САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Чистопольский адрес Бориса Пастернака

Работы, присланные на конкурс «В место гения»

Пастернак-в-Чистополе
Пастернак-в-Чистополе

Текст и фото: Елена Быкова, г. Чистополь

Есть в Татарстане маленький, зеленый, уютный городок на берегу реки Камы, с купеческими особняками, которые сохранились в неизменном виде с начала XIX века. Город один из старейших поселений Закамья. И название у города светлое и прозрачное — Чистополь. Я живу в этом красивом уголке Татарстана ровно 30 лет и работаю в библиотечной системе. И самая большая достопримечательность нашего провинциального городка — это Мемориальный музей русского писателя, одного из крупнейших поэтов XX века, лауреата Нобелевской премии по литературе (1958) Бориса Леонидовича Пастернака.

Это о нашем городе Борис Пастернак написал эти строчки:

И я припомню страшную войну,

Народу возвратившую оружье,

И старое перебирать начну,

И городок на Каме обнаружу.

Почему музей открыт в нашем городе, спросите вы? А ответ прост: поэт жил в нашем Чистополе во время Великой Отечественной войны в эвакуации. Кстати, наш музей был открыт чуть раньше музея поэта в Переделкине. Но оба музея были открыты в 1990 году - в год столетия со дня рождения Бориса Пастернака. 1990 год по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Пастернака.

Об открытии нашего музея все узнали из программы «Время». В Переделкине неофициально музей уже существовал, и туда приезжали посетители, но официально он ещё открыт не был. На даче поэта жили члены семьи Бориса Леонидовича, и они же проводили экскурсии. Родственники поэта были потрясены, что в каком-то захолустье, маленьком городке, открыли музей Пастернака, а они всё еще борются с бюрократической машиной. Им стало так обидно, что они с удвоенной силой стали ратовать за открытие музея. И вскоре музей поэта в Переделкине был открыт.

Я родилась не в Чистополе. После окончания Елабужского училища культуры я вышла замуж за чистопольца. В Чистополь я приехала осенью 1987 года, и меня сразу взяли на работу в библиотечную систему. Я стала работать в читальном зале Центральной библиотеки. А уже 16 декабря я была ведущей на презентации книги «Чистопольские страницы». Это был первый сборник, который вместил в себя стихи, рассказы, повести, дневники, письма эвакуированных писателей и воспоминания о них. Составителем этой уникальной книги был наш земляк Геннадий Степанович Муханов, литературовед, кандидат филологических наук. Впоследствии он много лет возглавлял Госмузей Республики Татарстан в Казани. Но Геннадию Степановичу в составлении сборника помогали и другие активные чистопольцы. Самым главным помощником стала Нина Степановна Харитонова, литературный краевед, заслуженный учитель ТАССР. Именно она начала эту всю работу по сбору материала, она создала при школе, в которой работала, литературный клуб «Поиск» и вела переписку с писателями и их детьми. Нина Степановна была инициатором создания музея Б. Пастернака и при открытии музея передала богатейший материал в его фонды. Тогда-то, на презентации этого сборника, я и познакомилась с этими удивительными энтузиастами. На премьере книги была встреча с составителями, писателями, жившими в нашем городе во время войны, звучали стихи и песни, была показана сцена из спектакля Л. Леонова «Нашествие». Вечер был потрясающий, и я прониклась этой темой на всю жизнь.

Вечер памяти Лауреата Нобелевской премии писателя Бориса Пастернака. Я читала стихи «Засыплет снег дороги», «Осень» и другие. Музыкальная школа. Участники вечера. 1997 год

1990 год. Открытие музея. Я уже не работала, сидела дома с маленьким сыном, но кто-то мне сообщил о таком историческом событии. Как сейчас помню, было 10 февраля, я пошла на открытие музея на улицу Ленина (ранее она называлась улицей Володарского), дом 81. Я даже попала на фото в местную газету, случайно. Вот я, молодая женщина, стою в толпе пришедших и любуюсь барельефом поэта. Барельеф и мемориальная доска, скромно и со вкусом выполненные, с датами пребывания поэта в городе, с небольшим выступом, на котором уже лежат живые гвоздики. Музей возглавила Любовь Григорьевна Демченко.

И тогда на открытии я даже не предполагала, что с музеем будет связано много счастливых моментов в моей жизни. Не знала, что музей станет родным, не подозревала, сколько он подарит мне друзей - знаменитых в Татарстане и России личностей.

