САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Сергей Волков на примере «Колобка» показал, как написать идеальное сочинение

Скрин с Youtube
Скрин с Youtube

Текст: Наталья Лебедева/«РГ»

ЕГЭ по русскому языку – обязательный экзамен для всех одиннадцатиклассников. Так что никому не избежать 27-го задания, которое требует не просто написать сочинение по прочитанному тексту, но и сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста. Что скрывается за формулировками КИМов и как получить максимум баллов по всем критериям, в своем видеоуроке рассказывает учитель русского языка и литературы, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, член Общественного совета при Минобрнауки и председатель Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе Сергей Волков.

Напомним, что написано в 27-м задании: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста. Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста». Объем сочинения – не менее 150 слов.

Сергей Волков предлагает написать сочинение вместе с ним, шаг за шагом выполняя каждый пункт и учитывая все нюансы критериев, в том числе и нововведения этого года.

«За 50 минут из ничего создаем полноценный текст, получаем необходимые клише, осваиваем способы работы - и постигаем принцип, который приведет нас к победе»,
Сергей Волков

- воодушевляет он слушателей и зрителей.

Итак, первый шаг - нужно сформулировать проблемы, поднятые автором в произведении, выбрать одну из них и сконцентрировать на ней все внимание. Кстати, вы удивитесь, насколько глубокой оказалась эта сказка из детства и какие недетские проблемы и вопросы смогли сформулировать одиннадцатиклассники – ученики Волкова.

Следующий шаг – проблему необходимо прокомментировать. А потом потребуется еще определить авторскую позицию и высказать свое к ней отношение.

Часто репетиторы и учителя советуют сначала прописать именно авторскую позицию, а потом уже комментировать поставленную проблему, чтобы между этими частями сочинения случайно не возникло противоречий или нестыковок.

Совет от Волкова: если работаете с художественным текстом, то вместо слов «автор считает, что», можно написать так: «позиция автора не заявлена прямо, но она вычитывается из всего хода повествования».

В комментарии к заявленной в начале сочинения проблеме, напоминает лектор, необходимо не просто указать два примера, две реперные точки, но и показать связь между ними, объяснить, зачем это нужно было автору. Волков советует написать так:

«В поисках ответов на поставленные вопросы автор противопоставляет / сопоставляет / делает вывод / выводит следствие….» Без этих слов, устанавливающих связь между примерами, балла не будет, напоминает эксперт.

Также школьнику предстоит объяснить выбранные примеры. Начинать подобные объяснения лучше всего словами: «…из которых читателю становится ясно, что…» или «мы понимаем, что…»

Наконец, переходим к завершающему этапу – высказываем свое отношение. Волков заклинает:

«Всегда и во всем соглашайтесь с автором!»

О том, что вы думаете на самом деле, можно будет потом, после экзамена, писать и говорить сколько угодно, а на ЕГЭ возможен только один путь: «Я полностью согласен с автором…» Хотя, конечно, не стоит писать вот так прямолинейно, но мысль должна быть высказана именно эта.

Подробную инструкцию, как написать сочинение, смотрите на YouTube-канале Сергея Волкова.