САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Солженицын 2.0

Юные дизайнеры перевели произведения Солженицына на язык комикса

Солженицынское пространство
Солженицынское пространство

Текст: Дарья Крутоголова

Фото: группа конкурса ВКонтакте

В комикс-центре Российской государственной библиотеки для молодежи наградили призеров конкурса «Солженицынское пространство: мультимедийное пространство».

Алексей Иорш, известный график, поделился своими впечатлениями: «Я смят и разрушен. Потому что все работы — это работы взрослых профессиональных художников, которые понимают изобразительное искусство и видят современный нарратив. У меня даже нет исправительных комментариев в стиле «ой, а вот тут лучше не так» — все просто супер. У всех ребят есть явная предрасположенность к тому, чтобы заниматься этим искусством».

Александр Солженицын — писатель очень сложный, тексты у него непростые и требуют глубокой исследовательской работы. Но студентов разных художественных институтов графики и дизайна это не остановило. Многие из них признались, что хотели заинтриговать потенциальных читателей, сделать так, чтобы увиденное зацепило — и потянуло за собой в мир солженицынской книги.


Самыми выбираемыми произведениями стали, предсказуемо, «Крохотки», «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича».


Однако это никак не повлияло на разнообразие воплощений: были представлены и графические новеллы в виде комиксов (мрачный «Утенок» углем и пастелью, графичный и черно-белый «Один день…», нежный портрет Матрены из «Матрениного двора»), и видеоарты (один из которых, по словам его автора, был собран из разных «Крохоток» в оригинальной читке автора), и даже буктрейлеры. Удивил и мультимедийный рабочий стол, взаимодействуя с которым можно узнать разные стороны не только творчества Александра Солженицына, но и его самого. К примеру, узнать, что он был и фотографом.

Сами конкурсанты не спешили хвастаться своими работами, скромно утверждая, что это просто следствие их вдохновения творчеством писателя. Например, призер Анастасия Лавринова заметила, что «просто хотела убедить всех и еще раз убедиться самой в том, что Александр Исаевич — настоящий гений литературы». А обладательница первого места Екатерина Худорожкова, на удивление, выбрала «Случай на станции Кочетовка» и представила его в виде графической новеллы, обосновав свой выбор тем, что просто «наткнулась на аудиоспектакль этого произведения и не смогла оторваться. Нашла и самый яркий момент: конфликт между двумя главными героями и сомнения одного в честности другого». Однако работу Екатерина еще не считает законченной и обещает обязательно доделать и довести до конца — «только в финале станет понятен выбранный мною лаконичный стиль и идея произведения в целом».

Организаторы конкурса в один голос заявляют, что цель проекта изначально была привлечь внимание молодежи к творчеству Александра Исаевича Солженицына. А в составе жюри были не только преподаватели художественных институтов, но и сама Наталия Солженицына, вдова писателя. В целом работ было достаточно много, и чтобы их все отсмотреть, пришлось совершить даже небольшой тур по городам. Да и в их оценке, несмотря на такое во всех смыслах компетентное жюри, возникли сложности — искусство достаточно сложно оценить даже словами, не говоря уж о конкретных цифрах и рейтингах. Попробовать дать свою оценку работам студентов можно и самим — достаточно прийти в Библиотеку для молодежи.