САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Где грустит душа Паустовского

В московском районе Кузьминки работает единственный в столице Литературный музей-центр писателя

Текст и фото: Наталья Соколова/РГ

музей константина паустовского03

Среди пока еще заснеженных аллей Кузьминского парка спрятался двухэтажный деревянный дом — сюда в 1986 году въехал Музей Константина Паустовского — первый и пока единственный в Москве. Но его история началась на девять лет раньше. 22 ноября 1975 года по инициативе Зои Квитко — учителя литературы школы № 456 Волгоградского района города Москвы, сотрудника Министерства черной металлургии Татьяны Богомоловой и военного инженера Ильи Комарова открылся общественный Музей К. Г. Паустовского. В школе, где преподавала Зоя Всеволодовна, работал кружок любителей Паустовского: школьники делали театральные постановки, ездили в экспедиции по местам жизни писателя (от Солотчи до Севастополя и от Ленинграда до Рязани), собирали биографический материал, встречались с родственниками Паустовского по всему миру, отмечали памятные даты. Результатом этих встреч стала небольшая коллекция экспонатов. Первое время экспозиция общественного Музея К. Г. Паустовского размещалась в клубе «Спутник-2» при Московском автокомбинате № 10. В 1984 году Общественный музей К. Г. Паустовского получил почетное звание народного музея. А вскоре переехал в Кузьминский парк.

Сегодня в коллекции музея — 20 тыс. единиц хранения: мемориальные вещи, рукописи, записные книжки, дневники, фотографии, книги из личной библиотеки Паустовского. В 2015 году закончилась передача музея городу, и впервые в московской практике знаменитый дом-музей писателя в Тарусе стал филиалом московского музея в Кузьминках.

Первая остановка

музей константина паустовского07

Этому уютному и маленькому дому XVIII века, «Домику садовника», относившемуся к усадьбе князей Голицыных Влахернское-Кузьминки, невероятно повезло. Его могла ждать судьба многочисленных построек усадьбы, канувших в безвестность, так и не дошедших до наших дней. Дом несколько раз восстанавливали после пожара. И наконец в 1986 году он стал навеки «московским адресом» писателя, хотя сам Константин Георгиевич здесь никогда не был. В создании музея принимали участие вдова писателя Татьяна Алексеевна и сыновья, а затем и падчерица писателя Галина Арбузова.

Создатели музея не ставили задачу воссоздавать в доме пространство, похожее на обстановку какой-либо квартиры Паустовского.


В этих стенах — квинтэссенция того, о чем писал Константин Георгиевич, где побывал, что завещал потомкам.


Оригинальный художник, тонкий психолог мечтал о единстве человека, природы и общества. Безусловно, он — явление гораздо большее, чем просто «автор, писавший детям о природе», как сформулировали его миссию школьные учебники.

Литературная экспозиция, работающая сейчас в музее, была открыта в 2013 году. Все пространство дома — это путешествие Паустовского от истоков к гармонии. «Город», «Море», «Лес», «Мир», «Дом» - важные точки в биографии писателя: от странствия и скитальчества к обретению гармонии и смысла бытия. «В музее мы говорим о его поэтике Паустовского, - рассказывает директор музея Анжелика Дормидонтова. - Мы хотели показать темы, которые важны в творчестве Паустовского и его биографии. Вся наша экспозиция — это символическое путешествие, дорога к дому».

В передней дома это путешествие начинается. Первая остановка — Москва, Гранатный переулок, где родился Паустовский. «В нашем музее создана иллюзия, что Паустовский рядом с нами, вернулся из очередного странствия, отдыхает, а пока он отдыхает, мы идем его дорогой странствий, - продолжает Анжелика Дормидонтова. — У нас камерный музей, и случайных посетителей здесь не бывает». Создатели экспозиции попытались воссоздать Гранатный переулок конца XIX — начала XX вв. Не случайно здесь появляется театральная тумба с афишами МХТ, Малого, Большого. Это комплимент любви Паустовского к театру.

Сотканный из звуков

музей константина паустовского12

Зал с условным названием «Лес» - напоминание о главной теме творчества писателя. Он навсегда сохранил в душе яркие воспоминания о бабушкином саде, писал, что с самого раннего детства испытывал особое ощущение благоговения перед природой, не ломал цветов, деревьев. И перенес эти впечатления на бумагу с невероятным лиризмом.


Экспозиция в доме интерактивная: в зале гости погружаются в звуки утреннего леса.


Здесь же - снимки, сделанные в Солотче, в Мещере, подлинные - удочки, совок для копания червей, фотоаппарат, компас, рыболовные крючки.

Зал «Море» - еще одна любимая тема Паустовского. С детства он грезил морем, очень хотел туда попасть. Для первой поездки сына на море родители выбрали ничем не примечательный и пыльный Геленджик. Но на писателя и он произвел впечатление. Здесь посетители могут узнать, что Паустовский жил в Севастополе, Одессе, работал корреспондентом газеты «Моряк».

