Текст: Петр Моисеев *
Фото: обложка взята с сайта издательства «Рипол-Классик»
С одной стороны, когда писатель не замыкается в одном жанре или в одной теме, это — само по себе — хорошо. В «Каннибалах» Яковлева обратилась к современности, а не к 30-м — 40-м годам, о которых она так прекрасно пишет, и к Москве, а не к Петербургу (хотя тень Петербурга над героями все равно витает, поскольку трое из них в Москву переехали из Питера). Значит, автор ищет новые пути — новые темы — новые, если хотите, формы. Прекрасно.
С другой стороны, важна ведь не только попытка, но и результат. «Каннибалы» - криминальный роман, однако совсем не похожий на истории о Василии Зайцеве. Здесь трудно выделить главного героя — не потому, что их много, а потому, что их очень много. В их числе: олигарх Борис Скворцов, ставший главой Попечительского совета главного театра страны (нет-нет, ни в коем случае не Большого — просто главного театра страны); его помощник Петр, которому Борис поручает найти некую студентку Ирину — зашла девушка в театр, а обратно вроде бы не вышла. (Понятно, что интригует — или должно интриговать — не только бесследное исчезновение бедной провинциалки, но и то, почему ее разыскивает олигарх). Параллельно излагается история новой примы балетной труппы Дарьи Беловой. Параллельно описываются терзания жены Бориса Веры, которой муж изменяет давно и систематически. Параллельно описываются подковерные политические игры с участием олигархов, эфэсбэшников и даже президента Виктора Викторовича Петрова — тоже, кстати, связанного с Петербургом. А еще есть личная жизнь Петра (сложная). А еще есть помощница Петра Света (соседка пропавшей Иры). А еще есть бывшая прима балетной труппы Вероника и ее приятель — делец черного рынка. И что-то вроде романа Беловой с Борисом. И желтые алмазы из Африки. И многое другое.
Замысел вроде бы ясен. Конечно же, многие события, относящиеся вроде бы к разным сюжетным линиям, окажутся взаимосвязанными. И даже те, которые совсем друг с другом не связаны, повлияют друг на друга. Но главное, что, переплетаясь, все эти события образуют своего рода трагедию ошибок. Герои постоянно принимают более или менее существенные (иногда судьбоносные) решения, приходят к важным выводам — в результате недоразумений и элементарных случайностей. Пафос в «Каннибалах» антидетективный — почти никто почти ничего не в состоянии выяснить, трупы остаются ненайденными, злодеи и аферы — неразоблаченными.
Странным кажется то, что Петру удалось-таки до чего-то докопаться… хотя картина произошедшего все равно остается мутной — и в том, что касается убийства, и в том, что касается махинаций с алмазами. Говоря попросту и без затей — концы с концами не сведены.
И вообще книга заканчивается не мощным аккордом и не интригующим многоточием («Продолжение следует...») - а скорее усталостью спортсмена, решившего пробежать слишком длинную дистанцию, да еще при этом жонглировать пятью предметами.
Хотя при этом каждая главка в отдельности написана неплохо. Персонажей, при всем их обилии, запоминаешь быстро и совершенно не путаешь. Но и не веришь в них по-настоящему. Что за человек эта самая Дарья Белова (помимо того, что волевая и цельная)? Что у нее за отношения с Борисом (и у Бориса — с ней)? А отношения с Ириной у Бориса какие были? А ведь автор именно что постаралась «нагрузить» свой роман психологизмом. И сдобрить его «серьезной» идеей — дескать, нынче каннибалы живут не в Конго, а в больших европейских и квази-европейских городах. Увы, и с психологизмом вышло не очень, и с «серьезной» идеей. При том, что раньше Яковлева очень точно рассчитывала ту долю серьезности, которая шла ее книгам на пользу. В серии о Зайцеве вроде бы все всерьез — и в то же время понятно, что это не «Один день Ивана Денисовича», — и все равно выходило хорошо. В «Каннибалах» хорошо не вышло.
Лучшее, что есть в «Каннибалах» - это картинки из жизни балета,
которым Яковлева занимается давно и, судя по всему, глубоко. Она ярко и со знанием дела описывает быт, рисует нравы, развеивает мифы. Вот это читать по-настоящему интересно — но это интерес, который обусловлен познавательностью, а не художественностью
А вот по-настоящему крепко сколоченного и по-настоящему увлекательного сюжета в этот раз у Яковлевой не получилось.
* Петр Моисеев — кандидат философских наук, литературовед, специалист по истории и теории детективного жанра