Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ
Фестивали и проекты
Главный фестиваль, он же главный проект года в области литературы и книгоиздания — это, конечно, «Красная площадь». Как известно, первое крупное событие можно провести на энтузиазме, второе - на упрямстве, а вот третье — это уже признак налаженного процесса. Книжники вышли на «Красную площадь» в третий раз, и это признак того, что это случится и в четвертый раз, и в пятый… Несмотря даже на всё никак не желающую налаживаться погоду.
Естественной частью «Красной площади» стала презентация видеокниги «Читаем Онегина». Масштабы придуманного «Годом Литературы» и реализованного благодаря возможностям «Российской газеты» «народного проекта» оказались таковы, что упоминание о нем среди главных событий года не будет нескромным: более 800 роликов из 33 регионов России и 24 стран мира. В видеокниге, выложенной на сайте портала ГодЛитературы.РФ, можно услышать и увидеть, как роман в стихах читают актеры Максим Аверин, Юлия Пересильд, Полина Агуреева, Андрей Мерзликин, музыканты Диана Арбенина, Алексей Кортнев, Петр Налич, писатели Евгений Водолазкин, Дина Рубина, чтецы из Японии, Америки, Китая…
Кроме «Читаем Онегина», «Год Литературы» реализовал в 2017 году еще несколько «народных» проектов, получивших «выход в офлайн»: конкурс кулинарного рассказа «Гоголь-моголь», конкурс «ужастиков» «Страшная комната», конкурс травелогов «В место гения», конкурс рассказов о детстве «ЧуДетство!». Итоги этого конкурса нашли материальное воплощение в нарядной полноцветной книге, выпущенной совместно с нашими постоянными партнерами — Первой Образцовой типографией. Таким образом, ГодЛитературы.РФ поддержал свою традицию — выпускать в год по бумажной книге.
Отрадно, что география книжных фестивалей расширяется. В сентябре второй раз прошел фестиваль в Новосибирске. В мае в первый раз прошел фестиваль в Иркутске. Сразу несколько фестивалей разной направленности и масштаба прошли в Нижнем Новгороде. В четвертый раз прошел фестиваль детской книги в РГДБ.
Все книжные фестивали в нашей стране стало невозможно перечислить через запятую, и это замечательно.
Не менее замечательные в этом году были и выставочные проекты. Казалось бы, литература — не театр и не живопись, а она требует сосредоточенности и одиночества, но Государственному литературному музею, ставшему в этом году энергичными усилиями его директора Дмитрия Бака Государственным музеем истории российской литературы имени В. И. Даля, второй год подряд удается опровергать очевидное. В 2016 году он провел выставку «200 ударов в минуту», посвященную культурному феномену пишущей машинки, а в 2017-м — выставку о поэтической жизни 1990-х и 2000-х с красноречивым названием «Литературная Атлантида». ОГИ-ПирОГИ, «салоны» в библиотеках и поэтический самиздат… кажется, это было совсем недавно, а оказывается — очень давно. И герои выставки, бродящие между ее экспонатов, только усиливали это двойственное ощущение.
Отдельно следует выделить фестиваль "Биеннале поэтов в Москве". Вообще-то он проводится с 1999 года, но в этом году впервые стал «монокультурным» - китайским. В Москву прибыл целый китайский десант поэтов — и это оказалось совсем не страшно. Конечно, такое крупное и сложное по логистике мероприятие не могло обойтись без «вопросов», но налаживание (восстановление?) культурных связей с великим восточным соседом дорогого стоит.
