САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Детективы и мистика на Новый год

Для любителей жанра литературный обозреватель Петр Моисеев выбрал три книги

три-новогодних-детектива
три-новогодних-детектива

Текст: Петр Моисеев

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Обложки с сайтов издательств

1. «Трепет черных крыльев: сборник мистических детективных рассказов»

М.: Издательство «Э», 2017

Издательство «Эксмо» весной уходящего года затеяло серию сборников детективных новелл русских авторов. Первым — тогда же, по весне, - вышел сборник ретродетективов «Скрытые улики». Новое издание «Трепет черных крыльев» оказалось гораздо более рискованным по замыслу, ибо это — детективы мистические. Такое определение — уже практически оксюморон, поскольку детектив и мистика друг друга исключают и вряд ли нужно напоминать, сколь часто детективы строятся на разоблачении мнимой мистики (привидений, предсказаний, колдовства и т. п.). Как говаривал учитель Медведенко, «вот тут и вертись». Неудивительно, что впечатления сборник вызывает смешанные. Просто как занимательные истории прочесть не без удовольствия можно почти все произведения из этой книги — за исключением разве что абсолютно невнятного «Авторского проекта» Александра Гадоля, который можно охарактеризовать словами одного из его героев: «Ни сценария, ничего. Какая-то дешевая самодеятельность».

В остальном


сборник получился нескучный,


но если действительно ждать от него детектива — или мистики, кому что ближе, - разочарований не избежать.

В общем и целом картина получилась такая:

Татьяна Корсакова написала довольно стандартную, но динамичную и без чернухи историю о маньяке, но главная интрига заключается не в том, поймают ли преступника (ловят его практически «за кадром»), сколько в том самом элементе мистики… о котором я подробно говорить не буду.

«Пыль на ветру» Сергея и Анны Литвиновых на первый взгляд кажется стопроцентной мистикой, но финал разочаровывает — перед нами банальный обман читателя.

Зато «Утопи свои печали» Марины Крамер, напротив того, сначала притворяется детективом (почему события складываются так, словно приобретенный героем самурайский меч обладает мистическими свойствами?), но реалистической мотивировки сюжет так и не получает.

Практически чистым детективом оказался «Котализатор» Валерия Введенского — кассир из банка каждую субботу проделывает некие странные манипуляции, которые вроде бы говорят о том, что он небезуспешно пытается вызвать дьявола. Объяснение таково, что догадаться самому практически невозможно, но и отторжения оно не вызывает: уж больно убедительную «мистическую» картинку нарисовал автор вначале, а потом легко и непринужденно сам себя разоблачил. При этом новелла и написана гораздо приличнее, чем «ретродетективные» романы Введенского, любопытные по антуражу, но в литературном отношении совершенно беспомощные.

«Вино победителей» Екатерины Неволиной — любопытный опус: с одной стороны, это история того, как русский бизнесмен, зайдя во Франции почти в первый попавшийся магазин, купил там бутылку дорогого вина… а в бутылке оказался яд. Если хотели отравить именно его, то как яд попал в запечатанную бутылку? Если же не его, то зачем производителям или продавцам травить своих покупателей? Разгадка вполне приемлема. С другой стороны, не обошлось и без мистики. Любители детектива могут ее проигнорировать. А любители мистики могут поступить так же с детективной интригой.

Антон Чиж в последние годы и так вплетает в свои детективы мистико-фантастические сюжетные линии и мотивы; а «Кто зовет тебя» и вовсе отношения к детективу не имеет — скорее это нечто вроде бертоновской «Сонной лощины»: типичный детективный сыщик (у Чижа - сыщица), рационалист(ка) и умница, вынужден признать, что «есть многое на свете, друг Горацио» и прочая. Все как в детективе, только наоборот.

Сверхъестественное господствует и у Ирины Молчановой в «Соседке в голубом»: призрак убитой девушки подталкивает героя к обнаружению обстоятельств ее смерти.

Иван Любенко в «Знаке сатаны» принимает предложенные издателями правила игры (действие инфернальных сил не удается объяснить никак иначе), но делает это явно неохотно и даже пытается заставить сыщика — Клима Пантелеевича Ардашева — отстаивать свои обычные принципы: «Нужно выкинуть из головы всякие вздорные небылицы. Мир материален, и, стало быть, все поддается логическому объяснению». Увы — не в этой новелле.

Неплохо поработала Юлия Набокова, обошедшаяся в своей «Пропавшей в лабиринте» почти без мистики; единственным недостатком ее детектива является то, что… уж очень он прост. Вряд ли даже неопытный читатель будет долго ломать голову над загадкой.

Иван Погонин, судя по «Отпечатку на манускрипте», полагает, что мистика в детективе имеет право появиться только при условии ее последующего разоблачения; и если в начале новеллы герои обнаруживают, что отпечаток пальца человека, жившего в Древнем Египте, совпадает с отпечатком отнюдь не старинного мошенника, будьте уверены — временные туннели здесь ни при чем.

Рассказ Альбины Нури «Двое на дороге» не только детективным, а и вообще чисто развлекательным не назовешь: мистика здесь эксплицирует отношения между героями, отсюда и такой финал, который с формальной точки зрения ничего не объясняет.

«Битники-3000» Андрея Доброва — футурологическая недетективная фантастика о поимке преступника.

Очень хороша «Сирена» Юлии Яковлевой: следователю Зайцеву не дает покоя старое дело, когда, с одной стороны, все указывает на убийство мужем жены, а с другой — у мужа железное алиби, а жена, видимо, сама утопилась. Разгадка приходит Зайцеву в голову после встречи с ясновидящим, но этот персонаж скорее стимулирует умственные способности героя, чем вкладывает разгадку ему в голову; сюжет этой новеллы несколько напоминает детективы Кристи из серии об Арле Кине.

