04.07.2022
Год ЕГЭратуры

Еще один список внеклассного, но интересного чтения на лето. 9-10-11 класс

Что почитать летом, чтобы и отдохнуть, и духовно обогатиться

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Наконец-то все ОГЭ/ЕГЭ сданы, результаты получены, можно расслабиться и немного почитать в свое удовольствие.

Если вы решили сдавать ОГЭ/ЕГЭ по литературе (подготовиться к которому можно с нашим проектом "Год ЕГЭратуры"), сперва, конечно, лучше осилить произведения из кодификатора ФИПИ, сильно облегчив себе жизнь в течение учебного года. Но если уже многое прочитано, а сердца требуют перемен, то у нас есть два десятка книг, которые будут полезны и для школьных экзаменов, и для души.

Для удобства книги, как и список прошлого года, разбиты по категориям, но это лишь условность — от подборки, как водится, получат удовольствие не только юные читатели, но и их родители.

Текст: Татьяна Шипилова

Для девушек

Галина Щербакова. «Вам и не снилось»

Трогательная история подростковой любви, современные «Ромео и Джульетта», помещенные в реалии XX века.

Эмоции нахлынут на читателя так же, как они нахлынули на главных героев, что позволит окунуться в мир чувств и забыть про собственные проблемы.


Молодежь во все времена одинакова! А первый признак старости, Веруня, брюзжание на ее счет.


Ну и конечно извечный вопрос отцов и детей, куда же без него: поколения сменяют друг друга, а «век нынешний и век минувший» все продолжают отстаивать свои взгляды на жизнь. Кстати, есть даже неплохая экранизация этой повести 1980 года.

Джек Лондон. «Белый клык»

Одно из самых знаменитых произведений Джека Лондона, прославившегося своими рассказами об Аляске, золотых приисках и верных друзьях человека. Но Белый Клык не всегда был другом человека, сначала он был волком.


Жизнь достигает своих вершин в те минуты, когда ее силы устремляются на осуществление поставленных перед ней целей.


Удивительное дело, но книги иногда меняют свою возрастную направленность. То, что писалось изначально для взрослых, может со временем поселиться в списках детской литературы, а потом снова «вырасти» и заинтересовать взрослых. Так произошло и с этой книгой. Во времена Джека Лондона его текстами зачитывалась американская интеллигенция, в СССР – дети от восьми до двенадцати. Сейчас же книга снова «выросла» до юношеского возраста, что говорит о ее все более намечающемся бессмертии.

Уильям Шекспир «Двенадцатая ночь»

В некоторых школах читают «Ромео и Джульетту», иногда даже добираются до «Гамлета». Но у Шекспира есть кое-что повеселее!


Мудрый глупец лучше глупого мудреца!


Забавная история о том, как все перемешалось и перепуталось. Комедии Шекспира привлекательны не столько своим сюжетом, сколько остроумием, зачастую вложенным в уста шутов и дураков. Эдакие вредные советы, резонерски изрекаемые персонажами, всегда полны философии и оптимизма, что придает пьесам несгибаемого жизнелюбия. У этой книги экранизаций невероятное количество, и даже подростковая американская комедия "Она - мужчина" тоже снята по мотивам пьесы Шекспира.

Элизабет Гаскелл. «Север и Юг»

Элизабет Гаскелл была близко знакома с Шарлоттой Бронте и даже написала ее первую биографию, которую, правда, строго научной назвать нельзя. Миссис Гаскелл, в отличие от подруги, сразу стала издаваться под собственным именем и обратилась к непопулярной для женской прозы своего времени теме рабочего движения.


Это доброе дело – дать силы хорошему человеку.


Но несмотря на такую «мужскую» тему, в своем романе «Север и Юг» она сумела создать интригующий сюжет, обращаясь к теме противопоставления города и деревни, которая так интересовала писателей XVIII столетия. Но, в отличие от писателей-классицистов, Гаскелл все же не так категорична в этом вопросе и дает читателям право выбора, который сам собой сворачивает в сторону урбанизма. Современные литературоведы относят писательницу к «блестящей плеяде» романистов XIX века, ставя ее на одну ступень с Диккенсом и Теккереем.