Открытия и тренды года
Радует, что в 2017 году стали появляться художественные и документальные произведения, осмысляющие наши далекое и недавнее прошлое не только «со столичной», но и с региональных точек зрения. Появление блестящей (порою даже кажется, что слишком блестящей) книги Льва Данилкина о Ленине в год столетия русской революции вполне предсказуемо. А вот, скажем, роман Владимира Медведева «Заххок» о кровопролитной гражданской войне в Таджикистане начала 90-х, «Песнь Тунгуса» Олега Ермакова о советском Прибайкалье 70-х, «Не боюсь Синей Бороды» Саны Валиулиной о той же эпохе, но на другом конце страны, в Эстонии, «Город Брежнев» Шамиля Идиатуллина и полуфантастический роман Ольги Брейнингер «В Советском Союзе не было аддерола», главная героиня которого — из казахстанских немцев, выехавших в перестроечное время на историческую родину, - их появление внешним юбилеем не объяснишь; это внутренняя потребность.
Огромная работа в 2017 году была проделана издательской группой во главе с Максимом Амелиным по сбору и переводу поэзии народов России. Получившиеся в итоге два тома, "взрослой" поэзии и детской литературы - уникальный проект, необходимость в котором также давно назрела.
Сразу несколько новых прозаиков и поэтов с новыми голосами стали известны благодаря проведенной в этом году впервые молодёжной премии «Лицей». И в первую очередь, конечно, надо снова указать на не достигшую еще тридцатилетия писательницу из Новгорода Кристину Гептинг, получившую первый приз за повесть «Плюс жизнь». Сейчас премия застыла между первым и вторым сезоном. Хочется надеяться, что за вторым последует и третий, и четвертый.
Характерно, что произведения всех финалистов премии «Лицей» оказались опубликованы в самоиздательской системе «Ридеро». 2017 год оказался, среди прочего, годом «самоиздания» и «персонифицированного издания». «Ридеро» не только впервые присутствовал на ММКВЯ отдельным большим стендом, но и объявил о запуске «именных серий», — или, если угодно, «личных издательств»: книг, за отбор и редактуру которых отвечают лично известные писатели. Первыми стали Роман Сенчин и Павел Крусанов; но «Ридеро» намерен расширить практику.
Интересно, что такой опыт привлечения более-менее известного писателя к составлению серии не в качестве разовой акции (выноса на обложку «N.N. рекомендует»), а на постоянной основе предприняли также монстр «Эксмо», пригласивший составлять личную серию известного, несмотря на молодость, литературного критика Валерию Пустовую, и возвращающийся в сегмент художественной прозы «Городец». У них направление современной художественной прозы взялся курировать писатель, публицист и, не побоимся этого слова, литературный менеджер Вадим Левенталь. Судя по заявлениям Вадима, его «линейка» может стать достаточно радикальной стилистически и идеологически… Как водится, наступивший год покажет.
Утраты года
По традиции вспомним и тех, кто, увы, ничего больше не напишет. В 2017 году нас покинули:
- 1 апреля. Евгений Евтушенко, 84 года
- 6 апреля. Александр Гаррос, 41 год
- 8 aпрeля. Анри Волохонский, 81 год.
- 10 апреля. Кирилл Ковальджи, 87 лет
- 13 июня. Ульф Старк, 72 года
- 14 июня. Кирилл Воробьев (Баян Ширянов), 52 года
- 4 июля. Даниил Гранин, 98 лет
- 31 июля. Сэм Шепард, 73 года
- 7 октября. Вячеслав Иванов, 88 лет.
- 1 ноября. Владимир Маканин, 80 лет
- 10 ноября. Михаил Задорнов, 69 лет
- 24 декабря. Андрей Зализняк, 82 года.
Как мы видим, в этом некрологе соседствуют увенчанные лаврами патриархи и скончавшиеся невыносимо рано, те, кто были признаны классиками при жизни, и те, кто до конца дней остались возмутителями спокойствия… Но смерть объединяет всех.
С Новым годом!
Но заканчивать новогодний обзор на столь грустной ноте нет ни смысла, ни необходимости. Семнадцатый год сменяется восемнадцатым, который принесёт свои радости и свои огорчения. Надеемся, что первых окажется больше.