Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Редкие экземпляры

Провинциальные издательства устанавливают рекорды микротиражей

Текст: Светлана Биткина/РГ, Владимир
Фото: Игорь Филонов/РГ

В Год литературы, который начался в России в сложных экономических условиях, владимирским издательствам пришлось вспомнить опыт выживания в кризис, приобретенный в 1990-е. Но если тогда все трудности компенсировались высокими тиражами и хорошо отлаженной системой распространения, то сейчас они работают на фоне резко выросших цен и сократившейся сети книготорговли.

МАЛ, ДА ДОРОГ
Известный владимирский специалист, член гильдии независимых издателей России Евгений Зарецкий с грустью вспоминает, с какой скоростью разошелся 100-тысячный тираж первой художественной книги, выпущенной его издательством «Калейдоскоп»:

— С реализацией не было никаких проблем. Любая книжка, которую мы выпускали, шла на ура. Однако рухнула система книготорговли, закрылись базы, рассылка-доставка стала стоить бешеных денег — и ситуация резко изменилась.

Сегодня издательства во Владимире работают, как правило, под частный заказ. Многие просят напечатать только 50 экземпляров или даже меньше — на сколько хватает средств. Так, всего одну книгу для своего музея заказала Покровская средняя школа. Для другого заказчика пришлось выпускать в единственном экземпляре «Историю дворянского рода». Сейчас здесь работают над краеведческим альбомом о Вязниках тиражом 10 штук.

— Крупные столичные издательства считают, что невыгодно возиться с одним экземпляром, а мы беремся, — говорит Евгений Зарецкий. — До ста книг печатаем на своей минитипографии, а 500–1000 отдаем в большую. Оплачиваем полиграфические услуги, причем со скидкой, поскольку после нашей работы им остается только запустить станок. Экономика тут простая. Малые тиражи позволяют сводить концы с концами, а если их много — то и зарабатывать.

В издательстве «ВИТ-принт», специализирующемся на выпуске высокохудожественных альбомов, научных монографий и сборников работ художников, тоже отмечают тенденцию к снижению объемов заказов. Последняя малотиражная работа этого издательства — каталог частной коллекции в 10 экземплярах. Один том роскошного подарочного издания обошелся автору в 150 тысяч рублей!

— Если бы тираж был тысяча экземпляров, стоимость каждого каталога составила бы 12–15 тысяч, — поясняет директор издательства Иван Слюсарь.

СБЫТ ОПРЕДЕЛЯЕТ
Самый оптимальный вариант — не только печатать книги, но и продавать их. Однако издатели сегодня торговлей не занимаются. Книжные магазины даже в областном центре можно пересчитать по пальцам одной руки. И они неохотно берут на реализацию произведения местных авторов. Типичная ситуация — с последней книгой известного владимирского путешественника Юрия Леонтьева. Первые читатели высоко оценили эту работу. И издательство решило предложить ее книжному магазину.

— Берут на реализацию всего 10 экземпляров, — рассказывает Евгений Зарецкий. — На наши 200 рублей делают наценку еще 200, а потом говорят: книга плохо продается.

— Торговля через сетевые магазины идет сложно. Там делают не менее 100 процентов наценки, — подтверждает и Иван Слюсарь.

В результате издательствам приходится искать свои каналы. Так, первую книгу того же Леонтьева о путешествии по знаменитой Владимирке распространяли через дорожников, для чего пришлось обзвонить все доруправления от Москвы до Читы. Но Евгений Зарецкий признает: на такую работу у небольшого издательства нет ни времени, ни средств.

А директор издательства «Аркаим» Владимир Ухолов отмечает, что себестоимость стандартной книги объемом 300 страниц составляет максимум 70 рублей. В магазине же она продается по 250-350 в зависимости от имени автора. Так что попытки объяснить динамику цен объективной экономической реальностью пока ни к чему не приводят.

Ссылка по теме:
«Редкие экземпляры» — «Российская газета», 26.05.2015

26.05.2015

Просмотры: 0
Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