Нодар Думбадзе. «Я вижу солнце»

Удивительная летняя история из солнечной жизнерадостной Грузии. Она полна слез и смеха, печали и радости, смерти и жизни.


Не все ли равно, сегодня поесть или завтра утром, - утром даже лучше, потому что завтрашний день ближе к послезавтрашнему.


На войну можно смотреть по-разному: из окопов, из концлагерей, в прицел пулемета или… с высоких горных селений. С начала войны в магазинах исчезают сахар, спички, затем – масло, соль, мыло, хлеб. А потом и сам продавец Ласа. Во время войны люди продолжают жить, умирать, любить и ненавидеть. Дети, знавшие о войне лишь по рассказам, прочувствовали ее голодом и страхом, болью своих родных, потерявших на войне детей, мужей, братьев. Но эти дети продолжают жить, радоваться новому дню, потому что именно этим детям потом создавать страну заново. И неважно, слепая ли это девочка или ее верный друг – эти дети сильны своей волей и безоговорочной жаждой жизни.

Ольга Громыко. «Верные враги»

Вообще эту книгу можно отложить до зимних каникул, уж очень она атмосферна. Но если теплым летним вечером хочется уюта и приключений - это то, что нужно. Ольга Громыко сейчас пишет в основном в жанре космической социально-научной фантастики, но начинала она со славянского фэнтези, и ее первые книги вот уже почти двадцать лет не покидают топов русскоязычного фэнтези.


Жизни свойственно смеяться над смертью. Порой — горько, иронично, отчаянно... но неизменно искренне. Ибо вечность невозможно напугать мгновением...


Это история о магах и оборотнях, драконах и ведьмах, о чем-то нашем, исконно русском, но при этом - об общеизвестном, общеевропейском. Здесь враг и друг сражаются бок о бок, магия невозможна без смекалки, а благородство – без предательства. Здесь от ненависти до любви всего один шаг по глубокому снегу…

Кадзуо Исигуро. «Клара и солнце»

Современного человека все больше интересует искусственный интеллект. Может ли андроид чувствовать так же, как чувствует человек? Или это самообман, фикция, выдуманная реальность?


Солнце всегда находит способ до нас добраться.


Если человек умеет чувствовать, может ли он этому научить созданного им андроида? А если андроид будет чувствовать даже тоньше, чем человек, что тогда? Много вопросов и современная литература только ищет на них ответы, и нобелевский лауреат по литературе в том числе. А пока научная фантастика об андроидах и киборгах сводится к одному знаменателю: насколько мы остаемся людьми, когда превращаемся в богов?

Для юношей

Джек Лондон. «Морской волк»

Это скорее даже повесть о чем-то вроде дружбы между сильным и жестоким капитаном китобойного судна Волком Ларсеном и литературным критиком из Сан-Франциско Хэмфри Ван-Вейденом, которые были слишком разными, чтобы понять друг друга, но которые были одинаково умны и талантливы, чтобы друг друга заинтересовать.


Соблазн остается соблазном, независимо от того, устоял человек или нет.


Джек Лондон не понаслышке знал о деятельности промысловых судов: в 17 лет он сам устроился матросом на промысловую шхуну «Софи Сазерленд», отправляющуюся на ловлю котиков к берегам Японии и в Берингово море. Этот опыт и позволил ему очень подробно и правдоподобно описать быт моряков, их жизнь, обычаи и устои. Практически все свои тексты писатель создавал, отталкиваясь от личного опыта, тем и ценно его наследие.

О. Генри. Рассказы

Веселые, яркие, мудрые, авантюрные, гротескные, милые – все это можно сказать о рассказах О. Генри. Неисчерпаемое жизнелюбие сквозит со страниц его текстов.


