САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

В помощь школьнику. Военные повести Василя Владимировича Быкова. 11 класс

В 11 классе в середине мая проходят творчество прозаиков-фронтовиков. Одна из самых известных подобных фигур — белорусский писатель В. В. Быков. В помощь школьнику. Вторая неделя мая

Литература-в-школе-подготовка-к-сочинению
Литература-в-школе-подготовка-к-сочинению

Текст: Ольга Разумихина *

Фото: кадр из фильма Ларисы Шепитько «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников» (1976)

На прошлой неделе мы изучили патриотическую лирику А. Т. Твардовского, Ю. В. Друниной, Б. Ш. Окуджавы и многих других. Теперь настало время прочесть несколько рассказов или повестей о Великой Отечественной. Выбор произведений остается, как правило, за учителем литературы, однако практика показывает, что чаще всего педагог рекомендует к прочтению одну из двух повестей Василя Владимировича Быкова — «Сотников» или «Дожить до рассвета». Чем примечателен этот автор?

Человек, который выжил

Советские читатели красноречиво называли Василя Владимировича Быкова (1924—2003) «человеком, который выжил». Во время Великой Отечественной войны Василь Владимирович был участником множества боёв — сначала в Белоруссии, а затем в Австрии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Югославии. Он прошёл путь от рядового до командира артиллерии; в ходе одной из операций был тяжело ранен, три месяца провел в госпитале — и все эти месяцы считался погибшим. Однако, несмотря на тяжелейшие испытания, он сумел выстоять — и даже продолжил службу в армии в 1949—55 гг. Уж тут-то, казалось бы, можно было дать себе передышку; но Быков всегда был человеком деятельным — и нашел себе применение в лице сотрудника газеты «Гродненская правда». Впоследствии он активно участвовал в политической деятельности страны: в 1980-х гг. его десять раз избирали депутатом Верховного Совета БССР (Белорусской Советской Социалистической Республики). Но в 1991 г. Советский Союз распался, и Быков переехал в Европу. Преклонный возраст оказался не помехой для кочевой жизни: Василь Владимирович успел пожить в Финляндии, ФРГ (Федеративной Республике Германии) и Чехии. Вернулся на родину он аж в 2003 году — и через месяц умер в больнице под Минском; ему было 79 лет.

Удивительно, как при такой насыщенной жизни Быков успевал писать рассказы, повести и романы, но факт остаётся фактом: Василь Владимирович стал известным автором уже в 1960-е гг. и к концу жизни был обладателем множества почетных премий (в том числе Ленинской и Государственной премии СССР), а также звания «Народный писатель Беларуси». В 1963 г. его произведение впервые экранизировали; фильмы и сериалы по мотивам работ Быкова снимают до сих пор. А еще повести Василя Владимировича проходят в школе — но это мы и так уже поняли.

«Сотников»

«Сотников» — пожалуй, самая известная повесть В. В. Быкова. Ее главные герои — два партизана, которые пытаются под покровом ночи добраться до деревни и разжиться продовольствием. Один из них, сильно простуженный, изнуренный человек по фамилии Сотников, когда-то был командиром батальона, но первый же его бой с фашистами оказался последним: оккупанты застали вооруженную колонну врасплох. Комбату удалось подорвать четыре немецких танка, а затем командира ранили и взяли в плен, откуда тот сбежал. Но вернуться на линию фронта Сотников не сумел: все деревни вокруг были захвачены немцами. Тогда главный герой примкнул к отряду партизан, скрывавшихся в лесу. Там он познакомился с удалым, здоровым, удачливым юношей по фамилии Рыбак. В одном из сражений, проигранном русскими, Рыбака ранило в ногу, но он успел спрятаться от фрицев и попросить убежища у жителей ближайшей деревни — дядьки Ахрема и его дочери Зоськи. Когда рана зажила, совесть не позволила Рыбаку задерживаться в доме: он попрощался с Зоськой, которая к тому моменту стала его «невенчанной женой», и отправился искать своих.

