САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Алекс Норт: маньяки без трэша

Сейчас уже сложно сказать, кто решил, что читатели любят книжки о маньяках. Ясно только, что современным литераторам трудно отделаться от этого убеждения

детектив-Алекс-Морт
детектив-Алекс-Морт
Петр-Моисеев

Текст: Петр Моисеев

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Обложка взята с сайта издательства

Не отделался от него и загадочный (издатели не раскрывают его настоящего имени) Алекс Норт, выпустивший триллер «Шепот за окном». Судя по аннотации, это роман для любителей чистого трэша: двадцать лет назад в английском (хотя Англия в этом романе не чувствуется совершенно) городке Фезербэнк орудовал маньяк, похищавший и убивавший детей. Его поймали и посадили (хотя труп последней жертвы так и не нашли), но вдруг, ни с того ни с сего, все начинается снова. И тут откуда ни возьмись в город приезжает овдовевший писатель Том Кеннеди со своим маленьким сыном Джейком. Разумеется, Джейк — потенциальная жертва. Разумеется, нас ждут встречи в тюрьме — полицейского с уже посаженным маньяком — причем маньяк, разумеется, будет издеваться над полицейским и психологически его подавлять. Разумеется, маньяк № 2 окажется жертвой детской травмы. Разумеется, многие моменты малоправдоподобны с психологической точки зрения (например, то, что отец маленького ребенка, приехав в незнакомый город, через раз не запирает дверь в своем доме). И тем не менее, ругать этот роман я не буду — по нескольким причинам.

Во-первых, из-за одного довольно неплохого сюжетного хода. Дело в том, что, помимо бродящего в округе маньяка, Тома беспокоит странное поведение Джейка: у него, по всем приметам, есть что-то вроде мистических видений. То он упоминает о «мальчике в полу» до того, как находят ту, давнюю, жертву. То он рисует трупную моль — и опять же, до того, как видит ее в реальности. На протяжении всей книги кажется, что иного объяснения, кроме мистического, быть не может — и все же автор его дает, за что ему большое спасибо. Есть, правда, маленький нюанс — самому догадаться о том, как это объясняется, невозможно: не хватает данных. Это минус, но — небольшой, если учесть, насколько очевидным казалось мистическое объяснение.

Во-вторых, довольно неплохо замаскирован злодей. Правда, я сообразил, кем он может быть, но лишь незадолго до главного героя. В то же время если бы и не сообразил, вспомнить этого персонажа достаточно легко.

В-третьих, Алекс Норт явно не любит трэш. Да, он снабдил свой роман нужным (как ему казалось) набором штампов, но создается впечатление, что он старательно уходит от самого большого дурновкусия. Да, маньяк № 1 в свое время совершил ряд очень жестоких убийств — но Норту хватает ума и такта не останавливаться на них подробно. Вообще фигуры маньяков не превращаются здесь в единственный объект изображения, что так часто случается в плохих псевдотриллерах, где даже сыщик оказывается чуть ли не психологическим близнецом убийцы. В «Шепоте за окном» есть четыре главных героя — Том, Джейк и два сыщика — Аманда и Пит. Все они вполне нормальные герои, и их нормальность не позволяет начаться тому разгулу психопатологии, без которого не обходятся романы Несбё и иже с ним. Правда, Пит когда-то крепко пил (а в современном дешевом триллере пьющий сыщик — такой же штамп, как и маньяк)… но в романе описывается не алкоголизм, а его преодоление. А когда дело доходит наконец до похищения и мы уже ожидаем многодневного (в лучшем случае) пленения, надломов и надрывов, мучений жертвы и садизма похитителя… обходится без этого. Автор держит в напряжении наши нервы, но обходится без надругательства над нашей психикой.

В результате мы получаем во всех смыслах слова нормальный триллер — занимательный, но при этом еще и такой, где зло не смакуется, а добро торжествует и в социуме, и в душах, где у героев есть и другие хобби, помимо пьянства вперемежку с беспорядочными половыми связями.


Боюсь перехвалить Норта, но, кажется, ему остался только один шаг до того, чтобы написать действительно отличный триллер.


Пока что он еще прикрывается пошлыми штампами, хотя они ему явно не близки. Если он освободится от того, что якобы «должно быть» в триллере, и придумает оригинальную историю — он сможет рассказать ее так, чтобы нам было интересно следить и за сюжетом, и за героями. Дело за малым — сделать последний шаг.