Откуда напрашивается философский вывод, что жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают.


На страницах его рассказов индейцы и покорявшие Дикий Запад американцы пытаются найти общий язык, на Рождество приходится ухитриться добыть подарок ближнему даже в условиях бедности, а двенадцатилетний мальчишка может держать в страхе всю округу.

Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея»

История о молодом красивом человеке, который слишком заигрался в безнаказанность. История его друга, который не увидел, чей ум впитывает его циничные рассуждения о жизни, человеке, чувствах, чести и достоинстве.


Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы.


Это мрачная история о том, к чему приводит эгоцентризм и потакание людским порокам, как отражается на душе грех, даже если это не видно невооруженным глазом. Оскар Уайльд воспевал чистое искусство, стараясь абстрагироваться от всех внешних раздражителей и сосредоточиться лишь на душе человеческой. И у него получилось показать, каким прекрасным и притягательным порой может быть зло.

Эрнест Хемингуэй. «Старик и море»

Дядя Хэм за эту небольшую повесть получил сначала Пулитцеровскую премию, а в 1954 году - Нобелевскую премию «за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в "Старике и море", а также за влияние на современную прозу».


Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения, - сказал он. - Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.


Эта история - о пожилом человеке, который всеми силами хватается за жизнь и не собирается сдаваться, даже если сильная рыба уносит его в открытое море. Сила духа и мастерство - вот то, что воспевает автор повести, переводя экзистенциональный кризис личности в вопрос о человеческой силе воли.

Эрих Мария Ремарк. «На Западном фронте без перемен»

Германия в XX веке дел наворотила немало, что повлекло за собой появление плеяды писателей, которых Гертруда Стайн, литературовед эпохи джаза, в разговоре с Хемингуэем назвала потерянным поколением.


Государство и родина - это и в самом деле далеко не одно и то же.


Молодые люди, только начавшие жить, уходили на войну и... жить переставали. Даже те, кто выжили на полях Первой мировой, не могли найти себе применение в мирской жизни. А потом началась Вторая мировая...

Нодар Думбадзе. «Я, бабушка, Илико и Илларион»

Солнечная грузинская история о мальчике, его бабушке и двух приятелях-стариках, которые заменили этому мальчику и отца, и дядю, и старших братьев.


Виноград оказался изумительным! Горожане почему-то говорят, что изабелла отдает клопами. Не берусь судить — клопов я никогда не пробовал, но если это действительно так, то браво клопам!


Удивительный текст, наполненный запахом летнего солнца, нотками грузинского винограда, залихватским кавказским смехом, толикой детской непосредственности и капелькой юношеской грустинки.

Филипп Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

Искусственный интеллект человека интересует давно. Появится ли когда-нибудь сверхчеловек и сможет ли он подчинить себе человека обычного? Что есть человек и что есть сверхчеловек? И если человек создал сверхчеловека, то человек – бог?


Жизнь в том и состоит, чтобы идти против своей природы. Рано или поздно это приходится делать каждому живому существу. Это кромешная тьма, крах любого творения, проклятие любой работы, проклятие, иже питает все жизнь. Везде, по всей Вселенной.


В 1982 году Ридли Скотт снял фильм, сюжет которого сильно отличался от книги, но сам писатель, когда посмотрел картину, был в восторге, заявив, что именно так он себе будущее и представлял, а Рутгер Хауэр, по мнению писателя, воплотил на экране образ ницшеанского сверхчеловека – ледяного, арийского, безупречного.

В книге сказано, что «андроид с ложной памятью способен на все. Особенно если считает себя человеком». Читатель же задается другим вопросом: на что способен человек, когда считает, что в его власти решать, кому жить, а кому умирать.

Для всех

Леонид Соловьев. «Повесть о Ходже Насреддине»

История эдакого восточного Дон Кихота, наполненная умным, добрым и жизнерадостным остроумием. Ходжа Насреддин - фольклорный персонаж XIII века, который в книге сохранил смесь плутовства и благородства и посвятил свою жизнь защите угнетенных.


