САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Зачетный Базаров

Как написать сочинение и получить доступ к ЕГЭ

Текст: Наталья Лебедева

Фото: pronk.ru

Наталья Лебедева

ЕГЭ закончился, оценки выставлены, настало время анализировать полученные результаты. Рособрнадзор объявил традиционный сбор пожеланий и предложений по совершенствованию Единого государственного экзамена. Причем сотрудники ведомства ждут отклика не только от учителей, но и от самих выпускников, их родителей и преподавателей вузов. Все предложения принимаются до 11 августа по электронной почте: ege2018@obrnadzor.gov.ru.

А пока учителя делятся своими личными наблюдениями и приходят к совсем неутешительным выводам. Кандидат филологических наук, учитель школы № 1239 Ирина Кочергина в своей статье для «Учительской газеты»


проанализировала итоговое сочинение, которое сегодня обязаны писать все одиннадцатиклассники, чтобы получить допуск к ЕГЭ.


Она обратила внимание на то, что интересных и нестандартных работ стало очень мало, еще меньше примеров не из курса школьной литературы.

«Ученики и учителя поняли, что «зачет» получить совсем несложно: можно разучить 2—3 примера из пройденной классики к каждому направлению тем. Алгоритм подготовки-натаскивания найден. Причем читать для этого сами произведения совсем не обязательно», — вывела она «формулу успеха».

Если работы писались по направлению «Разум и чувство», то можно не сомневаться, что там будет написано о Раскольникове, который под влиянием теории (разума) убивает старуху-процентщицу, а потом чувства его терзают. Еще один традиционный пример — Базаров: он в своей жизни следует нигилизму (опять теория, то есть разум), а потом его сражает чувство к Одинцовой — и всё, герой мечется, страдает, а в некоторых работах и умирает от любви.

«Как правило, ученики не читали произведений или читали фрагменты, что видно из большого количества фактических ошибок и скупого пересказа. Но тема раскрыта, и потому стоит «зачет», - пишет Ирина Кочергина. - В работах по этому направлению, которые я смотрела, нет ни Чацкого, у которого «ум с сердцем не в ладу», ни Обломова, пишущего свое знаменитое письмо Ольге, ни Ларисы Огудаловой, ни Ромео с Джульеттой, ни «Гордости и предубеждения», ни «Гамлета» — ничего. Только Базаров и Раскольников».

В направлении «Честь и бесчестие» картина очень похожая, только вместо Раскольникова Петруша Гринев, князь Андрей на поле Аустерлица и «Сотников».

«То есть дети просто выучили эти примеры, а читали ли они или пишут по краткому содержанию — этого не узнать. Они могли готовиться и по сборникам сочинений, которых вновь расплодилось целое множество, и через сайты подготовки. Или — самое печальное — их могли натаскивать на школьных уроках», — объясняет Кочергина.

Также педагог обращает внимание на то, что


дети испытывают серьезные трудности с пониманием формулировок тем. Им сложно дать определения даже таким понятиям, как дружба и честь.


«А ведь в сочинении-рассуждении на тему, в которую включено понятие — предмет рассуждения, именно от определений и надо отталкиваться, — пишет Кочергина. — Но дети пишут, что честь — это мораль, совесть, добро; можно встретить и описательное «честь — это когда…», и т.д. То есть они сразу уводят работу в неверную сторону. Если мы в 11-м классе затрудняемся с определением понятий, это беда».

«К чему же мы пришли за эти три года после введения итогового сочинения? — спрашивает Ирина Кочергина, и сама же отвечает: — Ученики по-прежнему не читают, выпускники не могут логично и доказательно рассуждать. Мне кажется, дальше будет только хуже. Формат итогового сочинения надо менять, и чем скорее, тем лучше».

КСТАТИ

Кандидат филологических наук, доцент школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Михаил Павловец поделился в своем фейсбуке одной «очень показательной» историей о том, как дети пишут сочинения в школе:

— Потрясающая и показательная история вытащена из комментариев к одному из предыдущих постов:

«В этом году класс моей дочери (7-й) писал сочинение по Бульбе. Причем тема была про сыновей. И вот дети, не сговариваясь очень кратко писали про Остапа и его казнь и более подробно - про Андрия. И что забавно, почти все оправдали А.) Варианты были «не предал любовь», «поступил порядочно», «помог», «ради любви»…

Весь класс получил 2 и 3.

— Мам, ты не представляешь, как она орала: «Да вы что все? С ума посходили?!? Как вы могли такое написать?? Я же вам говорила, что О. - герой, а А. - предатель! Предатель! Понятно? Как вы могли понаписать такого?!? Кошмар какой-то!»

Если детям уже в 7-м классе запрещено иметь свое мнение, то что вы хотите? интересных сочинений? Так их от этого отучают учителя. Пиши по образцу и не выеживайся. Думаю, к 11-му они это четко усваивают».

UPD: кстати, я в этом возрасте тоже был на стороне Андрия. И не мог представить, что мой отец мог бы меня убить - как Тарас или, тем более, как Маттео Фальконе - эту новеллу Проспера Мериме тоже ведь в воспитательных целях в школе изучали.