Пролетело четыре года. В 1994 году мои сыновья подросли, пошли в детский сад, а я вышла на работу в свою библиотечную систему и стала активно участвовать во всех музейных акциях: литературных вечерах, презентациях книг, встречах с писателями, художниками, музыкантами, открытиях выставок и новых экспозиций.

В музей приезжали московские писатели и их дети. Мы так и прозвали их — московские чистопольцы. Это их эвакуировали в наш городок на Каме в годы Великой Отечественной войны, чтобы сберечь их талант для России. Почти весь Союз писателей СССР квартировал в Чистополе, вся литературная элита нашей страны. В каждой чистопольской семье жил эвакуированный из Москвы писатель или деятель культуры. В город приехали: Л. Леонов, А. Фадеев, А. Сурков, А. Твардовский, Д. Бедный, С. Маршак, К. Паустовский, Е. Долматовский, М. Исаковский, С. Щипачёв. По улицам нашего города ходили А. Ахматова, М. Цветаева, К. Тренёв, И. Сельвинский, В. Боков, А. Тарковский, М. Алигер, В. Гроссман и др. В Чистополь приехали даже зарубежные писатели. А как они трудились у нас — они тоже сражались с врагом! Сколько было написано великих произведений, песен, стихов. Музы Победы, музы, которые не молчали, звали на бой с врагом. Михаил Исаковский написал в нашем городе свои лучшие, знаменитые произведения. На его стихи были написаны песни: «Огонёк», «В лесу прифронтовом», «Ой туманы мои, растуманы». Алексеем Сурковым была написана песня «Бьется в тесной печурке огонь», Твардовский работал над отдельными главами «Василия Теркина», Пастернак начал «Доктора Живаго», переводил Шекспира. Сами эвакуированные писатели позднее говорили о справедливости термина «чистопольский период советской литературы». В Доме учителя функционировал филиал Союза советских писателей, председателем которого был Константин Федин. Так наш город и стал городом русской литературы и неотъемлемой частью ее истории.

Мы, чистопольцы, гордимся, что город дал кров, работу, хлеб таким знаменитым писателям и поэтам, помог им выжить в то тяжёлое для страны время.

Я люблю приходить в квартиру, в которой жил поэт Борис Леонидович Пастернак в годы эвакуации с 18 октября 1941 года по 25 июня 1943 года. Это святая святых нашего Чистополя. Бережно сохранено все то, что окружало поэта, что служило ему верой и правдой. Открываю сборник стихотворений Бориса Леонидовича и нахожу его стихотворение, посвященное дому, в котором он жил у нас в городе.

Когда я с честью пронесу

Несчастий бремя,

Означится, как свет в лесу,

Иное время.

И я по множеству примет

Свой дом узнаю.

Вот верх и дверь в мой кабинет,

Вторая с краю.

Вот спуск, вот лестничный настил,

Подъём, перила,

Где я так много мыслей скрыл

В тот век бескрылый.

Я медленно иду в сторону Скарятинского сада и подхожу к небольшому особняку. Это здание очень скромно выглядит, оно двухэтажное в три окна, но является памятником истории и архитектуры конца XIX — начала XX века. В этом доме в годы войны на втором этаже жила семья Вавиловых. Семья занимала большую комнату, а поэт маленькую.

Захожу в знаменитый двор и открываю массивную дверь. Крутая лестница вверх, иду по ней медленно, вот прихожая, ещё маленькая комната с печкой, утварью, буфетом, сундуком, патефоном и дверь в комнату Бориса Пастернака. Маленькая, уютная, и дух захватывает оттого, что все вещи подлинные, переданные в дар музею от хозяйки квартиры Е. К. Вавиловой, а также от родственников Бориса Пастернака. Перед горящими свечами — портрет Бориса Леонидовича, пристальный, пытливый взор. Взгляд этот сопровождает, всюду чувствуется присутствие писателя в этой маленькой и необыкновенной комнате. Вот его кровать, диванчик, на вешалке его пальто, и рядом стоят валенки, шкаф с книгами, на стенах птички, картина Маковского «Дети, бегущие от грозы», рабочий стол, настольная лампа с абажуром, с чернильницей и бумагами. Тут и переводы, томик Гёте и стихи. Будто Борис Леонидович только сейчас вышел на минутку и вот-вот войдёт и продолжит свою кропотливую работу.

Создали экспозицию и бережно восстановили интерьер квартиры Бориса Пастернака художник М. Гисматуллин, О. Шашина, заслуженный учитель ТАССР, краевед Харитонова Нина Степановна. Вот как описывал комнату Бориса Пастернака А. Гладков: «Комната средней величины и неважно побелена. Посередине стены идёт бордюр с черными и красными птицами (до войны здесь был детский сад, поэтому и ласточки на стенах). Две сдвинутые рядком кровати, рабочий стол поэта и несколько стульев — наподобие шкафчика. Очень неуютно, но довольно светло».

