Текст: Наталья Лебедева
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Итоговое сочинение написано, оценки выставлены. Настало время провести работу над ошибками. Из года в год, жалуются педагоги, дети допускают одни и те же ошибки. И самая распространненая — речевая ошибка. Выучить правильное написание слова можно, а вот научиться его правильно употреблять гораздо сложнее.
Несмотря на все предостережения учителей, школьники продолжают писать «Николай Васильевич в своем произведении…», забывая о том, что писатель Н. В. Гоголь — не сосед по лестничной клетке. Путаются в написании сложных имен и названий вроде «Бэла» или «Сквозник-Дмухановский». Но
больше всего «радует» проверяющих уверенность выпускников в исключительности и истинности своего мнения: «я считаю, что герой поступил правильно…», «я осуждаю…».
Рецепт один — читать. Читать как можно больше. Другого способа развить свой литературный кругозор и повысить качество письменной речи не существует.
Мы собрали самые распространенные ошибки, которые допустили в этом году в своих сочинениях выпускники. Надеемся, что на чужих ошибках кто-то все-таки научится.
Ошибки мышления
- искаженное восприятие социальных явлений:
«И он привел пример другого народа в лице Штольца»
- искаженное восприятие терминов и понятий:
«В этой семье свои нравственные ценности. По праздникам приглашать всех родных, ставить спектакли…»
- искаженное восприятие пословиц, поговорок, метафорических высказываний:
«Когда мы произносим слова «моя хата с краю», мы оскверняем свой родной дом.
- незнание исторических реалий, искажение социокультурного контекста:
«Гринев стал грамотным к 12 годам благодаря Савельичу»
- смешение фактов различных историко-культурных пластов:
«Графиня Ростова была очень хорошей домохозяйкой».
Коммуникативные ошибки
- чрезвычайно обобщенные и безапелляционные суждения:
«На мой взгляд, я полностью раскрыл тему, и я в ней не могу не согласиться: «Дом — это место и люди?»
- коммуникация с нулевым восприятием:
«И при изучении литературы разных веков и народов можно понять, на какой направленности развивалось наследие нашей страны и литературы».
Наиболее часто встречающиеся недостатки речевого оформления сочинений
- неуместный повтор слова, выявляющий бедность словарного запаса:
«Автор книги сумел показать в своей книге интересных героев», «Я люблю любовную лирику».
- тавтология:
«изображение образа», «В повести повествуется…»
- смысловая избыточность (плеоназм):
«Обломов снимал квартиру, в которой царил хаос и беспорядок», «Любовь может дать взаимопонимание друг к другу»
- неточное словоупотребление:
«Когда мне хочется посмотреть на большую чистую любовь, я открываю романы…»
- нарушение лексической сочетаемости:
«менять историю вспять», «Дети не получают плохого влияния…», «Как можно красочней сохранить хорошие воспоминания»
- смешение паронимов:
«Человеческая мудрость сопоставляется из поступков», «Во многом наш характер формируется в зависимости от места, где мы живем»
- результат неправильного словотворчества:
«Базаров осознает нищетность прожитой жизни», «Незначайно убил монаха и убежал»
- стилистические ошибки:
«Он познал, как ошибался, когда хотел сигануть в окно…»
- неверное использование устойчивых оборотов:
«уделил дому немалое значение», «Фонвизин приводит во внимание семью Простаковых»
- речевые штампы:
«Любовь пробуждает нас быть стойкими и сильными в трудную минуту ради своей второй половинки»
- канцелярит:
«Развитие индивида посредством литературы начинается с самого раннего возраста, уже тогда ребенок изучает детскую литературу»
- неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных слов:
«Это нам показал великий писатель Гоголь в своем не менее великом произведении «Мертвые души».