Текст: Андрей Васянин
Музей Булгакова на Большой Пироговской вернулся к жизни. Открывшись в 2021 году на месте квартиры, где писатель прожил 7 лет, он закрылся в декабре 2023-го: в филиале Государственного музея "Нехорошая квартира" случилась, по словам администрации, коммунальная авария. На устранение последствий ушло два года.
Музей задумывался не мемориальным пространством, последнее не из чего было собирать, от жилья Булгакова – в советскую пору здесь жила инженерная служба района Хамовники – остались только стены. И в этих стенах было устроено что-то вроде творческой лаборатории по изучению автора «Мастера и Маргариты». На месте рабочего кабинета, тут, как и до потопа, стоят интерактивные столы, своего рода приборы для исследования творческой жизни писателя. За одним можно изучить круг друзей Булгакова, за другим, надев наушники, послушать его любимую музыку, а еще проследить маршруты перемещений его героев по Москве, сравнить разные редакции знаменитого романа... «Исследователям» помогают раритеты вроде этюда Волошина, карандаша Булгакова и его театрального бинокля.

Открывшаяся вместе с музеем выставка «Елена Сергеевна. История жены писателя, рассказанная в пяти главах» столько же скрупулезно разбирает подробности знакомства и совместной жизни Булгакова и его жены-соратницы и ее борьбы за него.
Пять глав – это пять этапов их отношений от знакомства и до перипетий сохранения Еленой Сергеевной наследия писателя после его смерти. Выставка собрана из нюансов, замеченных в, казалось бы, изученных до буквы дневниках и письмах, свидетельств, тут соединенных в сюжеты, подкрепленных раритетами, фотографиями, документами.

...Отношения Елены Сергеевны, жены Евгения Шиловского, с Булгаковым надо было как-то скрывать. Их письма не найдены. Но вот, возможно, замена: «Знатоку Гоголя, Елене Сергеевне, моему другу в память тех дней, когда мы мучились над этим экземпляром» – это надпись на машинописи инсценировки «Мертвых душ», над которой Булгаков работал в 30-м. Шутка более ранняя – фото с премьеры «Дней Турбиных»: «Милой Елене Сергеевне в день 75-летнего ее юбилея». Таких записей-приветов много.
Историю Булгаковых сохранил для нас дневник ЕС, подписи под фото, направляющие зрителей в нужную сторону, взяты, через одну, из него. Пожар в квартире на Пироговке случился, по свидетельству супруги, в тот момент, когда Булгаков в «Мастере и Маргарите» диктовал сцену про пожар в ресторане «Грибоедов». Под рукописью помета от 23 января 1934: «Он (...) в одной рубахе примчался и застал уже кухню в огне».

В Сети практически невозможно найти фотографию снесенного в позднем СССР дома в Нащокинском переулке, куда Булгаковы переехали из квартиры на Большой Пироговской, и их соседями во времени и пространстве были Мандельштам, Шкловский, Кирсанов. Но вот он, снимок ничем не примечательного одноэтажного дома № 3 в Нащокинском из коллекции музея. В отдельной раме – металлический номер булгаковской квартиры 44. Елочные игрушки, сова и олень из папье-маше сопровождены дневниковой записью о том, как в квартире 44 отмечали с сыновьями Елены Сергеевны Новый год.
Из главных раритетов главы «Обещание» – самиздат. Переплетенные под одной обложкой две части романа, опубликованного в зимних 1966-67 года номерах журнала «Москва» с машинописными вклейками. Это Елена Сергеевна восстанавливала цензурные изъятия, на которые, скрепя сердце, соглашалась – лишь бы текст вышел.

Как она и обещала умирающему мужу. Явно незадолго до их разговора был сделан снимок – маленький, нечеткий, но сегодня бесценный, показанный впервые на этой выставке: Булгаков в постели, уже не способный поднять голову с подушки, рядом жена. Не позволившая забыть имя любимого мужа.