Писателю очень важно для работы, чтоб было светло.

Пастернак так и признавался: «Чистопольский воздух располагает к работе». На окнах, как и прежде, цветёт алая герань. В одно окно поэт в то военное время видел городской сад с вековыми соснами, в другое — Нарсуд. Такое тяжелое было время, в Нарсуд постоянно привозили арестованных, и Борис Леонидович видел, сколько народа было осуждено в этом здании. Ненасытная система поглощала людей, как огромное, страшное, голодное животное.

Наш город остался в сердце поэта. Очень красивые строчки Борис Пастернак посвятил нашему Чистополю: «Я в большом долгу перед Чистополем… Я всегда любил нашу глушь, мелкие города и сельские местности больше столиц, и мил моему сердцу Чистополь, и зимы в нём, и жители, и дома, как я их увидел зимой 1941 года, когда приехал к эвакуированной семье… Я имею в виду именно связи безымянные, встречи с незнакомыми на улице, общий вид города, деревянную резьбу на окнах и на воротах. Всё это мне нравилось, всё это меня душевно питало».

Но жить поэту в нашем городе было тяжело, как и всем чистопольцам и эвакуированным. Но Борис Леонидович не жаловался, стойко переносил трудности. В более-менее привилегированном положении находились только Исаковский, Федин и Леонов. Подавляющее большинство москвичей не имело даже отдельной комнаты, потому что эвакуированных было уже больше жителей. Лишь избранные получали паёк, остальные получали в день бесплатную тарелку супа. Жизнь была очень трудной. Маленький городок, занесённый снегом, в избах керосиновые лампы, на стене висит круглое радио. Все писатели собирались в холодном Доме учителя, ставили там спектакли и концерты. Почта приходила раз в неделю. Но, несмотря на трудности, жизнь текла очень оживлённо. Многочисленные музыкальные и литературные вечера, часы поэзии, лекции, круглые столы с дискуссиями. В Доме учителя проходили спектакли, работала библиотека, все общались и делились новостями с фронта. По радио выступали со своими произведениями писатели, поэты, фельетонисты. Борис Леонидович очень много работал. В своей холодной комнате он много переводил шекспировские трагедии, писал собственные сочинения, выступал с чтением своих стихов на писательских вечерах в Доме учителя.

Раньше у музея было всего четыре небольшие комнаты. Но музей постоянно писал во все инстанции, искал все возможные решения проблем, и теперь всё здание принадлежит музею. Коллектив прошёл огогь, воду и медные трубы. Но это того стоило! Так много материала, ценнейших экспонатов, надо было разместить и показать людям.

И когда наконец весь дом был расселён и все его площади были отданы музею, был сделан капитальный ремонт, тогда музейщики смогли расширить экспозицию, установить современное оборудование, разместить в большом подвале фондохранилище, обустроить очень красиво двор. К открытию обновлённого музея приехали московские родственники поэта. Они сделали музею царский подарок — привезли подлинное пальто поэта с каракулевым воротником и подшитые белые валенки Бориса Пастернака. В музее есть старая фотография, подтверждающая подлинность вещей поэта, на которой Борис Леонидович стоит в этом пальто и валенках.

Но это произошло не сразу. Но и в тех четырёх комнатах, принадлежащих музею, бурлила жизнь. На первом этаже был литературный салон, где собирались все любители поэзии, музыки, живописи, все те, кто с большой любовью относится к городу и его истории. Проходили литературные вечера. Литературно-музыкальные спектакли проходили как в музее, так и на больших сценах Дома культуры «Восток» и в музыкальной школе города.

Коллектив музея всегда будоражил город красивыми литературно-музыкальными и театральными вечерами. Сейчас я смотрю на многочисленные фотографии и удивляюсь тому, сколько же ролей я сыграла. Я была красавицей Россети на вечере Пушкина, музой Есенина — Шаганэ, поэтессой Анной Ахматовой, читала стихи Марии Петровых, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Михаила Шамбодала.

