САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Популярная наука издательства «Наука»

Чем старейшее академическое издательство встречает Год науки?

Аккаунт Ирины Опимах в Фейсбуке
Аккаунт Ирины Опимах в Фейсбуке

Проясняя у Ирины Опимах, замглавреда издательства «Наука», непонятную ситуацию, сложившуюся вокруг закрытого магазина «Академкнига» на ул. Вавилова, мы не могли не поинтересоваться планами редакции научно-популярной и художественной литературы, которой она непосредственно руководит.

Вот что она ответила.

Рынок научной литературы очень специфичен. Можно ли вообще применительно к нему говорить о рынке? Или там механизмы все сугубо внерыночные?

Ирина Опимах: Знаете, на самом деле, по-разному бывает. У нас же много заказных книг идет, которые издаются и по грантам РФФИ, и по другим грантам. Конечно, это научные монографии, рассчитанные не на широкого читателя, они имеют определенную специальную публику.

Но среди такого рода книг бывают и те, которые мы продаем в магазинах «Академкниги». Это не только чисто заказные издания, когда весь тираж забирает заказчик. Иногда такие книги могут иметь и более широкий интерес. Например, мы сейчас издали двухтомник «В зеркале супермоделей», который написали два известных в России специалиста по построению и использованию физико-математических моделей в экономике – Кирилл Ильинский и Максим Буев. Часть тиража забрал заказчик, а часть будет продаваться в наших магазинах.

Где же они будут продаваться, если магазины закрываются?

Ирина Опимах: Есть же еще и другие магазины – в Питере, в Красноярске. И в Москве еще есть. Кроме того, они будут продаваться в интернетовских магазинах.

Важная часть издательской программы – это научные журналы. Каково сейчас положение журналов, издаваемых издательством «Наука», в мировом контексте?

Ирина Опимах: В издательстве «Наука» остались сегодня три журнала. Это «Природа», «Энергия» и «Земля и Вселенная». Вот они продаются по подписке в магазинах «Академкниги». Кроме того, мы издаем и специальные журналы, заказные. То есть институты заказывают свои журналы, и мы их издаем.

Еще не так давно в «Науке» издавалось порядка 150 научных журналов.

С чем связано столь радикальное сокращение?

Ирина Опимах: История с научными журналами – это длинная и довольно грустная история. Мне бы, честно говоря, не хотелось сейчас вдаваться в подробности.

Хорошо, тогда давайте о вас. Вы пришли в издательство «Наука» развивать научно-популярное направление, и даже художественное. Научная литература и литература научно-популярная – что у них общего, чем они отличаются? Как намерено издательство «Наука» развивать научно-популярное направление?

Ирина Опимах: В издательстве «Наука» научно-популярные книжки выходили фактически всегда. С 1930-х годов. И такое просветительство масс считалось очень важным делом. Научно-популярные книги писали большие ученые. Довольно часто это получалось хорошо, увлекательно и просто, даже об очень сложных вещах. Но потом, в какой-то момент, в 2000-е годы, как и во всем книгоиздании, случился некий провал.

Но когда я пришла в это издательство, мы решили возродить это благородное дело, причем попытаться печатать и наших авторов, а не зарубежных. В результате я считаю, что у нас что-то подучилось – в этой серии вышли весьма достойные книги. Например, первая книжка, вышедшая при мне – «Стресс, который всегда с тобой» Дмитрия Жукова. Это известный автор, доктор наук, работает в Институте имени Павлова в Питере. В его книге есть какие-то моменты, которые важно знать всем – они помогают понять психику человека и механизмы его реакции на те или иные события в жизни, помогают сохранить свою личность в сложных обстоятельствах.

Потом у нас вышла книга Петра Образцова, тоже известного популяризатора, – «Высокие широты». Это про Арктику и Антарктику.

Вышла замечательная книга «Слово и время» Юрия Воротникова, филолога, членкора Академии наук. Эта книга о том, как меняется наш язык, что в нем остается, а что способно уходить в зависимости от времени, от ситуации, в которую мы попадаем в жизни, и т.д.

К юбилею Менделеева мы сделали книжку известного популяризатора науки, к сожалению, уже умершего, Юрия Фиалкова, называется она «В клетке №...». Это о том, как создавалась Менделеевская таблица, что она дала науке, что спрогнозировала, о том, как были открыты новые элементы.

А что насчет детских образовательных книг?

Фото: naukabooks.ru

Ирина Опимах: Конечно! Например, у нас вышла замечательная книжка Василия Климова «Кто с кем дружит в природе, или Причуды симбиоза». Василий Климов вообще человек очень любопытный. Кандидат биологических наук, зоолог. Он объездил весь мир. Сам делает фотографии, которые становятся иллюстрациями его книг. Это книжка о симбиозе в растительном мире, в животном мире. Красивая книжка.

Совсем недавно вышла и книга Александра Мейеровича «Путешествие в мир металлов». Александр Мейерович сейчас живет в Германии. Он выпускник Института стали и сплавов, много времени занимался исследованиями в металлургии, изучал свойства металлов. У него получилась легкая, интересная и увлекательная книжка для детей. Тоже иллюстрированная и тоже с его фотографиями.

Выходила у нас книжка про палеонтологию, «Встречи с доисторическими мирами», написанная известным палеонтологом Сергеем Наугольных.

Есть книжки и для самых маленьких. Эта серия называется «Первый шаг в науку».

То есть вы хотите на равных войти в ряды издателей того, что называется «научпопом».

Ирина Опимах: Да. Причем замечу, что у нас выходят книги, посвященные не только естественным наукам, но и гуманитарным. Про «Слово и время» Воротникова я уже говорила, а теперь хочу вспомнить и книгу Вадима Эрлихмана «ПЛУТархив». Вадим Эрлихман – известный историк, который, кстати, ведет знаменитую серию ЖЗЛ в издательстве «Молодая гвардия». Эта книга - такое собрание жизнеописаний известных авантюристов, мошенников, плутов. Исторических персонажей, имена которых стали нарицательными.