САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

России нужна комикс-журналистика

Аскольд Акишин, Алексей Иорш и остальные обсудили потребность российского читателя в комиксах

комиксы на Красной площади
комиксы на Красной площади

Текст и фото: Дарья Крутоголова

«Комиксы — это искусство, нравятся они или нет, принимают их или нет», — заявил Аскольд Акишин, комиксист и иллюстратор, известный как в России, так и за рубежом. Отвечая на вопрос, нужны ли сейчас читателю отечественные комиксы, художник вспомнил историю жанра.

«Разумеется, в то время, как в Америке развивалась супергероическая тема в комиксах, а в Японии манга и далее по списку, в Советском Союзе все было пресечено. Но все равно хотелось своего, отечественного», — рассказал Акишин. Такое желание привело к созданию московского клуба, у которого впоследствии было достаточно много заказов в 90-е годы. Вспомнил он и про издательство «Прогресс», выпускавшее первые по тем временам биографические комиксы — про Жукова, про Петра I, и про остальных исторических личностей. У начинающих комиксистов было и желание рисовать — и был спрос: «Когда появлялись издания на прилавках, они расходились максимально быстро, тиражи были огромные. Это сейчас тысячный тираж кажется неплохим результатом, а тогда результат был за десятками тысяч экземпляров».

Его поддержал и Алексей Иорш, такой же пионер отечественного жанра и арт-директор фестиваля комиксов «КомМиссия»: «Сейчас вышло новое поколение художников, которые вырабатывают свои, принципиально новые художественные языки. Если 15 лет назад все знали всех, то сейчас просто невозможно отсмотреть даже половину». Он также пояснил, что при всем прочем, рост этот не только количественный, но и качественный. «У нас выработался свой характер, появляются собственные комиксисты, анализирующие нашу действительность — например, Ольга Лаврентьева, автор комикса-эпоса «Сурвило», написала о судьбе своей 93-летней бабушки, прошедшей сталинские репрессии и блокаду Ленинграда», — добавил Алексей, пояснив, что сейчас вообще имеет смысл говорить о таком понятии, как комикс-журналистика, занимающаяся общественно-социальными проблемами.

Ярким представителем комикс-журналистики можно назвать Варвару Леднёву, рисующую прекрасные путеводители по России и называющую их «рисованными историями» - она утверждает, что люди охотнее втягиваются и интересуются именно таким названием, оно их не отпугивает. В отличие от «комиксов». Оказывается, у людей (особенно в провинциях) все еще есть стереотип, что комиксами интересуются «люди не очень умные». Эту же тему развил и Андрей Дроздов, «лучший библиотекарь Москвы» и по совместительству обладатель самой крупной коллекции комиксов. «Вы не разглядываете картинки — вы считываете графическую информацию, как с картин Босха, например. Это ведь искусство. Над которым, к слову, работали и Хармс, и Чехов, и Маяковский — делали ли они это для тупых?» — задал риторический вопрос Андрей.

Оказывается, для библиотек тема рисованных историй сейчас близка, как никогда. Татьяна Иванова с любовью рассказала о своей библиотеке графических историй № 227. Изначально была идея сделать библиотеку исключительно в стиле поп-арта, но позже стало очевидно, что поп-арт и комикс неразделимы. И произошел стремительный взлет интереса со стороны не только молодежи, но и людей старшего возраста. «Но надо дать время: как ребенок должен вырасти, так должно вырасти и поколение, которому комикс будет интересен так же, как и художественная литература».