Больше всего мне запомнился спектакль, посвящённый 195-летию со дня рождения А. С. Пушкина, в котором я играла музу поэта Россети. Действие проходило в ДК «Восток». Сотрудники музея, учителя, библиотекари — все играли любимых женщин поэта, все были в красивых длинных платьях. На сцене старинная резная мебель, свечи, изразцовый камин, все предметы из фонда музея Бориса Пастернака. В спектакле использовались стихи, письма поэта к жене, Анне Керн, записки Волконской, воспоминания Керн, главы из романа Вересаева и Гроссмана, сборник «Солнце нашей поэзии». Мы, самодеятельные артисты, на минуту становились героинями произведений в своих воздушно-белых туалетах с неизменным веером в руках. Мы читали письма и воспоминания, проникались далёкой эпохой, теми чувствами, которые испытывали женщины, окружавшие Пушкина и вдохновлявшие его на творчество.

Также не могу не вспомнить Есенинский вечер. Проходил он в музыкальной школе. Со мной случился казус на сцене, но я невозмутимо доиграла свою роль. Я играла музу Сергея Есенина - Шаганэ. На мне было длинное платье из фондов музея, которое подогнули на скорую руку. Во время выступления я встала в шов платья каблуком, который там и застрял. Я, подёргав ногой, высвободила каблук и как ни в чем не бывало доиграла свой эпизод в спектакле. Все участники смеялись надо мной, зрители были в лёгком шоке. А Нина Степановна Харитонова выговаривала мне после вечера:

«Лена, что это было? Ты лягалась на сцене как лошадь!» За меня заступались другие участники, говорили, что растерялись бы и вовсе в этой ситуации и сбежали со сцены.

Я принимала участие и во всех вечерах памяти поэта. Читала стихи вместе с другими чтецами. Мы были все восхищены этой личностью. Я всегда удивлялась разностороннему развитию и талантам поэта, выражение «Если человек талантлив, то он талантлив во всем» очень подходило именно к Борису Пастернаку. Борис Леонидович неплохо рисовал, был философом, поэтом, прозаиком, драматургом, переводчиком со многих европейских языков. Ещё он великолепно играл на рояле, сочинял музыку.

Музей Пастернака мне подарил знакомство с дочерью фельетониста, писателя Михаила Шамбодала Изабеллой Михайловной. Наша дружба продолжается уже 21 год. Изабелла Михайловна приезжает ежегодно, музей устраивает встречи, и мы поём романсы, читаем фельетоны и стихи.

В нашем городе в 1997 году было организовано при Центральной библиотеке литературное объединение «Ступени», где я до 2008 года была секретарём. Десять лет я возглавляю это объединение творческих людей. Наша команда чистопольских авторов — самые частые гости музея Бориса Пастернака. Мы принимаем участие в акциях «Ночь в музее», справляем все памятные даты музея, самые первые знакомимся с новыми выставками и экспозициями, с радостью встречаемся со старыми дорогими музейными друзьями.

В городе много творческих людей, и мне кажется, что это московские писатели оставили такой незримый свет в нашем городе, что многих тянет писать стихи и рассказы. Воздух остался после них тут поэтический, оттого мы занимаемся творчеством. Нас вдохновляет их незримое присутствие. Вот, например, местная поэтесса Мира Максимова написала такое стихотворение о музее Пастернака:

На улице Ленина, в стареньком здании, 

Музей Пастернака живёт много лет. 

Творил здесь поэт. Возникает желание 

Войти, получить на вопросы ответ. 

Входим в комнату… Видим скромно убранство: 

Стол рабочий, кровать, заводной патефон, 

Альбомы и книги, ни тени мещанства. 

Здесь живёт Пастернак… Погулять вышел он. 

К Пастернаку приходят дети, люди в сединах, 

Душу в пепел сжигает цветаевский стих. 

С Ахматовой Анной судьбы, мысли едины, 

Здесь звучал Шамбадал и поэт Петровых.

Музей Пастернака серебром фортепиано

Каждый день начинает с гимна «Зимняя ночь».

И метёт снегопад, весь февраль в окна, в рамы,

Но горит там свеча, чтоб влюблённым помочь.

Да, теперь эти залы торжественны, святы.

Тишина, и свечи чуть мерцающий свет.

Что-то тянет сюда, а ведь я завсегдатый,

Пастернак стал мне другом на множество лет.

А вот строчки из стихотворения чистопольского поэта Владимира Белова:

Помнит Чистополь говор московский

И хранит как крупицу зерна;

Как творили Тренёв, Исаковский

И душой отдыхал Пастернак.

Своё стихотворение городу посвящает незрячий поэт Рифкат Гардиев, упоминая в нём чистопольских москвичей:

Мой город старинный, купеческий,

Теперь молодёжный, студенческий,

Встречающий камский рассвет.

В войну проживавшие классики,

Затем чистопольские часики

Прославили город навек!