Повесть «Сотников» написана в «фирменном» стиле В. В. Быкова: поминутное описание действий главных героев — осмотрелся, прислушался, сделал несколько шагов, спрятался, сверился с картой и так далее — сочетается с погружением во внутренний мир героев. Как мыслят люди, оказавшиеся на войне? Что помогает им справиться с вездесущим страхом? Откуда они черпают силы, чтобы держаться, даже когда надежда на лучшее иссякает? (Действие повести происходит в феврале 1942 года: Москву к тому моменту удалось отстоять, но немецкие захватчики продолжали вести активные наступательные действия.) В поисках ответа на эти вопросы В. В. Быков рассказывает читателю о детстве героев. Автор считает, что одно-единственное событие, произошедшее с человеком в раннем возрасте, может оказать значительное влияние на то, какими принципами он будет руководствоваться в самостоятельной жизни, в том числе — в чрезвычайных ситуациях. Так, Сотников рос в семье офицера: его отец, герой Гражданской войны, берег как зеницу ока свой старый пистолет «маузер» и строго запрещал сыну с ним играть. Но однажды Сотников ослушался отца и не только взял оружие в руки, но и случайно выстрелил. Мама убедила мальчика сознаться в содеянном:

[Мать] сразу почувствовала недоброе, кинулась к сыну с расспросами, и он рассказал всё как было. Разумеется, справиться с такой бедой не могла и мать, которая очень испугалась за него, даже заплакала, чего никогда прежде с ней не случалось, и сказала, что он должен признаться во всём отцу.

Решиться на это признание было непросто. Пока набирался решимости, минул час или больше, и наконец сам не свой он открыл дверь отцовской каморки. <…>

— Папа, я брал твой маузер.

Отец как-то странно мотнул головой, <…> привычным движением руки снял очки и строго посмотрел на сына.

— Кто разрешил?

— Никто. И это… Он выстрелил, — упавшим голосом произнёс сын.

Ничего не говоря больше, отец встал и вышел из комнаты. Он же остался стоять у двери с таким чувством, будто его сейчас должны положить под нож гильотины. Но он знал, что виноват, и готов был принять самую беспощадную кару.

Накричав на сына, отец спросил, почему мальчик все-таки решил признаться в содеянном. Сотников умолчал о том, что сделал это по настоянию матери, и отец сказал ему спасибо за честность. «Наказание  ремнём его миновало, но его малодушный кивок болезненной царапиной остался саднить в душе. Это был урок на всю жизнь. И он ни разу больше не солгал ни отцу, ни кому другому, за всё держал ответ, глядя людям в глаза». Впоследствии юный Сотников делал всё, чтобы отец-офицер гордился им. Может, именно поэтому в партизанском отряде он, услышав, что Рыбаку нужен напарник, вызвался добровольцем, несмотря на плохое самочувствие? Вот только очень скоро выяснилось, что Сотников переоценил свои силы: к середине пути он едва держался на ногах, задерживая Рыбака, который то жалел напарника, то злился на него. Сотников хотел как лучше, он вызвался потому, что другие решили отсидеться, — но что из этого получилось? Может, если бы вместо него на задание пошел кто-то другой, к утру Рыбак бы преспокойно вернулся к своим?

В детстве Рыбака также произошло поворотное событие. Однажды он перевозил по опасной дороге доверху набитую телегу с сеном, где прямо на снопах расселись две крестьянские девчонки. И вот что произошло в пути:

…конь не сдержал, телега высоко задралась левой стороной и стала клониться направо. Коля бросил взгляд вниз и скатился с воза.

Ясно поняв, что должно произойти затем, он в каком-то бездумном порыве бросился под кренящийся тяжёлый воз, подставляя под его край своё ещё слабое мальчишеское плечо. Тяжесть была неимоверной, в другой раз он, наверное, ни за что бы не выдержал, но в этот момент выстоял. Девочки скатились на землю, его завалило снопами, но лошадь всё же как-то справилась с возом и отвернула передок в сторону от угрожающей крутизны оврага.

Потом его хвалили в деревне, да он и сам был доволен своим поступком <…> — и начал думать тогда, что иначе поступить не мог. И ещё Коля поверил, что он человек смелый.

