Текст: Ольга Барабаш
Фото: участники конкурса «Книжный эксперт ХХI века» с сайта ww.papmambook.ru
Жюри ежегодного конкурса «Книжный эксперт ХХI века» выбрало победителей, оценив эссе на тему «Мой любимый отрицательный персонаж». Наивысший балл заслужили подростки, понявшие и разделившие чувства антигероев.
— Как мы выбираем любимого отрицательного персонажа? Может, мы видим в нём то, чего нам не хватает в жизни? А может, узнаём в нём свои черты и этим признаёмся, что и в нас
есть отрицательные качества?
— этими вопросами задается победитель конкурса Евгений Жербин из Санкт-Петербурга.
Вглядываясь в поступки антигероя, ребята зачастую ощущали, что для них его история привлекательнее, чем история героя положительного.
пишет о своем герое, Эдди-бэби из книги Эдуарда Лимонова «Подросток Савенко», москвичка Ксения Каплина, занявшая второе место.
Подростков увлекают и персонажи, которых никому в голову не придет назвать любимыми. Прослеживая их судьбу, конкурсанты находили истоки трагедии, приведшей к страшным преступлениям. Лучшую из таких работ выполнил Григорий Волков из Нижегородской области, написав эссе о предателе Ромашове из романа Вениамина Каверина «Два капитана». Григорий распознал то, о чем умолчал сам Каверин.
— Автор не показывает нам внутренний мир Ромашова. Что было у него на душе и делало его таким?
О детстве Ромашова в романе нет ни слова. Только где-то на трёхсотой странице случайно, по секрету, узнаём, что «попович он». Скорее всего, его отца арестовали, сослали или расстреляли после революции. Семьи не стало. Можно догадаться, что только Николай Антонович знает о происхождении Ромашова. Знает и шантажирует. Но всё это за кадром. В книге об этом ни слова, — заключает Григорий, который разделил второе место с Ксенией.
Выполняя творческие работы, подростки задумывались о роли и месте злодеев в истории. Осложнявший жизнь Гарри Поттера маг Волан-де-Морт также заслужил свою порцию творческих работ. На фоне подобных антагонистов проявляются лучшие качества главных героев, делали вывод юные эксперты.
— пишет еще одна участница, Соня Бондаренко.
Несколько эссе написаны о так называемых «трикстерах» — нарушителях законов и устоев, чьи действия, тем не менее, приводят к позитивным результатам, будь то наказание еще больших мошенников или просто смех читателя. Подростков заинтересовали Остап Бендер, Воланд, Вилли Вонка из книги Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика», а также Кот-убийца из книжной серии Энн Файн. И конечно, нечисть из русских народных сказок, в первую очередь, Баба-Яга.
— Она умнее и хитрее Иванушек-дурачков и Василис Прекрасных. Умеет колдовать, делать разные удивительные, хоть и не всегда приятные, вещи. Изобретательная и веселая. Домик у нее такой оригинальной архитектуры, — написала москвичка Алиса Жукова признание заслуг своего любимого отрицательного персонажа.
— Скольким добрым молодцам Баба-Яга помогала:
поила-кормила, в баньке парила, клубочки путеводные давала и рассказывала всякие военные тайны. Про смерть Кощея, например!
Финалисты войдут в редакцию интернет-журнала «Папамамбук», который ежегодно проводит этот конкурс. Подростки, эксперты всех сезонов, пишут для сайта развернутые рецензии на прочитанные книги.
— Ведь лучше них никто не знает, что интересно читать в их возрасте и почему, — считают взрослые редакторы «Папмамбук» .
Специальная номинация «Профессионал книжной журналистики» была введена в этом году для 12-летней Ксении Барышевой из Ярославля, написавшей за год около 30 эссе.
В жюри конкурса входят известные детские писатели, а также педагоги, психологи и издатели. Свои оценки выставляет и Детское жюри, в его составе — победители предыдуших сезонов.
КСТАТИ
Юные читатели прониклись судьбами антигероев, благодаря необходимости выполнить конкурсное задание. О том, встречается ли тяга к злодеям в повседневной жизни и как на это реагировать родителям, ГодЛитературы.РФ спросил у психолога, педагога Олеси Заиченко, много лет использующей фэнтезийную литературу в своей работе со школьниками:
— Фанатичное увлечение злодеями я встречала у маленьких детей, их пугает нарушение порядка, приносимое темными персонажами. Поэтому включается механизм защиты: идентификация с тем, чего боишься. А еще
злодей — удобный объект, на который ребенок может «повесить» свои деструктивные эмоции, которые пугают его самого.
«Повесить» и отделить от себя.
Если у малышей увлечение злодеями свидетельствует о страхах, то у подростков — о протестах и высоком интеллекте, способности мыслить нестандартно. Ведь для того, чтобы увлечься антигероем, надо не попасть под обаяние автора и положительного героя, мыслить самостоятельно, не принимать с ходу предложенное.
Родителям, которые интересуются этой темой, могу предложить почитать книгу «С точки зрения тролля» — сборник пересказов известных сказок от лица антигероя, выполненных писателями-фантастами.
Ссылки по теме:
«Книжный эксперт ХХI» интернет-журнала «Папмамбук»