Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Издательская группа «Эксмо-АСТ» подвела итоги минувшего десятилетия и озвучила прогноз (позитивный!) на следующую декаду — и все это устами очень серьезных спикеров

Книжный рынок: вызовы нового десятилетия

Издательская группа «Эксмо-АСТ» подвела итоги минувшего десятилетия и озвучила прогноз (позитивный!) на следующую декаду

Андрей-МягковТекст: Андрей Мягков
Фото: Издательская группа «Эксмо-АСТ»

Кажется, совсем недавно в Доме Пашкова объявляли победителей «Большой книги», а вот уже почти два месяца пролетело — и холдинг «Эксмо-АСТ» вместе с Российской государственной библиотекой в том же зале, разве что обустроенном куда более просторно, затеяли Public talk о судьбах нашей любимой книжной индустрии. Спикеров заманили, мягко говоря, не последних: президент издательской группы Олег Новиков, генеральный директор РГБ Вадим Дуда, генеральный директор «ЛитРеса» Сергей Анурьев и еще несколько не менее уважаемых людей, с которыми я вас обязательно познакомлю.

Отвечать на вопрос «Чем запомнилось уходящее десятилетие?» первым взялся Новиков: «Два года назад мы говорили о том, что видим первый год, когда рынок растет. <…> Теперь рынок растет уже три года подряд, в этом году на 8%, и основной драйвер роста — все те же электронные книги. <…> Новый драйвер — аудиокниги, которые растут на 100% в год. У них 1% процент рынка, но это целый процент. <…> При этом устойчиво выросли продажи бумажных книг: в нашем издательстве общий рост составил 15%, из них бумажные дали 13%, причем не за счет роста цены, а за счет объема продаж. <…> На рынке есть существенные структурные проблемы, но динамика положительная и внушает оптимизм».

Сергей Анурьев в свою очередь говорил в основном о трендах, среди которых особо выделил цифровизацию — оно и понятно, ему по должности положено.


О трендах, впрочем, так или иначе говорили все спикеры, и разумно будет сразу собрать все «веяния» в одном месте:


это и расцвет мультиплатформенных гигантов вроде Amazon, и бум аудиокниг, которые в Швеции уже сравнялись по продажам с бумажными, и все та же связка электронного книгоиздания и самиздата, и развитие издательских бизнес-моделей (подписка и т.д.), и интеграция книг в глобальное медийное пространство, в котором печатные книги работают в одной связке с кино и видеоиграми, и даже внедрение систем машинного обучения: как во внутрииздательские процессы (расчет рентабельности тиражей), так и во взаимодействие с читателем (рекомендательные сервисы). Про безостановочный рост продаж нон-фикшн, о котором без устали говорят последние лет пять, тоже, разумеется, не забыли.

Издательская группа «Эксмо-АСТ» подвела итоги минувшего десятилетия и озвучила прогноз (позитивный!) на следующую декаду

Анна Карпова, директор по развитию бизнеса OZON, подчеркнула, что «меняется скорость принятия решения, меняется структура контента, структура выбора и рекомендаций»: и несмотря на все «цифровые» успехи платформы (OZON покрывает четверть онлайн-рынка), «на уровне интернет-продаж мы еще не умеем вести клиента».

Вадим Дымов, основатель и владелец сети магазинов «Республика», посмотрел на эту же проблему через оптику физической розницы: «…изменился формат приобретения книги <…> Будут расти «крафтовые магазины»: «книжный магазин как социальный клуб».

Директор РГБ Вадим Дуда подхватил: по его мнению, библиотеки могут (и должны) стать такими же «центрами притяжения»: аудитория становится очень искушенной, «…она требует живого контакта, живого продвижения. Без усилий по увеличению офлайна не будет увеличения онлайн-продаж». Вадим отметил, что библиотеки покрывают огромную часть читающей России, однако почти не используются издательствами. Поговорили и о проблеме комплектации: фонды ежегодно должны обновляться на 10%, чего пока, к сожалению, не происходит. Словом, один из главных библиотекарей страны призывал к более плотному сотрудничеству, однако раздор попытался посеять неожиданный вопрос из зала: журналистка рассказала, как взяла в библиотечном пункте новехонькую книгу, которая в магазине стоит 1200 деревянных; ждать ей пришлось месяц, но факт экономии налицо. Однако как к этой экономии, вопрошала она, относится Олег Новиков, чья издательская группа как раз недополучила 1200 рублей? Олег уверил, что относится спокойно: доступ библиотек к новинкам они никак не ограничивают, ведь библиотеки выполняют «социально значимую функцию» — люди, которые не могут позволить себе потратить тысячу рублей на книгу, таким образом не остаются без чтения. Чуть позже Дымов также заверил, что «Республике» не мешает конкуренция с электронным «ЛитРесом»: от книг его магазин получает 50—60% выручки. Поводов для раздора, таким образом, не нашлось.


Отметили также, что с 2016 года пиратство если и не было окончательно повержено, то уж точно перестало угрожать рынку.


И важно это не только в бухгалтерском смысле, но и потому, что у авторов теперь меньше поводов уходить в кино и другие области, где их «не ограбят».

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в нескольких штрихах описал современного российского читателя: за три месяца читает в среднем 5 книг, часто берет книги в подарок, художественную литературу в основном поглощает на бумажном носителе, а нон-фикшн и учебную, наоборот, с экрана. И — к удивлению всех спикеров («голова недоверчиво задергалась», как отметил модератор Кирилл Токарев) — 66% опрошенных сказали, что покупали книги в течение последнего года. Нехитрые математические расчеты доказали, что заявление сомнительное, но, как заранее предупредил Федоров: «Обещать — не значит жениться». Сам он, к слову, отнюдь не среднестатистический читатель: тот покупает по три книги в год, а Валерий Валерьевич в прошлом году приобрел штук сорок.


А что касается стартовавшего десятилетия, то прогноз оптимистичный:


тренд на рост чтения среди молодежи должен сохраниться, бумажная и электронная книги непременно вступят в более тесное общение (например, заказал ты красивое дорогое издание, и пока оно к тебе едет, читаешь электронную версию), ну и от аудиокниг, конечно, не спрятаться не скрыться: мало того что аудиоверсии будут абсолютно у всех книг (а в качестве аннотаций — подкасты), так еще и не за горами тот день, когда ваши дети смогут слушать книги, записанные вашим голосом. Словом, инфраструктуру совместными усилиями подтянем, цифровизацию углубим, интерактивность и механизмы самиздата прокачаем, и все у нашей любимой книжной индустрии будет хорошо.

31.01.2020

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