Рыбак привык считать себя героем — и не может простить окружающим слабости. Потому-то, добравшись до дома старосты (человека, который волей-неволей служит немцам — собирает с жителей своей деревни продовольствие для захватчиков, сгоняет их расчищать дороги и так далее), он едва удерживается от того, чтобы пристрелить этого немолодого уже мужчину. Рыбак даже не задумывается, что у старосты попросту не было выбора. «Надо было раньше о том думать», — говорит герой. И даже не представляет, что уже через сутки окажется в положении стократно худшем.

Итак,


В. В. Быков показывает, что на войне — как и в обычной жизни — благие намерения могут привести к трагичному финалу. Но ещё он подчёркивает другую мысль: стойкость, выдержка, мужество — лишь наполовину залог успеха.


Не менее важно банальное везение. Потому-то так страшно, грустно и обидно видеть, как погибают или становятся калеками бравые воины. Если бы они каждый раз, в каждом сражении оказывались на равных с неприятелем, то война закончилась бы стремительно: советские люди, сражавшиеся за родину и всех, кого им пришлось покинуть, начисто разгромили бы оккупантов, ведомых бесчеловечными идеологическими соображениями. Но, увы, фортуна не знает, что такое добро и что такое зло…

«Дожить до рассвета»

Ещё одна повесть В. В. Быкова, которую нередко проходят в старших классах, — «Дожить до рассвета». Фабула такая же: небольшому отряду в тяжелых погодных условиях предстоит совершить ночной переход, который с самого начала идет не так, как задумано. Лейтенант Ивановский командует девятью бойцами; цель — напасть на немецкий склад. Около недели назад главный герой уже подступался к этому складу; тогда он еще не был командиром и исполнял приказы капитана Волоха. Этот боец был для Ивановского примером выдержки, мудрости и при этом — странного, даже неестественного в военное время спокойствия, почти смирения. Но при штурме склада Волох погиб, и Ивановский решил продолжить его дело. Начальство дало добро на вылазку, назначило главного героя лейтенантом и подыскало для него бойцов-помощников. Вот только от некоторых членов группы одни проблемы…

Подобно и Сотникову, и Рыбаку из предыдущей повести, Ивановский принимает неоднозначные решения. Например, в самом начале вылазки лейтенант отправляет тучного, неуклюжего сапера по фамилии Шелудяк обратно в тыл, приказывая ему доставить в госпиталь раненого товарища. Ивановский думает, что таким образом он спасет Шелудяка, но получается иначе: сапера замечают немцы и тут же расстреливают и его, и раненого, которого тот нес. Затем Ивановский, заметив, что несколько бойцов отстало, решает их не дожидаться. С одной стороны, ему боязно за подчиненных, а с другой — времени, чтобы добраться до склада, слишком мало. Сталкиваясь с неудачами, лейтенант не перестает спрашивать себя: в чем же я ошибся? Или, может, мне просто не повезло?

Второй важный персонаж повести — рядовой Пивоваров, простой, наивный деревенский парнишка, выросший в тепличных условиях. Если Ивановский никогда не знал материнской ласки (с его мамой была связана «какая-то семейная драма») и жил с отцом-выпивохой, то Пивоваров, напротив, так и не узнал отца. Мама-учительница воспитывала его одна — едва ли не пылинки сдувала. «С ребятами когда нашалишь — трагедия. Завтрак не доешь — трагедия. А уж если заболею — ого!» — вспоминает Пивоваров в финале произведения. Но, как ни странно, мальчик вырос совсем не избалованным; в отряде он проявляет себя как настоящий герой. Более того, между ним и Ивановским происходит такой диалог:

— [Мама] сколько мне про Питер нарассказывала!.. А я так ни разу и не съездил. <…> Теперь  после войны разве.

— После войны, конечно.

— Я, знаете, ничего. Я не очень: убьют, ну что же! Вот только мать жалко.

Избегая откровенных спойлеров, все-таки отметим, что «Дожить до рассвета», как и «Сотников», заканчивается грустно; душераздирающие сцены В. В. Быков как будто специально бережет для финала. Но что делать — такова война: перед ней бессильны законы жанра.


Если даже современному читателю, который перелистывает последнюю страницу «Сотникова» или «Дожить до рассвета», становится не по себе, — то каково было самому Быкову и миллионам таких же, как он, советских солдат?


*

Ольга-Лапенкова
Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.