«Трепет черных крыльев» Даниэля Клугера относится в основном к полицейскому жанру, хотя автору явно доставляет удовольствие, предоставив нам реалистическое объяснение происходящего, тут же самому себя опровергнуть и сказать — а нет, на самом-то деле тут участвовали такие силы, такие силы…

Влада Юрьева, как и Неволина, соединяет криминальную и мистическую истории так, что читатель более или менее может игнорировать ту, которая ему меньше нравится; но вот сама криминальная история, хотя и занимательна, но не слишком изобретательна и совсем не детективна.

Достаточно остроумно играет с читательскими ожиданиями Юлия Алейникова в «Сне на Ивана Купалу», где мы — по замыслу автора — и не должны понимать, когда мы наблюдаем естественные события, а когда — сверхъестественные.


Если пытаться выделить лучшие произведения сборника, то особо я бы выделил яковлевскую «Сирену», а просто удачными мне кажутся новеллы Введенского, Неволиной, Набоковой и Погонина.


Однозначных провалов, как я уже говорил, в книге почти нет… но вот жанровая мешанина, что ни говорите, несколько смазывает впечатление.

2. Гармаш-Роффе Т. В. «Светлый лик, темный след»

М.: Издательство «Э», 2017

Татьяна Гармаш-Роффе — автор книг «Черное кружево, алый закат», «Ягоды страсти, ягоды смерти», «Сердце не обманет, сердце не предаст» и «Силы небесные, силы земные», выпустила роман с оригинальным названием, не имеющим, правда, особого отношения к сюжету. Это, безусловно, детектив с хрестоматийной загадкой: все улики указывают на заведомо невиновного человека. В данном случае это молодая и красивая женщина-педиатр, у которой только-только закончился медовый месяц. И есть у этой Аси нехорошая соседка — молодая мать, которая плохо заботится о своем ребенке. Ася Ольгу сначала урезонивала, а потом Ольгу нашли мертвой, а пьяную Асю — рядом с ней, всю в крови. На орудии убийства, как водится, ее отпечатки. В общем, ситуация классическая, но это, понятное дело, не закрывает автору возможностей для творчества.

Беда в том, что просчитать разгадку можно уже в самом начале. А в середине книги до нее додумывается и сыщик. И вся вторая половина романа — это поиски мотива преступника. Но мотив запрятан так глубоко, что у читателя нет ни малейшей возможности о нем догадаться. А на последних десятках страниц, когда в мельчайших деталях описывается операция по задержанию преступников, возникает отчетливое чувство, что автор просто тянет время.

С другой стороны,


радует, что Гармаш-Роффе в этот раз написала именно детектив, а не триллер


(как было, например, с романом «Ведь я еще жива»). Радует, что все концы сведены с концами и писательнице не приходится ссылаться на более или менее убедительные случайные совпадения, чтобы объяснить происходящее (как это было в «Черном кружеве...»). И даже сама просчитываемость разгадки говорит о том, что Гармаш-Роффе не без успеха заботится о логике сюжета. Так что перед нами не лучшая книга писательницы — но и не бездарная. А если в следующих книгах автор вернется на уровень, скажем, своего романа «Е.б.ж.», то большего и желать будет нельзя.

3. Грэм К. «Смерть лицедея»

Перевел А. Волков. СПб.: Издательство Пушкинского фонда, 2018

В третьей книге сегодняшнего обзора, написанной малоизвестной в России писательницей, действуют, однако, хорошо знакомые многим нашим соотечественникам герои — инспектор Барнаби и сержант Трой. Да, вы не ошиблись: сериал Midsommer Murders, идущий у нас под названием «Чисто английские убийства», когда-то начинался как экранизация романов Кэролайн Грэм. Их, правда, в этом цикле всего семь, поэтому сериал быстро зажил своей жизнью. До сих пор на русском языке существовали только первая и последняя книги про Тома Барнаби, но Издательство Пушкинского фонда, кажется, взялось за дело всерьез: недавно были переизданы «Убийства в Бэджерс-Дрифт», теперь за ними последовала «Смерть лицедея». Она несколько длиннее, чем первый роман, и это симптом: пока еще легкий, но тревожный — наращивание объема происходит не за счет развития детективного сюжета, а за счет повествования об отношениях между героями. Не случайно в конце у одного из персонажей есть повод сказать, что «для хороших все закончилось хорошо, а для плохих — плохо». Действительно, подозреваемым здесь уделено столько внимания, что они уже начинают делиться на «хороших» и «плохих». Правда, пока что это еще только тенденция — детектив все же превалирует, судьбы и отношения не вытеснили загадку.

О чем же книга? В маленьком провинциальном любительском театре, как водится, сложные отношения в труппе. Наименьшей популярностью пользуется ведущий актер Эсслин Кармайкл. Дело даже не в том, что вместе с ним в одном спектакле играют его бывшая жена (которую он бросил) и нынешняя (которая ему изменяет); он ухитрился поссориться со всеми. Но вот характер убийства озадачивает инспектора Барнаби: вместо того, чтобы тихо-мирно стукнуть своего врага где-нибудь в темном переулке, преступник убивает Кармайкла прямо на сцене, во время спектакля — довольно интересным способом (хотя сложно сказать, способен ли опытный актер на такую невнимательность, которая привела его к гибели). Объяснения того, почему убийца выбрал столь неудобные время и место преступления, вполне приемлемы, хотя и не потрясают воображения. Конечно,


рекламные (и неоригинальные) сравнения с Агатой Кристи неоправданны, но удовольствие от чтения любитель жанра вполне может получить.