Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
сочинение-2017

Сочинение-2017: Работа над ошибками

Скольких баллов недосчитаются выпускники из-за речевых ошибок?

Текст: Наталья Лебедева
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Наталья ЛебедеваИтоговое сочинение написано, оценки выставлены. Настало время провести работу над ошибками. Из года в год, жалуются педагоги, дети допускают одни и те же ошибки. И самая распространненая — речевая ошибка. Выучить правильное написание слова можно, а вот научиться его правильно употреблять гораздо сложнее.
Несмотря на все предостережения учителей, школьники продолжают писать «Николай Васильевич в своем произведении…», забывая о том, что писатель Н. В. Гоголь — не сосед по лестничной клетке. Путаются в написании сложных имен и названий вроде «Бэла» или «Сквозник-Дмухановский». Но


больше всего «радует» проверяющих уверенность выпускников в исключительности и истинности своего мнения: «я считаю, что герой поступил правильно…», «я осуждаю…».


Рецепт один — читать. Читать как можно больше. Другого способа развить свой литературный кругозор и повысить качество письменной речи не существует.

Мы собрали самые распространенные ошибки, которые допустили в этом году в своих сочинениях выпускники. Надеемся, что на чужих ошибках кто-то все-таки научится.

Ошибки мышления

— искаженное восприятие социальных явлений:
«И он привел пример другого народа в лице Штольца»

— искаженное восприятие терминов и понятий:
«В этой семье свои нравственные ценности. По праздникам приглашать всех родных, ставить спектакли…»
— искаженное восприятие пословиц, поговорок, метафорических высказываний:
«Когда мы произносим слова «моя хата с краю», мы оскверняем свой родной дом.

— незнание исторических реалий, искажение социокультурного контекста:
«Гринев стал грамотным к 12 годам благодаря Савельичу»

— смешение фактов различных историко-культурных пластов:
«Графиня Ростова была очень хорошей домохозяйкой».

Коммуникативные ошибки

— чрезвычайно обобщенные и безапелляционные суждения:
«На мой взгляд, я полностью раскрыл тему, и я в ней не могу не согласиться: «Дом — это место и люди?»

— коммуникация с нулевым восприятием:
«И при изучении литературы разных веков и народов можно понять, на какой направленности развивалось наследие нашей страны и литературы».

Наиболее часто встречающиеся недостатки речевого оформления сочинений

— неуместный повтор слова, выявляющий бедность словарного запаса:
«Автор книги сумел показать в своей книге интересных героев», «Я люблю любовную лирику».

— тавтология:
«изображение образа», «В повести повествуется…»

— смысловая избыточность (плеоназм):
«Обломов снимал квартиру, в которой царил хаос и беспорядок», «Любовь может дать взаимопонимание друг к другу»

— неточное словоупотребление:
«Когда мне хочется посмотреть на большую чистую любовь, я открываю романы…»

— нарушение лексической сочетаемости:
«менять историю вспять», «Дети не получают плохого влияния…», «Как можно красочней сохранить хорошие воспоминания»

— смешение паронимов:
«Человеческая мудрость сопоставляется из поступков», «Во многом наш характер формируется в зависимости от места, где мы живем»

— результат неправильного словотворчества:
«Базаров осознает нищетность прожитой жизни», «Незначайно убил монаха и убежал»

— стилистические ошибки:
«Он познал, как ошибался, когда хотел сигануть в окно…»

— неверное использование устойчивых оборотов:
«уделил дому немалое значение», «Фонвизин приводит во внимание семью Простаковых»

— речевые штампы:
«Любовь пробуждает нас быть стойкими и сильными в трудную минуту ради своей второй половинки»

— канцелярит:
«Развитие индивида посредством литературы начинается с самого раннего возраста, уже тогда ребенок изучает детскую литературу»

— неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных слов:
«Это нам показал великий писатель Гоголь в своем не менее великом произведении «Мертвые души».

27.12.2016

Просмотры: 0

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