САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Семнадцатое мгновение XXI века

Чем нам запомнился год столетия Октябрьской революции

Итоги года в литературе
Итоги года в литературе

Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ

Фестивали и проекты

Главный фестиваль, он же главный проект года в области литературы и книгоиздания — это, конечно, «Красная площадь». Как известно, первое крупное событие можно провести на энтузиазме, второе - на упрямстве, а вот третье — это уже признак налаженного процесса. Книжники вышли на «Красную площадь» в третий раз, и это признак того, что это случится и в четвертый раз, и в пятый… Несмотря даже на всё никак не желающую налаживаться погоду.

Естественной частью «Красной площади» стала презентация видеокниги «Читаем Онегина». Масштабы придуманного «Годом Литературы» и реализованного благодаря возможностям «Российской газеты» «народного проекта» оказались таковы, что упоминание о нем среди главных событий года не будет нескромным: более 800 роликов из 33 регионов России и 24 стран мира. В видеокниге, выложенной на сайте портала ГодЛитературы.РФ, можно услышать и увидеть, как роман в стихах читают актеры Максим АверинЮлия ПересильдПолина АгурееваАндрей Мерзликин, музыканты Диана АрбенинаАлексей Кортнев, Петр Налич, писатели Евгений Водолазкин, Дина Рубина, чтецы из Японии, Америки, Китая…

Кроме «Читаем Онегина», «Год Литературы» реализовал в 2017 году еще несколько «народных» проектов, получивших «выход в офлайн»: конкурс кулинарного рассказа «Гоголь-моголь», конкурс «ужастиков» «Страшная комната», конкурс травелогов «В место гения», конкурс рассказов о детстве «ЧуДетство!». Итоги этого конкурса нашли материальное воплощение в нарядной полноцветной книге, выпущенной совместно с нашими постоянными партнерами — Первой Образцовой типографией. Таким образом, ГодЛитературы.РФ поддержал свою традицию — выпускать в год по бумажной книге.

Отрадно, что география книжных фестивалей расширяется. В сентябре второй раз прошел фестиваль в Новосибирске. В мае в первый раз прошел фестиваль в Иркутске. Сразу несколько фестивалей разной направленности и масштаба прошли в Нижнем Новгороде. В четвертый раз прошел фестиваль детской книги в РГДБ.

Все книжные фестивали в нашей стране стало невозможно перечислить через запятую, и это замечательно.

Не менее замечательные в этом году были и выставочные проекты. Казалось бы, литература — не театр и не живопись, а она требует сосредоточенности и одиночества, но Государственному литературному музею, ставшему в этом году энергичными усилиями его директора Дмитрия Бака Государственным музеем истории российской литературы имени В. И. Даля, второй год подряд удается опровергать очевидное. В 2016 году он провел выставку «200 ударов в минуту», посвященную культурному феномену пишущей машинки, а в 2017-м — выставку о поэтической жизни 1990-х и 2000-х с красноречивым названием «Литературная Атлантида». ОГИ-ПирОГИ, «салоны» в библиотеках и поэтический самиздат… кажется, это было совсем недавно, а оказывается — очень давно. И герои выставки, бродящие между ее экспонатов, только усиливали это двойственное ощущение.

Литературная Атлантида

Отдельно следует выделить фестиваль "Биеннале поэтов в Москве". Вообще-то он проводится с 1999 года, но в этом году впервые стал «монокультурным» - китайским. В Москву прибыл целый китайский десант поэтов — и это оказалось совсем не страшно. Конечно, такое крупное и сложное по логистике мероприятие не могло обойтись без «вопросов», но налаживание (восстановление?) культурных связей с великим восточным соседом дорогого стоит.

Открытия и тренды года

Радует, что в 2017 году стали появляться художественные и документальные произведения, осмысляющие наши далекое и недавнее прошлое не только «со столичной», но и с региональных точек зрения. Появление блестящей (порою даже кажется, что слишком блестящей) книги Льва Данилкина о Ленине в год столетия русской революции вполне предсказуемо. А вот, скажем, роман Владимира Медведева «Заххок» о кровопролитной гражданской войне в Таджикистане начала 90-х, «Песнь Тунгуса» Олега Ермакова о советском Прибайкалье 70-х, «Не боюсь Синей Бороды» Саны Валиулиной о той же эпохе, но на другом конце страны, в Эстонии, «Город Брежнев» Шамиля Идиатуллина и полуфантастический роман Ольги Брейнингер «В Советском Союзе не было аддерола», главная героиня которого — из казахстанских немцев, выехавших в перестроечное время на историческую родину, - их появление внешним юбилеем не объяснишь; это внутренняя потребность.

День поэзии Стихи народов России

Огромная работа в 2017 году была проделана издательской группой во главе с Максимом Амелиным по сбору и переводу поэзии народов России. Получившиеся в итоге два тома, "взрослой" поэзии и детской литературы - уникальный  проект, необходимость в котором также давно назрела

Сразу несколько новых прозаиков и поэтов с новыми голосами стали известны благодаря проведенной в этом году впервые молодёжной премии «Лицей». И в первую очередь, конечно, надо снова указать на не достигшую еще тридцатилетия писательницу из Новгорода Кристину Гептинг, получившую первый приз за повесть «Плюс жизнь». Сейчас премия застыла между первым и вторым сезоном. Хочется надеяться, что за вторым последует и третий, и четвертый. 

Характерно, что произведения всех финалистов премии «Лицей» оказались опубликованы в самоиздательской системе «Ридеро». 2017 год оказался, среди прочего, годом «самоиздания» и «персонифицированного издания». «Ридеро» не только впервые присутствовал на ММКВЯ отдельным большим стендом, но и объявил о запуске «именных серий», — или, если угодно, «личных издательств»: книг, за отбор и редактуру которых отвечают лично известные писатели. Первыми стали Роман Сенчин и Павел Крусанов; но «Ридеро» намерен расширить практику.

 Интересно, что такой опыт привлечения более-менее известного писателя к составлению серии не в качестве разовой акции (выноса на обложку «N.N. рекомендует»), а на постоянной основе предприняли также монстр «Эксмо», пригласивший составлять личную серию известного, несмотря на молодость, литературного критика Валерию Пустовую, и возвращающийся в сегмент художественной прозы «Городец». У них направление современной художественной прозы взялся курировать писатель, публицист и, не побоимся этого слова, литературный менеджер Вадим Левенталь. Судя по заявлениям Вадима, его «линейка» может стать достаточно радикальной стилистически и идеологически… Как водится, наступивший год покажет.

Утраты года

По традиции вспомним и тех, кто, увы, ничего больше не напишет. В 2017 году нас покинули:

Как мы видим, в этом некрологе соседствуют увенчанные лаврами патриархи и скончавшиеся невыносимо рано, те, кто были признаны классиками при жизни, и те, кто до конца дней остались возмутителями спокойствия… Но смерть объединяет всех. 

С Новым годом!

Но заканчивать новогодний обзор на столь грустной ноте нет ни смысла, ни необходимости. Семнадцатый год сменяется восемнадцатым, который принесёт свои радости и свои огорчения. Надеемся, что первых окажется больше.

С Новым годом!