САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Клавиатура для первоклассника

Когда поколение гаджетов перестанет писать ручкой и читать вслух?

дети-за-компьютером
дети-за-компьютером

Текст: Наталья Лебедева

Фото: detionline.com


От 40 до 60 процентов будущих первоклашек имеют несформированную речь и бедный словарный запас, не умеют грамматически правильно строить предложения, задавать вопросы и отвечать на них.


А пересказывая события, мультфильмы или сказки, дети оперируют в основном отдельными словами и междометиями. Таковы данные исследований, которые не первый год проводит Институт возрастной физиологии РАО. Директор института, учёный-физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО Марьяна Безруких в интервью образовательному порталу Newtonew  рассказала, что это не проблема поколения гаджетов, а проблема образования.

«Это проблема той системы, которая плохо учитывает возрастные особенности формирования сложнейших базовых навыков — письма и чтения. Форсирование темпа обучения, недостаточный учёт индивидуальных особенностей развития детей», — объясняет она.


Детей, например, совсем не учат читать «про себя».


От них требуют, чтобы они читали вслух, проговаривая каждый звук, а потом чтобы вдруг сами по себе стали читать «про себя». Но навык артикуляции и проговаривания никуда не исчезает и тормозит рост скорости чтения. А объем текстов неуклонно увеличивается с каждым днем.

«Что касается погруженности в гаджеты, то это не причина несформированности навыка письма и чтения. Это скорее фактор отвлечения внимания, — объясняет Безруких. — Но мы могли бы использовать интерес к гаджетам. Более того, я убеждена, что


нужно срочно разработать технологию обучения письму с использованием клавиатуры.


Промедление здесь недопустимо. Мы должны быть готовы к тому, что не будет необходимости писать ручкой».

На удивленное и громкое возмущение родителей и учителей: «Как же так? Ведь письмо ручкой развивает мелкую моторику и мозг!», Марьяна Безруких хладнокровно отвечает: «Уверяю вас,


письмо с использованием клавиатуры — ещё более сложная задача для мозга, которая способствует развитию всех функций не менее, чем письмо ручкой».


Также эксперт не разделяет мнения о том, что дети поколения X, Y и любых других букв, как-то отличаются от предыдущих.

«Темпы физиологического и психофизиологического развития современных детей не изменились, и по-прежнему очень велики индивидуальные различия, то есть дети одного возраста сильно различаются по развитию и по адаптивным возможностям», — озвучивает она итоги 60-летних наблюдений за детьми в Институте возрастной физиологии.

Однако изменение социокультурной ситуации, по словам эксперта, влияет на некоторые характеристики. «Но это скорее психологические и социокультурные особенности, а развитие мозга, познавательная деятельность и физиологический ресурс организма детей существенно не изменились. В то же время нагрузки растут, интенсификация учебного процесса растёт, требования растут. И мы сами формируем «потерянное поколение» из-за неадекватных требований и педагогов, и родителей».

С осторожностью Марьяна Безруких относится и к всевозможным инновационным и творческим подходам к процессу обучения. Она убеждена, что творчество хорошо, когда есть глубокая профессиональная основа, понимание и знание принципов и технологий обучения.

«Приведу один пример: недавно увидела «методику» обучения письму, в которой дети должны были писать буквы «вверх ногами». На вопрос «Зачем?» учительница, пожав плечами, ответила: «Так интереснее». А в нашем консультативном центре сегодня — поток из пяти- и шестиклассников с проблемами письма, в том числе они не помнят, как пишутся буквы. О каком навыке при этом может идти речь, о какой письменной речи?» — поясняет она.


Активное вовлечение родителей в процесс обучения детей Безруких называет «очередной фишкой» последних лет, которую школа поняла специфически, фактически переложив ответственность за результаты обучения на родителей.


Вот и корпят родители вечерами над докладами, презентациями и поделками. А учителя не упускают возможности рассказать, что ребенок «не справляется», и предложить услуги репетиторов.

«Неужели педагог, дающий подобные задания, не понимает, что ребенок не может его выполнить? Кого при этом мы обманываем? — спрашивает Марьяна Безруких. — Вопрос не риторический, а сущностный. Если педагог начальной школы не может научить ребенка читать, писать и считать (а именно этим занимаются репетиторы в начальной школе), тогда вопросы не к ребёнку и не к родителям, а к профессиональной квалификации педагога».

Но зато она точно знает, чего не хватает детям в семье, — понимания и поддержки.

Ссылка по теме:

newtonew.com