мы с удовольствием возвращаемся к военной теме, и снимаются неплохие фильмы, например, "Т-34" - коммерческий современный фильм. Мне кажется, что нужно преодолеть копирование американского кино. Среди его симптомов: герой-одиночка, плохой полицейский, который начинает свершать правосудие и крошит в щепку злодеев, вне и вопреки закона... У нас ведь огромное историческое пространство. У нас всегда было что снимать. Потому что история - она не прерывается".

Режиссёр порассуждал о проблеме военных фильмов:

Егор Кончаловский: "Может быть, сейчас имеет смысл снимать про СВО, с другой стороны, через 20 лет мы переосмыслим эту историю и будет другой взгляд, более аналитически зрелые... В Великой отечественной войне, снимались, как правило, комедии, такие жизнеутверждающие. Прошло 20 лет и фронтовики, Чухрай, Ростоцкий, стали снимать поразительнейшие фильмы о войне. Я считаю, любое кино важно, главное, чтобы оно было нашим и не было попыткой повторить успех Рокки, Рембо. Вспомните, в 90-ые годы сколько у нас было бандитов, у которых кликухи были Рембо. Думал ли Сильвестр Сталлоне, что один из знаменитейших московских бандитов будет зваться Сильвестром? Просто, из-за имени актёра, который играл крутых парней".