Текст: Андрей Васянин / РГ
Музей Булгакова на Большой Пироговской вернулся к жизни. Открывшись в 2021 на месте квартиры, где писатель прожил 7 лет, он закрылся в декабре 2023: в филиале Государственного музея "Нехорошая квартира" случилась, по словам администрации, коммунальная авария. На устранение последствий ушло 2 года.
Музей задумывался не мемориальным пространством, последнее не из чего было собирать, от жилья Булгакова – в советскую пору здесь жила инженерная служба района Хамовники – остались только стены. И в этих стенах было устроено что-то вроде творческой лаборатории по изучению автора «Мастера и Маргариты». На месте рабочего кабинета, тут, как и до потопа, стоят интерактивные столы, своего рода приборы для исследования творческой жизни писателя. За одним можно изучить круг друзей Булгакова, за другим, одев наушники, послушать его любимую музыку, а еще проследить маршруты перемещений его героев по Москве, сравнить разные редакции знаменитого романа... «Исследователям» помогают раритеты вроде этюда Волошина, карандаша Булгакова и его театрального бинокля.

Открывшаяся вместе с музеем выставка «Елена Сергеевна. История жены писателя, рассказанная в пяти главах» столько же скрупулезно разбирает подробности знакомства и совместной жизни Булгакова и его жены-соратницы и ее борьбы за него.
Пять глав это пять этапов их отношений от знакомства и до перипетий сохранения Еленой Сергеевной наследия писателя после его смерти. Выставка собрана из нюансов, замеченных в, казалось бы, изученных до буквы дневниках и письмах, свидетельств, тут соединенных в сюжеты, подкрепленных раритетами, фотографиями, документами.

...Отношения Елены Сергеевны, жены Евгения Шиловского, с Булгаковым надо было как-то скрывать. Их письма не найдены. Но вот, возможно, замена: «Знатоку Гоголя, Елене Сергеевне, моему другу в память тех дней, когда мы мучились над этим экземпляром» – это надпись на машинописи инсценировки «Мертвых душ», над которой Булгаков работал в 30-м. Шутка более ранняя – фото с премьеры «Дней Турбиных»: «Милой Елене Сергеевне в день 75-летнего ее юбилея». Таких записей-приветов много.
Историю Булгаковых сохранил для нас дневник ЕС, подписи под фото, направляющие зрителей в нужную сторону, взяты, через одну, из него. Пожар в квартире на Пироговке случился, по свидетельству супруги, в тот момент, когда Булгаков в «Мастере и Маргарите» диктовал сцену про пожар в ресторане «Грибоедов». Под рукописью помета от 23 января 1934: «Он (...) в одной рубахе примчался и застал уже кухню в огне».

В Сети практически невозможно найти фотографию снесенного в позднем СССР дома в Нащокинском переулке, куда Булгаковы переехали из квартиры на Большой Пироговской, и их соседями во времени и пространстве были Мандельштам, Шкловский, Кирсанов. Но вот он, снимок ничем не примечательного одноэтажного дома №3 в Нащокинском из коллекции музея. В отдельной раме – металлический номер булгаковской квартиры 44. Елочные игрушки, сова и олень из папье-маше сопровождены дневниковой записью о том, как в квартире 44 отмечали с сыновьями Елены Сергеевны Новый год.
Из главных раритетов главы «Обещание» – самиздат. Переплетенные под одной обложкой две части романа, опубликованного в зимних 1966-67 года номерах журнала «Москва» с машинописными вклейками. Это Елена Сергеевна восстанавливала цензурные изъятия, на которые, скрепя сердце, соглашалась – лишь бы текст вышел.

Как она и обещала умирающему мужу. Явно незадолго до их разговора был сделан снимок – маленький, нечеткий, но сегодня бесценный, показанный впервые на этой выставке: Булгаков в постели, уже не способный поднять голову с подушки, рядом жена. Не позволившая забыть имя любимого мужа.








