Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
музей константина паустовского

Где грустит душа Паустовского

В московском районе Кузьминки работает единственный в столице Литературный музей-центр писателя

Текст и фото: Наталья Соколова/РГ

музей константина паустовского03Среди пока еще заснеженных аллей Кузьминского парка спрятался двухэтажный деревянный дом — сюда в 1986 году въехал Музей Константина Паустовского — первый и пока единственный в Москве. Но его история началась на девять лет раньше. 22 ноября 1975 года по инициативе Зои Квитко — учителя литературы школы № 456 Волгоградского района города Москвы, сотрудника Министерства черной металлургии Татьяны Богомоловой и военного инженера Ильи Комарова открылся общественный Музей К. Г. Паустовского. В школе, где преподавала Зоя Всеволодовна, работал кружок любителей Паустовского: школьники делали театральные постановки, ездили в экспедиции по местам жизни писателя (от Солотчи до Севастополя и от Ленинграда до Рязани), собирали биографический материал, встречались с родственниками Паустовского по всему миру, отмечали памятные даты. Результатом этих встреч стала небольшая коллекция экспонатов. Первое время экспозиция общественного Музея К. Г. Паустовского размещалась в клубе «Спутник-2» при Московском автокомбинате № 10. В 1984 году Общественный музей К. Г. Паустовского получил почетное звание народного музея. А вскоре переехал в Кузьминский парк.

Сегодня в коллекции музея — 20 тыс. единиц хранения: мемориальные вещи, рукописи, записные книжки, дневники, фотографии, книги из личной библиотеки Паустовского. В 2015 году закончилась передача музея городу, и впервые в московской практике знаменитый дом-музей писателя в Тарусе стал филиалом московского музея в Кузьминках.

Первая остановка

музей константина паустовского07Этому уютному и маленькому дому XVIII века, «Домику садовника», относившемуся к усадьбе князей Голицыных Влахернское-Кузьминки, невероятно повезло. Его могла ждать судьба многочисленных построек усадьбы, канувших в безвестность, так и не дошедших до наших дней. Дом несколько раз восстанавливали после пожара. И наконец в 1986 году он стал навеки «московским адресом» писателя, хотя сам Константин Георгиевич здесь никогда не был. В создании музея принимали участие вдова писателя Татьяна Алексеевна и сыновья, а затем и падчерица писателя Галина Арбузова.

Создатели музея не ставили задачу воссоздавать в доме пространство, похожее на обстановку какой-либо квартиры Паустовского.


В этих стенах — квинтэссенция того, о чем писал Константин Георгиевич, где побывал, что завещал потомкам.


Оригинальный художник, тонкий психолог мечтал о единстве человека, природы и общества. Безусловно, он — явление гораздо большее, чем просто «автор, писавший детям о природе», как сформулировали его миссию школьные учебники.

Литературная экспозиция, работающая сейчас в музее, была открыта в 2013 году. Все пространство дома — это путешествие Паустовского от истоков к гармонии. «Город», «Море», «Лес», «Мир», «Дом» — важные точки в биографии писателя: от странствия и скитальчества к обретению гармонии и смысла бытия. «В музее мы говорим о его поэтике Паустовского, — рассказывает директор музея Анжелика Дормидонтова. — Мы хотели показать темы, которые важны в творчестве Паустовского и его биографии. Вся наша экспозиция — это символическое путешествие, дорога к дому».

В передней дома это путешествие начинается. Первая остановка — Москва, Гранатный переулок, где родился Паустовский. «В нашем музее создана иллюзия, что Паустовский рядом с нами, вернулся из очередного странствия, отдыхает, а пока он отдыхает, мы идем его дорогой странствий, — продолжает Анжелика Дормидонтова. — У нас камерный музей, и случайных посетителей здесь не бывает». Создатели экспозиции попытались воссоздать Гранатный переулок конца XIX — начала XX вв. Не случайно здесь появляется театральная тумба с афишами МХТ, Малого, Большого. Это комплимент любви Паустовского к театру.

Сотканный из звуков

музей константина паустовского12Зал с условным названием «Лес» — напоминание о главной теме творчества писателя. Он навсегда сохранил в душе яркие воспоминания о бабушкином саде, писал, что с самого раннего детства испытывал особое ощущение благоговения перед природой, не ломал цветов, деревьев. И перенес эти впечатления на бумагу с невероятным лиризмом.


Экспозиция в доме интерактивная: в зале гости погружаются в звуки утреннего леса.


Здесь же — снимки, сделанные в Солотче, в Мещере, подлинные — удочки, совок для копания червей, фотоаппарат, компас, рыболовные крючки.

Зал «Море» — еще одна любимая тема Паустовского. С детства он грезил морем, очень хотел туда попасть. Для первой поездки сына на море родители выбрали ничем не примечательный и пыльный Геленджик. Но на писателя и он произвел впечатление. Здесь посетители могут узнать, что Паустовский жил в Севастополе, Одессе, работал корреспондентом газеты «Моряк».

музей константина паустовского18Тему странствий и поисков продолжает зал «Мир» — здесь полная география поездок и выступлений, погружение в публицистику Паустовского, посвященную политическим и нравственным проблемам, поддержка инакомыслящих, работа с учениками и дискуссии с оппонентами. В этом зале посетители узнают, что Паустовский начал свое творчество с поэзии и даже отправил свое первое стихотворение Ивану Бунину. Но Бунин взял на себя роль провидца: «Ваш удел — проза».

В годы революции он остался в России и, несмотря на лихолетье, определил для себя миссию — в атмосфере разрушения сохранить идеалы и ценности, на которых он воспитывался, сохранить великолепный русский язык.

В 1956 году он отправился в свой первый круиз по Европе — Рим, Афины, Париж. Затем снова побывал в Париже — приезжал к Борису Зайцеву, получал приглашения из Америки от ПЕН-клуба, университеты по всему миру включали его в списки почетных докторов. Книги Паустовского были переведены более чем на 70 языков: в зале «Мир» они максимально полно представлены.

В этом же зале — письма и документы в защиту коллег: Паустовский никогда не был ни членом партии, ни депутатом какого-либо Совета. Он никогда не подписал ни одного письма, в котором бы клеймили кого-нибудь. Когда судили писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля, опубликовавших свои произведения на Западе, Паустовский вместе с Корнеем Чуковским открыто выступил в их защиту. В 1967 году он поддержал письмо Александра Солженицына съезду писателей с требованием отменить цензуру  литературных произведений. Он поставил свою подпись под ходатайством о предоставлении Солженицыну квартиры в Москве. И уже тяжело больной, написал письмо Алексею Косыгину, тогдашнему Председателю Совета министров СССР, о преследовании главного режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова (во многом благодаря этому письму его не уволили). Он один из немногих поддерживал Пастернака во время гонений после вручения ему Нобелевской премии.

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