САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Будьте как дети. О детских писателях

Пять писателей, «угодивших», подобно Чуковскому, в детскую литературу почти случайно по сугубо личным причинам — но оставшихся в ней надолго

Текст: Фёдор Косичкин

Иллюстрация: фрагмент картины В. И. Сурикова "Меншиков в Березове"

Алан Милн (1882—1956)

Алан Милн

Единственный сын Алана Милна Кристофер родился достаточно поздно, когда его отцу было 38. И к этому времени он (отец, а не сын) уже стал довольно известным писателем-юмористом и даже успел поработать на английскую военную пропаганду (что в годы Первой мировой войны «нерукоподаваемым» не считалось). Но невероятный успех забавных историй про Винни-Пуха и других игрушечных обитателей детской, сочиняемых в качестве отдохновения от основной профессиональной деятельности, затмил все достижения Милна и на фельетонном, и на патриотическом поприще.


Он сердился, обижался на критиков, начинавших все отзывы на новые сочинения Милна с упоминаний о медведе Винни,


до конца своей долгой жизни пытался закрепиться в качестве «взрослого» писателя — но ничего уже не мог поделать.

Юрий Олеша (1899—1960)

Юрий Олеша

Если верить лукавым мемуарам Валентина Катаева (автора, к слову сказать, не только «Растратчиков» и «Травы забвенья», но и реалистических «Белеет парус одинокий» и «Сына полка», а главное, чудесного во всех смыслах «Цветика-семицветика») знаменитая сказка «Три толстяка» (1924, опубликована в 1928) - это «роман с ключом» - то есть зашифрованная и понятная только вовлеченным история мучительной несчастной любви автора к девушке, ставшей в итоге женой его друга Евгения Петрова (брата Катаева). Во всяком случае, имя главной героини, Суок — это настоящая фамилия жены Олеш. Но как бы там ни было, нарядную и оригинальную сказку-аллегорию охотно переиздавали и перечитывали — в отличие от его гремевшей в свое времени «Зависти». А если верить далеко идущему Дмитрию Быкову, с «Тремя толстяками» внимательно ознакомился Джанни Родари, прежде чем сочинять «Чиполлино». Документально это доказать сложно, но


между одинаково томящихся в золотых клетках и тайно сочувствующих простому народу наследником Тутти и маленьким графом Вишенкой сходство определенно прослеживается.


Даниил Хармс (1905—1942)

Даниил Хармс (1905—1942)

Не тайный, как Чуковский, а самый что ни на есть явный авангардист-абсурдист тоже пришел в детскую литературу, вместе со своими друзьями-обериутами, под воздействием неблагоприятных внешних обстоятельств: в Ленинграде 20—30-х годов по-другому он бы просто погиб как писатель и как человек (что, собственно, в конце концов и произошло, как только в стране по объективным причинам стало не до детских книжек). В отличие от жизнерадостного и семейственного Чуковского,


Хармс детей не любил и к сочинению стихотворных текстов для «Детгиза» относился как к тяжкой поденщине.


Но талант, как рюкзак, с плеч не снимешь: лучшие стихи Хармса так же вошли в фольклор, как и лучшие стихи Чуковского: «Бегал Петька по дороге, по дороге, по панели, бегал Петька по панели и кричал он: «Га-ра-рар! Я теперь уже не Петька, разойдитесь! разойдитесь! Я теперь уже не Петька, я теперь автомобиль».

Умберто Эко (1932—2016)

Умберто Эко (1932—2016)

У высоколобых интеллектуалов тоже бывают дети. А от них, в свою очередь, родятся внуки. И тогда


профессор Эко откладывал средневековый латинский трактат или хитромудрый роман и сочинял трогательную и остроумную сказочку про атомов,


которые удрали из атомной бомбы, потому что не хотели никого убивать, или же про марсианина, который пожалел птичку и тем самым продемонстрировал землянам, что он такой же, как они, и убивать его отнюдь не следует. Или про инопланетных гномов, которые почему-то не пришли в восторг оттого, что их открыли земляне. Конечно, детским писателем наподобие Джанни Родари эти три небольшие книжки Эко, прямо cказать, не сделали, но это и к лучшему: в этих неожиданных сказках он оставался самим собой — остроумным интеллектуалом с бездонной эрудицией. За это мы его и любим.

Анна Старобинец (р. 1978)

Анна Старобинец (р. 1978)

Хрупкую москвичку Анну Старобинец неловко называть «русским Стивеном Кингом», но приходится. Потому что это именно так: со времени своего яркого дебюта, сборника рассказов «Переходный возраст» Анна уверенно разрабатывает жанр мистики, ужастика, хоррора, получая за всю эту жуть российские и международные литературные премии. А недавно выпустила беспощадно-откровенную документальную книгу, перед которой бледнеют все ужастики дядюшки Стивена. Но одновременно Анна растит дочь. И пишет современные сказки: сначала для нее («Страна хороших девочек», «Котлантида»), а теперь уже и вместе с ней — сериал под названием «Зверский детектив».

Ссылки по теме:

6 детских писателей, которые не любили детей

Появились первые кадры фильма об Алане Милне

Английский медведь в русском лесу

«Чудесная нарядная проза» Юрия Олеши

«Хармс — это способ поведения»

Писатели в интернете. Анна Старобинец

Завещание Умберто Эко