Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Итоговое-сочинение-человек-и-общество-Островский

Александр Островский. «Бедность не порок». 9 класс

В помощь школьнику. Вторая неделя февраля. Знакомство с творчеством А. Н. Островского школьникам предлагают начать с пьесы «Бедность не порок» — и только через полгода-год читать «Грозу» и «Бесприданницу»

Текст: Ольга Разумихина *
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Почти счастливый драматург

Так уж сложилось, что великих писателей и поэтов XIX—XX вв. в России в большинстве своём ждала тяжёлая судьба: на их долю выпадали нужда, политические преследования, тяжёлые болезни. Так, А. С. Пушкина в 1820 году выслали из Петербурга из-за того, что его произведения, в том числе стихотворение о тяготах жизни крепостных крестьян «Деревня», были «несовместимы со статусом государственного чиновника»; похожая участь постигла и М. Ю. Лермонтова после публикации стихотворения «Смерть поэта», в котором он обвинил всё светское общество в гибели Пушкина, и дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Этот список можно продолжать и продолжать:

  • Н. В. Гоголь из-за тяжелейшего душевного кризиса немногим не дожил до 44 лет;
  • Н. А. Некрасов в юности прожил в Петербурге несколько лет почти в нищете — богатый отец перестал высылать ему деньги, потому что хотел определить сына на военную службу, а тот загорелся идеей поступить в университет;
  • М. Е. Салтыков-Щедрин восемь лет провёл в ссылке в городе Вятка и занимал там должность, которую всей душой ненавидел;
  • Ф. М. Достоевский был приговорён к казни за чтение письма Белинского (впоследствии высшую меру наказания заменили каторгой) и всю жизнь страдал от эпилепсии;
  • А. А. Фет ещё ребёнком был лишён потомственного дворянства и потратил почти всю жизнь, чтобы вернуть себе титул, — поэт получил его лишь в 53 года.

Ситуация с писателями Серебряного века складывалась ещё более плачевно. В. В. Маяковский, С. А. Есенин, А. А. Блок, О. Э. Мандельштам, М. И. Цветаева, И. А. Бродский — все эти прекрасные авторы прошли череду потерь, глубоких кризисов и умерли в расцвете сил. Кто-то из них стал жертвой репрессий, кто-то принял решение уйти из жизни самостоятельно.

В этом смысле А. Н. Островского — наряду, пожалуй, с И. А. Гончаровым — можно назвать счастливым исключением из правил. Пусть на его долю также выпало немало испытаний (так, в восемь лет он потерял мать, а впоследствии нескольких своих детей — трое из них умерли во младенчестве), дальнейшую судьбу Островского можно назвать одной из самых благополучных. Он рос в благополучной интеллигентной семье и рано нашёл своё призвание — театр, а служба, на которую поначалу его устроил отец, хотя и не вызывала у Островского восторга, но подарила ему столько впечатлений и наблюдений, что хватило на 40 с лишним пьес.

Будущий драматург работал канцеляристом в судах — таким образом он узнавал, из-за чего люди всех сословий ведут тяжбы друг с другом. Островский разбирался в спорах дворян и мещан, пытающихся отвоевать друг у друга наследство; купцов, недобросовестно ведущих дела; крестьян, шедших на преступления, чтобы прокормить семью. Неудивительно, что одной из ключевых тем в творчестве Островского стала тема денег. Даже его вариация пьесы «Снегурочка» — не безобидная детская сказка, а горькая притча о жестокости и корысти. Вот и в комедии «Бедность и порок» герои попадают в безвыходное, казалось бы, положение — и всё из-за денег. Но у Любови Гордеевны Торцовой, в отличие от Снегурочки, всё заканчивается хорошо.