Вслед за холодной зимой всегда приходит солнечная весна – только этот закон и следует в жизни помнить, а обратный ему предпочтительнее позабыть.


Писатель и родился, и учился, и жил долгое время в Средней Азии. Ездил по загадочным странам и собирал среднеазиатский фольклор, чтобы создать книгу, полную оптимизма, жизнелюбия и настоящей восточной мудрости.

Гарриет Битчер-Стоу. «Хижина дяди Тома»

Есть книги, которые можно прочитать всего один раз в жизни. Но этот один раз должен быть в жизни каждого человека. И эта книга – одна из таких.


Когда вам становится очень туго, и все оборачивается против вас, и, кажется нет сил терпеть ни одной минуты больше, ни за что не отступайте, именно в такие моменты наступает перелом в борьбе.


Рабство в Америке не закончилось в момент его отмены, но даже для того, чтобы его отменили, пришлось пройти длинный путь, и немалую роль в этом сыграла книга писательницы. Она открыла американцам неожиданный, удивительный мир человеческой души, которая не зависит от цвета кожи, от социального положения, от его образования.

Иоганн Гёте. «Страдания юного Вертера»

Маленький человек, бюргер, человек, обреченный плестись в хвосте аристократии, хотя ни умом, ни зачастую образованием ей не уступает. Об этом человеке писали везде: в Англии - Диккенс, во Франции - Стендаль, в России - Пушкин, в Германии - Гете.


Когда мы потеряли себя, всё для нас потеряно.


Великий Гете еще на заре своего творчества создал небольшой роман, даже скорее повесть, которая настолько потрясла читающую интеллигенцию, а все молодые люди Европы оказались настолько под влиянием этого текста, что в некоторых странах книгу просто запретили. Гете удалось выразить немой бунт тех, кто жаждал жить и совершать открытия, - и они имели для этого все... кроме происхождения. Они оказывались в тени тех, кто, как писал еще Бомарше, "дали себе труд родиться, только и всего", а достойны были намного большего. И Вертер сказал - даже прокричал о правах целого класса просвещенной Европы.

Уильям Шекспир. «Гамлет»

Одна из самых великих и неразгаданных трагедий мировой литературы, главного героя которой мечтает сыграть любой актер. Бенедикт Кэмбербетч, кстати, уже вот сыграл.


Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя.


Эта пьеса потому гениальна, что те неразрешимые вопросы, которые мучают Гамлета, до сих пор мучают все человечество, особенно в юношестве, когда максимализм сильно влияет на характер и мироощущение, когда кажется, что нашел ответы на все вопросы...

Владимир Богомолов. «Иван» & «Зося»

Два небольших пронзительных рассказа о войне глазами совсем юного рассказчика, который встречает то мальчика, у которого на уме лишь "мстить до последнего", то девушку, которая робким молчанием признается понравившемуся солдату в своих чувствах.


Я никогда не думал, что ребенок может так ненавидеть.


Богомолов доказывает, что на войне есть место не только ненависти, злобе, отчаянию, страху, но и дружбе, любви и стихам.

Ольга Громыко, Андрей Уланов «Космобиолухи»

Если вы не читали "Остров сокровищ" Стивенсона и боитесь, что пираты прошлых веков вам будут смешны и неинтересны, то капитан Джек Воробей идет к вам попробуйте почитать о пиратах века XXIII. А еще лучше - о пиратах-неудачниках и одной честной компании биологов-энтузиастов, которые прилетели на недавно открытую планету Степянка изучать... бактерию. И еще немного - о команде космолетчиков, которая вообще ни сном ни духом, что всем этим странным людям нужно от скучной однообразной планеты.


Ученые, они такие: одно откроют — другое испоганят…


И поверьте, в этой комедии положений вас до самого конца будет мучить один и тот же вопрос: кто же из них киборг?