Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото с сайта НИУ ВШЭ
ЕГЭ в самом разгаре. Пока школьники штудируют учебники и нервничают в экзаменационных аудиториях, родители ломают голову над тем, почему так отличаются результаты экзамена в разных регионах страны. В Национальном исследовательском университете
«Высшая школа экономики» проанализировали средние баллы ЕГЭ за последние несколько лет по по русскому языку и математике и попытались найти причины региональных различий в результатах ЕГЭ.
Традиционно высокие средние баллы по русскому языку и по математике показывает Центральный федеральный округ. В 2015 году по русскому языку в лидеры выбились Оренбургская и Самарская области, а также Пермский край. Наилучшие результаты по математике показали республика Калмыкия, Пермский край и Удмуртия. Самые же низкие результаты оказались на Дальнем Востоке.
Проанализировав результаты ЕГЭ за 2009—2014 гг., исследователи выяснили, что во многом они зависят от ресурсного обеспечения школ. Наибольший рост финансирования школ произошел в 2012 году, когда были приняты «майские указы президента».
«Согласно нашим оценкам, регионы с более высоким уровнем подушевого финансирования показывают более высокие средние баллы ЕГЭ по математике (при равном уровне экономического развития, доходов населения и ряда других характеристик регионов), — говорится в исследовании. — По русскому языку значимой связи результатов ЕГЭ и подушевого финансирования (при учете прочих региональных показателей) в 2009—2014 гг. не обнаружено. Отчасти это можно объяснить тем, что в результатах по русскому языку большую роль играют социальные характеристики семей».
Не менее важным фактором оказалась и зарплата учителей.
Чем выше средний уровень оплаты труда педагога, тем лучше региональные результаты ЕГЭ
и по русскому языку, и по математике.
Не стоит сбрасывать со счетов и уровень достатка в семье.
«Высокий уровень неравенства доходов внутри региона также негативно сказывается на средних баллах ЕГЭ (при равном уровне бюджетного финансирования школ и ряда других региональных характеристик), — объясняют исследователи. — Иными словами, для повышения образовательных достижений школьников важны и семейные ресурсы».
В 2015 году ситуация изменилась не сильно.
У детей из менее благополучных регионов все так же было меньше шансов получить высокие баллы на экзамене, чем у тех, кто живет в более экономически развитой части страны.
Причем по русскому языку этот разрыв несколько больше, чем по математике.
«Таким образом, наш анализ показывает, насколько у учеников из разных регионов неравны шансы на высокие баллы ЕГЭ. К слову, средние результаты московских школьников на ЕГЭ на 13 баллов по профильной математике и на 5 баллов по русскому языку выше, чем у школьников из республики Бурятия, — написано в исследовании. — В целом экономические и образовательные характеристики регионов определяют баллы ЕГЭ на 64 процента по русскому языку и на 53 процента - по математике. При этом эти факторы находятся вне сферы влияния самих педагогов и школ, поэтому оценивать их по этому результату некорректно».
В ВШЭ пришли к выводу, что в России достаточно большие региональные различия в образовательных результатах школьников. И эти различия могут определить дальнейшую судьбу детей, в том числе повлиять на поступление в вузы.
«ЕГЭ как объективный инструмент оценивания выпускников школ показал наличие проблемы с неравенством в образовании. Нельзя возлагать всю ответственность за решение этой проблемы на сам экзамен или учителей.
Выравнивание образовательных возможностей - это задача государственной политики», — пояснили эксперты.
Источник: НИУ ВШЭ