САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

2018-й: что читали писатели

Книги, которые произвели самое сильное впечатление в 2018 году на Евгения Водолазкина, Льва Данилкина, Александра Снегирева и других писателей

Itogi-2018-goda
Itogi-2018-goda

Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ

ГодЛитературы.РФ подводит книжные итоги — 2018 и спросил у известных писателей, какие книги из прочитанных в уходящем году произвели на них самое сильное впечатление. И не обязательно только положительное.

Не все отмеченные книги оказались новинками 2018 года, но все из них определенно достойны внимания.

Алексей Варламов
Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института им. Горького, лауреат премии «Большая книга»:

Евгений Водолазкин «Брисбен».

По-моему, еще одна  несомненная удача отличного писателя. Я прочитал, не отрываясь, с полным доверием к автору и только пожалел, что роман такой небольшой. 

Александр Бушковский «Праздник лишних орлов».

Читал сначала по обязанности, как член жюри премии "Ясная Поляна", но потом увлекся и просто оценил и авторскую интонацию, и героев, и саму жизнь, которая в книге описана.

Сана Валиулина «Не боюсь Синей Бороды».

Один из лучших романов последних лет - умный, глубокий, точный, пронзительный. 

Александр Снегирев
Александр Снегирев, писатель, лауреат премии «Русский Букер»:

В этом году я прочитал целых три книги, и о каждой мне есть что сказать.

В одной из книг речь идет об Иисусе Христе, когда-то существовавшем, совершенно реальном, вполне привлекательном персонаже. Речь о романе Олега Зоберна «Автобиография Иисуса Христа». Книга поэтапно разрушает все евангельские истории, как бы очищая их от шелухи слухов, искажений и спекуляций, и разворачивает перед нами картину вроде как подлинных событий. Автор романа Олег Зоберн соорудил условный исторический детектив, в котором нам предлагается настоящая история жизни Христа, написанная им самим. Лично мне книга показалась очень увлекательной, живой и органичной, и, что особенно важно, разрушая один миф, автор - по своей воле или по воле провидения - воздвигает миф новый и куда более убедительный при всей диковатости некоторых его деталей. Ортодоксальные верующие плюются, а у меня к концу книги не осталось никаких сомнений, что Христос, каким бы они ни был, имел абсолютно божественную природу.

Роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» одни расхвалили, другие разругали. В обоих лагерях есть и мои единомышленники, и оппоненты. Сам я роман прочитал наполовину и остался в полном восторге. Давно порываюсь прочитать вторую половину, просто повседневная суета постоянно отвлекает.


«Петровы в гриппе» являются примером того, как из рутинной пыли и грязи писатель намыл золотой песок.


Не подстраховал себя костылями социально значимого сюжета, не подпёр броской темой или великим историческим событием, а взял и бесстрашно поработал с повседневностью, да так, что получилось подлинное искусство. После чтения романа мне захотелось познакомиться с автором, и в свою поездку в Екатеринбург я специально прихватил книгу Алексея - подписать. Это при моей-то нелюбви к лишнему багажу. Ни до, ни после я ничего подобного не совершал - сами понимаете, что это является наилучшей рекомендацией.

В третьем и последнем романе моего списка следователь ищет одного маньяка, а читатель находит трех. Помимо этого, читатель со следователем находят непонятную бездну размером с колесо обозрения. Когда читаешь, невозможно оторваться. Я читал на пляже и даже плавать не пошел, так зачитался. Великолепная жуткая книга, я не знаю, где еще сегодня так пишут об отношениях. Все друг друга не понимают. Недоговаривают. Притворяются. Мужики агрессивны и одновременно трусливы. Женщины забиты. Все живут будто во сне. Книга страшна не наличием маньяка, а точным описанием каждого из нас. Страшна и притягательна. И, хочется верить, поучительна.


Тот редкий случай, когда я могу сказать без издевки, что книга научила меня кое-чему.