Что происходит

Список действующих лиц начинается именем Гордея Карпыча Торцова — в его доме и разворачивается действие пьесы. Это богатый купец лет шестидесяти, у которого есть супруга — Пелагея Егоровна — и дочка Люба, девица на выданье. Но это далеко не весь народ, населяющий дом Торцова или периодически там появляющийся. К Любе часто ходят подруги; также купец терпит набеги промотавшегося братца Любима Карпыча. Одна комната в доме выделена Мите, который в списке значится как «приказчик Торцова»: этот честный, ответственный и романтичный молодой человек, в отличие от своего начальника, очень беден и не может позволить себе даже купить второй сюртук взамен обветшавшего. Вместо этого немногочисленные деньги он посылает старушке матери.

Гордей Карпыч. Образование! Знаешь ли ты, что такое образование?.. А ещё туда же разговаривает! Ты бы вот сертучишко новенький сшил! Ведь к нам наверх ходишь, гости бывают… срам! Куда деньги-то деваешь?

Митя. Маменьке посылаю, потому она в старости, ей негде взять.

Гордей Карпыч. Матери посылаешь! Ты себя-то бы образил прежде; матери-то не бог знает что нужно, не в роскоши воспитана, чай, сама хлевы затворяла.

Митя. Уж пущай же лучше я буду терпеть, да маменька по крайности ни в чем не нуждается.

Гордей Карпыч. Да ведь безобразно! Уж коли не умеешь над собою приличия наблюдать, так и сиди в своей конуре; коли гол кругом, так нечего о себе мечтать! Стихи пишет, образовать себя хочет, а сам как фабричный ходит!

Немудрено, что Митя влюбляется — и ни в кого иного, как в Любу. Молодой человек посвящает девушке стихотворение и читает его вслух; без труда поняв намёк, дочка Торцова пишет приказчику записку, в которой объявляет, что его чувства небезответны. Вот только Гордей Карпыч хочет выдать дочь за фабриканта Африкана Савича с говорящей фамилией Коршунов — человека уже пожилого, вдовца и, что намного важнее, редкостного грубияна, но притом богатея.

Негласные законы

Современные школьники, читая о любовных переживаниях героев XIX века, не вполне понимают, почему молодые люди и девушки придают происходящему такое значение. Что такого в том, чтобы встречаться с тем, кто нравится, пусть даже родители против? Проведём исторический экскурс и поясним, в какой опасности на самом деле оказалась Любовь Гордеевна.

Даже в наши дни, если один из влюблённых богат, а другой еле сводит концы с концами, родственники могут выступать резко против такого союза. Особенно трудно паре придётся, если из обеспеченной семьи, как и в случае Торцовых, происходит девушка. Но если сейчас жених и невеста могут сколько угодно встречаться на «нейтральной» территории — например, в кино или кафе, — а при желании переехать к родственникам или друзьям (либо снять комнату/квартиру) и жить вместе без регистрации в ЗАГСе, то в XIX веке даже помыслить об этом было невозможно.

Во-первых, даже безобидные прогулки «свободного» молодого человека и незамужней девушки в то время считались предосудительными: если барышню часто видели в компании одного и того же мужчины, её репутация считалась испорченной. В ряде случаев к этому относились легко: так, Ольга Ларина и Владимир Ленский ездили друг к другу в гости едва ли не каждый день, но то было в глухой деревне, да и родители с обеих сторон прекрасно понимали, что детки рано или поздно поженятся. Но в «уездном городе», где происходит действие пьесы «Бедность не порок», позволить себе такие вольности было невозможно.

Во-вторых, если молодой человек в XIX веке хотел найти себе невесту, то он либо обращался к свахе (как Подколесин в пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба»), либо наносил визиты знакомым, у которых жили молодые сёстры, племянницы или дочери. В условленный день юноша приезжал в такой дом и просил у родителей девушки позволения познакомиться с потенциальной невестой. При этом общаться молодые должны были в присутствии родственников или хотя бы слуг: оказаться в комнате вдвоём было верхом неприличия. (Так что Марья Антоновна, героиня другой пьесы Гоголя — «Ревизор» — ведёт себя с Хлестаковым, позволяя ему стоять перед ней на коленях, недопустимо вызывающе.) Если после трёх-четырёх встреч молодой человек не находил общего языка с девушкой, то он должен был прекратить визиты: продолжив посещать дом, он бы опять же испортил девушке репутацию (иначе говоря, скомпрометировал бы её). Вот почему так пугается Люба, ненадолго оставшаяся в комнате Мити и при выходе столкнувшаяся с дядюшкой: она боится, что он разнесёт сплетни, и тогда любым надеждам конец.