музей константина паустовского18

Тему странствий и поисков продолжает зал «Мир» - здесь полная география поездок и выступлений, погружение в публицистику Паустовского, посвященную политическим и нравственным проблемам, поддержка инакомыслящих, работа с учениками и дискуссии с оппонентами. В этом зале посетители узнают, что Паустовский начал свое творчество с поэзии и даже отправил свое первое стихотворение Ивану Бунину. Но Бунин взял на себя роль провидца: «Ваш удел — проза».

В годы революции он остался в России и, несмотря на лихолетье, определил для себя миссию — в атмосфере разрушения сохранить идеалы и ценности, на которых он воспитывался, сохранить великолепный русский язык.

В 1956 году он отправился в свой первый круиз по Европе — Рим, Афины, Париж. Затем снова побывал в Париже - приезжал к Борису Зайцеву, получал приглашения из Америки от ПЕН-клуба, университеты по всему миру включали его в списки почетных докторов. Книги Паустовского были переведены более чем на 70 языков: в зале «Мир» они максимально полно представлены.

В этом же зале — письма и документы в защиту коллег: Паустовский никогда не был ни членом партии, ни депутатом какого-либо Совета. Он никогда не подписал ни одного письма, в котором бы клеймили кого-нибудь. Когда судили писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля, опубликовавших свои произведения на Западе, Паустовский вместе с Корнеем Чуковским открыто выступил в их защиту. В 1967 году он поддержал письмо Александра Солженицына съезду писателей с требованием отменить цензуру  литературных произведений. Он поставил свою подпись под ходатайством о предоставлении Солженицыну квартиры в Москве. И уже тяжело больной, написал письмо Алексею Косыгину, тогдашнему Председателю Совета министров СССР, о преследовании главного режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова (во многом благодаря этому письму его не уволили). Он один из немногих поддерживал Пастернака во время гонений после вручения ему Нобелевской премии.

И наконец, зал «Дом», тарусский дом — главная остановка в жизни Паустовского, главное пристанище. В этом зале воссоздан уголок из любимого им дома. Все подлинное: стол, кресло, пишущая машинка, книжный шкаф, книги, самиздатский альманах «Тарусские страницы», где без оглядки на властные запреты были напечатаны стихи Марины Цветаевой. Здесь же око тарусского дома — огромное окно-экран, где транслируется видео, посвященное тарусскому быту и бытию.


Писатель просыпался рано и долго смотрел в это окно. Вместе с ним в него всматриваются и посетители.


«Домик пуст, я один, никого нет около, - вспоминал Паустовский одну из страниц тарусской жизни. - Стоит зажечь лампу, сесть к столу, начать писать о чем бы то ни было, ощущение одиночества пропадает, я не один».

Этот дом точно бы пришелся по душе писателю. Благодаря той жизни, которую в него вдохнули те, кто основал музей, и те, кто сегодня в нем работает, его можно смело назвать мемориальным местом. Поэт Борис Чичибабин писал: «…чудаки и романтики несколько лет назад создали в Москве «народный музей Паустовского». Большинство их, может быть, даже все они не были лично знакомы с Паустовским, не встречались с ним в жизни, да и в том месте, которое они нашли для музея, Паустовский никогда не жил. Но их любовь к писателю, их фантазия и воображение подсказали им выбор: место, которое они отыскали на окраине Москвы, среди живых деревьев и трав, напоминает тот среднерусский пейзаж, который так любил Паустовский. Я рад, что я знаю этих прекрасных, милых и добрых людей, дружу с ними. Я был там и могу с полной уверенностью засвидетельствовать, что у них обрела свое пристанище, бродит, грустит, радуется душа Паустовского: этого нельзя не увидеть, не почувствовать».

КСТАТИ

К 125-летию со дня рождения при поддержке музея будет создан мобильный гид по московским местам писателя на сайте «Узнай Москву». Кроме того, в музее проводятся тематические эколого-литературные экскурсии и мастер-классы.

Адрес:

109472, г. Москва, ул. Кузьминская, д. 8

Проезд от ст. м. «Рязанский проспект»

На автобусе 29 до остановки «Музей Паустовского» (по выходным автобус 29 идет до остановки «Ветеринарная академия», 29к — до остановки «Музей Паустовского»).

На автобусе 725 до остановки «Ветеринарная академия», далее 400 м по аллее парка.

Проезд от ст. м. «Кузьминки»

Пройти пешком до автобусной остановки «Кинотеатр «Высота», доехать на автобусе Вч или троллейбусах 27, 38 до остановки «Ветеринарная академия», пройти 400 м по аллее парка.

Ссылки по теме:

Стартовали два конкурса от РГАЛИ — 03.03.2017

Утвержден план юбилея Паустовского — 10.01.2017