Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Выставка Ерофеева

Юбилей поэмы «Москва — Петушки» отметили выставкой

Экспозицию в Доме Остроухова можно увидеть до 5 мая

Текст: Наталья Соколова/РГ
Фото предоставлено Гослитмузеем

«Венедикт Ерофеев — «Москва — Петушки» — художник Кирилл Мамонов», Дом И. С. Остроухова в Трубниках, 29 марта — 5 мая 2019 года

Новая выставка Гослитмузея приурочена к двум датам: в прошлом году исполнилось 80 лет со дня рождения Венедикта Ерофеева (1938—1990), а осенью этого года исполняется 50 лет его главному произведению — поэме в прозе «Москва — Петушки».

«Так — не живут, не говорят, не пишут, — писала о поэме Белла Ахмадулина. — Так может только один: Венедикт Ерофеев, это лишь его жизнь, равная стилю, его речь, всегда собственная, — его талант…» «Свободный человек!» — вот первая мысль об авторе повести, смело сделавшем ее героя своим соименником, но отнюдь не двойником. Герой — Веничка Ерофеев — мыкается, страдает, вообразимо и невообразимо пьет, существует вне и выше предписанного порядка. Автор — Веничка Ерофеев, сопровождающий героя вдоль его трагического пути, трезв, умен, многознающ, ироничен, великодушен».

Сейчас по поэме «Москва — Петушки» защищают научные диссертации, а когда-то она была запрещена к публикации и существовала лишь в самиздате. Первая настоящая публикация поэмы состоялась в израильском журнале «АМИ» только в 1973 году, а следующая — в 1977 году, снова за границей, в Париже.

Центральное место на выставке в Доме Остроухова заняли более тридцати графических и живописных работ, созданных в 2013—2019 годах по мотивам поэмы художником Кириллом Мамоновым, чьи работы давно стали частью коллекций Третьяковской галереи, Русского музея и объектами охоты частных собирателей.

Автор иллюстраций родился в нашумевшем 1937 году. Мамонову всегда была тесно в рамках официального искусства соцреализма, поэтому он выбрал иную реальность. Критики называют Кирилла Мамонова художником той действительности, что «за забором». Его персонажи не герои эпохи, которых принято изображать с придыханием и пафосом, а простые обитатели старинных городков центральной России. Немного простодушный, немного наивный, но очень точно схваченный — именно таким предстает мир на полотнах Кирилла Мамонова. Да и серия графики по мотивам «народной» поэмы Ерофеева появилась не случайно. По глубокому убеждению художника, поэму «Москва — Петушки» можно смело поставить в один ряд с эпохальными гоголевскими «Мертвыми душами». «Это вечная книга, особенно для русских людей, — говорит Кирилл Мамонов. — Потому что она — про них».

Выставка получилась полифоничной: живопись и графику на ней дополняют многочисленные издания переводов поэмы из коллекции Гослитмузея — «Москва — Петушки» на английском, французском, немецком, польском, чешском.

Кроме того, здесь можно услышать, как незабвенное «И немедленно выпил…» читал сам автор поэмы. Остались аудиозаписи первых глав поэмы, которые представили на экспозиции. А еще понять, в какой атмосфере создавалась поэма, помогают дневниковые заметки самого Венедикта Ерофеева, которые стали отличным дополнением к насыщенной и бойкой графике Кирилла Мамонова.

Источник: «Российская газета»

05.04.2019

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