А вот как о проживании в нашем городе московской интеллигенции говорит поэтесса Луиза Варганова в своём стихотворении «Чистополю 220 лет»:

Здесь когда-то жили Боков,

Исаковский, Пастернак,

И в своих заветных строках

Воспевали каждый шаг.

Каждый шаг, твоё дыханье,

Зимний холод, летний зной.

Стал любовью и признаньем,

Стал им Чистополь судьбой.

Борис Пастернак вдохновляет творческих людей и по сей день. На стихи поэта уже написано много романсов самодеятельными музыкантами Ларисой Кулибиной и Мариной Аниськиной.

Все мы, местные поэты, художники, музыканты, входим в актив музея. Мы помогаем музею вести просветительскую, образовательную, культурную работу среди чистопольцев и гостей города.

В 2014 году в нашем городе образовался Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник. А немногим раньше исторический центр Чистополя площадью 160 га получил статус — объект культурного наследия всероссийского значения.

Это первый в Республике Татарстан музей со статусом литературный. Со временем Музейное объединение планирует открыть и новые дома-музеи: Анны Ахматовой, Ильи Сельвинского, Леонида Леонова и др. Нужны средства, чтобы отремонтировать и провести реконструкцию 50 исторических зданий.

А в 2015 году, в Год литературы в России, в год 125-летия со дня рождения Бориса Леонидовича, в дни проведения первых международных Пастернаковских чтений, в центре города, напротив окон мемориального музея, в Скарятинском саду, был открыт памятник Борису Пастернаку. На открытие памятника и международные Пастернаковские чтения приехала кинорежиссёр Галина Долматовская, дочь поэта Евгения Долматовского. Открывали памятник: премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, член Совета Федерации РФ Ильдус Ахметзянов, депутат Госсовета Республики Татарстан Виктор Смыков, глава Чистопольского района Дмитрий Иванов. Автор этой величественной, трёхметровой, бронзовой скульптуры поэта — московский скульптор Владимир Демченко.

На открытии памятника звучала запись, где три чистопольских автора, и я в том числе, читали стихи Бориса Пастернака под музыкальное сопровождение.

Теперь гостям города можно не только посетить музей, но и положить цветы к памятнику великого поэта.

Первые международные Пастернаковские чтения были проведены на базе Чистопольского историко-архитектурного и литературного музея-заповедника. Организаторами форума выступили Министерство культуры и Академия наук Татарстана. На научно-практическую конференцию в наш город приехали писатели, исследователи творчества Бориса Пастернака со всей России, художники, музыканты, а самое главное, съехались дети и внуки тех писателей и деятелей культуры, которые жили в нашем городе в годы войны.

Это был просто восторг — увидеть своих старых музейных друзей и познакомиться с новыми. В Чистополь приехали, из тех, кого я уже знала: Изабелла Шамбадал — дочь известного советского писателя-фельетониста Михаила Шамбодала; Генадий Муханов — автор книги «Чистопольские страницы»; Галина Васильева — дочь поэта Сергея Васильева, преподаватель МГУ, исследователь французской литературы; Виталий Шенталинский — российский писатель, наш земляк; Наиль Валеев — действительный член Академии наук РТ.

Я познакомилась с Татьяной Могилевской, дочерью писателя Михаила Рудермана, который написал слова к известной всем песне «Тачанка». Состоялось и знакомство с удивительной супружеской парой. Автор проекта реконструкции Мемориального музея Б. Пастернака Марс Гисматуллин приехал с талантливой супругой Мариной Шустовой, солисткой Большого театра, заслуженной артисткой России.

Ежегодно в день рождения поэта, 10 февраля, зажигается свеча Пастернака и открывается республиканский конкурс на лучшее прочтение его произведений «Цель творчества — самоотдача». Из разных городов Татарстана съезжаются учащиеся, чтобы представить литературно-музыкальные композиции, показать красивое и эмоциональное прочтение произведений Бориса Пастернака. А после подведения итогов и награждения школьники всегда традиционно возлагают цветы к памятнику поэта.

Жизнь каждого чистопольца неразрывно связана с музеем Бориса Пастернака. Даже маленький ребёнок уже побывал в музее и знает, что в нашем городе жил великий поэт. Мои сыновья участвовали в музейных вечерах и были зрителями многих музейных праздников. Скоро и мы с внучкой пойдём туда на экскурсию, пусть только она немного подрастёт.

И сейчас продолжает гореть свеча Пастернака как символ творчества и высокой духовности, неугасимой любви и веры. К огню её собираются все, кому небезразлична российская культура.

Чистополь
Чистополь
Чистополь
Чистополь
Чистополь

Ссылки по теме:

Страница конкурса литературных травелогов «В место гения»