Не столько научила, сколько напомнила. Необходимо стараться понимать других. Не выслушивать, а понимать. Хотя бы пытаться. Надо быть честнее. Хотя бы пытаться. Хотя бы с самим собой. И надо любить. Любовь, впрочем, бывает разная. Например, романный маньяк убивает детей из жалости - хочет уберечь их от боли и разочарований взрослой жизни. Сначала думаешь, какая мразь, потом начинаешь его (о боже) жалеть, а потом понимаешь, что и такая чудовищная точка зрения имеет право на существование, по крайней мере, в художественном романе. Блестяще сведенные хвосты многочисленных сюжетных линий. Полным-полно шикарных фраз. Чего стоит одна только: «Меньшов и Чуркин до сих пор мертвы». Одного не пойму - почему роман не получил ни одной премии? Он был в коротком списке «Русского Букера». Но в тот год "Букера" дали мне - и от этого мне страшно. Читайте «Колыбельную» Владимира Данихнова.

Евгений Водолазкин
Евгений Водолазкин, писатель, лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна»:

  1. Венко Андоновский. «Пуп земли».
  2. Дмитрий Быков. «Июнь».
  3. Алексей Варламов. «Душа моя Павел».
  4. Григорий Служитель. «Дни Савелия».
  5. Гузель Яхина. «Дети мои».
Анна Матвеева

Анна Матвеева, писатель, дважды финалист премии «Большая книга»:

2018 год для меня как для читателя стал годом перечитывания давно любимых книг, среди которых были "Под сенью девушек в цвету" Марселя Пруста, "Памятные записки" Давида Самойлова, "У нас дома в далёкие времена" Ганса Фаллады, "Максимы и мысли узника Святой Елены", "Приоткрытая дверь" Леонида Пантелеева и др. 

Из новых сочинений отмечу (со знаком плюс!) "Дождь в Париже" Романа Сенчина, "Осколки зеркала" Марины Тарковской, "Дневник книготорговца" Шона Байтела, "Волю народа" Шарля Левински (перевод Татьяны Набатниковой). 

Самой плохой книгой из прочитанных в 2018-м стала красиво изданная "Юность Пикассо в Париже" Г. Ван Хааса.


Я редко избавляюсь от книг, но эту отдала без всякого сожаления. 


Вадим Левенталь
Вадим Левенталь, писатель, секретарь премии «Национальный бестселлер», финалист премии «Большая книга»:

Если совсем коротко, то больше всего меня выбесили яхинские «Дети мои», хотя должен признаться, что я берегу дзен и так не решился пока открыть «Памяти памяти», а Славникову аккуратно полистал и так же аккуратно закрыл. А из хорошего - «Автобиография Иисуса Христа» Зоберна, «Родина слоников» Горелова, «XX век представляет» Трофименкова, да и вообще все книги, вышедшие в моей серии - и второй роман Тимофея Хмелева, и новый роман Павла Крусанова, и «Славянские отаку» Упыря Лихого, и все остальные -


все это книги зубастые, хищные, с когтями и ядом - наша травоядная вегетарианская литературная среда их боится; ну и ей же хуже.


Ольга Брейнингер
Ольга Брейнингер, писатель, преподаватель Гарвардского университета:

  1. Вячеслав Ставецкий. «Жизнь А. Г.».
  2. Анна Немзер. "Раунд. Оптический роман".
  3. Алексей Поляринов. «Центр тяжести».
  4. Мария Степанова. «Памяти памяти».
  5. Ксения Букша. «Открывается внутрь».
  6. Александр Ливергант. «Вирджиния Вулф. Моменты бытия».
  7. Виктор Вилисов. «Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы этого не заметили».

Лев Данилкин
Лев Данилкин, писатель, лауреат премии «Большая книга», критик, редактор отдела культуры «Российской газеты»:

  1. Георгий Дерлугьян. "Адепт Бурдье на Кавказе. Эскизы к биографии в миросистемной перспективе». Абсолютная книга года моя. Лучшая из известных мне биографий живого человека.
  2. Бенедикт Андерсон. «Воображаемые сообщества».
  3. Джеймс Скотт. "Благими намерениями государства".
  4. Александр Проханов. "Певец боевых колесниц".
  5. Stephen Kotkin. «Stalin: Paradoxes of Power».
  6. Анатолий Фоменко, Глеб Носовский. "Курган Христа и Богородицы. Тристан и Изольда".
  7. Анатолий Фоменко, Глеб Носовский, "Утопии и социализм как борьба с Русью-Ордой".