Любовь Гордеевна. Ах!

Любим Карпыч (указывая на Любовь Гордеевну). Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять ее под сумнение.

Любовь Гордеевна. Это вы, дяденька!

Любим Карпыч. Я, племянница! Что, испугалась! Ступай, не бось! Я не доказчик, кладу все в ящик, разберу после, на досуге.

В случае с Африканом Савичем никакой «компрометации» нет, ведь его вводит в дом сам хозяин. К тому же из текста пьесы следует, что, хотя Коршунов и бывал дома у Гордея Карпыча уже не раз, с Любой он почти не общался.

В-третьих, если молодой человек и девушка пришли к согласию, они должны были обязательно попросить благословения у родителей. В том же «Ревизоре» городничий, узнав о «сговоре» дочери и чиновника-самозванца, выносит икону и таким образом даёт добро на то, чтобы Марья Антоновна и Хлестаков обвенчались. Сбежать с возлюбленным и заключить брак без благословения родителей — преступление против нравственности. Люди, поступившие таким образом, обрекали себя на вечное осуждение со стороны общества — а также, что немаловажно, на муки совести. Поэтому Митя, предлагая тайком увезти Любу к себе домой, совершает отчаянный поступок: вслух произнести такое мог только человек, потерявший всякую надежду на благополучный исход. Естественно, ни мать, ни дочь согласиться с приказчиком не могут.

Митя. Вот моя речь какая: соберите-ка вы ее да оденьте потеплее ужотко. Пусть выйдет потихоньку: посажу я её в саночки-самокаточки, да и был таков! Не видать тогда её старому, как ушей своих, а моей голове заодно уж погибать! Увезу её к матушке, да и повенчаемся. Эх! Дайте душе простор — разгуляться хочет! По крайности, коли придется и в ответ итти, так уж то буду знать, что потешился.

Пелагея Егоровна. Что ты, что ты, беспутный!

Любовь Гордеевна. Что ты, Митя, выдумал!

Наконец, расторжение брака в XIX веке было делом почти немыслимым. Развод был допустим лишь в одном случае: если один из супругов совершил прелюбодеяние и был в этом уличён. Естественно, такие прецеденты были огромным ударом при репутации — причём как того супруга, кто изменил, так и того, кто вынес сор из избы. Поэтому, если бы Любу отдали замуж за Африкана Савича, ей пришлось бы жить в его доме долгие годы: практически все браки в России XIX в. оканчивались лишь со смертью мужа или жены. Но каково было бы героине жить с мыслью, что её единственный шанс стать свободной — пережить ненавистного Коршунова? Разве девушка со столь чистым сердцем могла бы пожелать смерти другому человеку, пусть даже такому невежественному?

Хеппи-энд

Итак, «Бедность не порок» — не такая уж лёгкая и незамысловатая пьеса, как может показаться на первый взгляд. Увы, в реальной жизни Митя и Люба вряд ли бы обрели семейное счастье. Однако Островский решил не расстраивать читателей, а преподнести им урок — и для наглядности даже вынес основную мораль в заглавие. «Бедность не порок» — эта фраза значит, что нет ничего плохого в том, что у тебя мало денег. Главное — ценить то, что имеешь, и честно трудиться на благо своей семьи и общества.

К счастью, Гордей Карпыч — не без помощи беспутного братца Любима — это понимает. И пьеса, начавшись как душераздирающая любовная драма, оборачивается светлой рождественской историей. Почти сказкой. Но, как говорится, в сказке ложь, да в ней намёк.

* Ольга-ЛапенковаОльга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

08.02.2020

Просмотры: 0

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