САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Тайны книжников

История чтения, шотландец-мизантроп и страдающие школьники: три книги о чтении и тех, кто жить без него не может

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложки с сайтов издательств
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложки с сайтов издательств

Текст: Кристина Куплевацкая

Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с газетой «Красный север» (Салехард).

У любого профессионального сообщества есть некая информационная среда. Читательское сообщество нельзя назвать профессиональным, но тексты о нем – и для него – появляются регулярно. Пишут исследователи чтения, сами библиофилы, книготорговцы и учителя.

Сегодняшний обзор посвящен именно таким книгам. Книгам для тех, кто любит читать – иногда и о себе.

Шон Байтелл. «Семь типов людей, которых можно встретить в книжном магазине»

СПб.: КоЛибри, 2021

Очаровательный мизантроп от книжного мира, самый известный букинист, сооснователь Уигтаунского книжного фестиваля, благодаря которому крошечный городок получил статус Книжного города Шотландии национального значения. Все это о Шоне Байтелле. Это третий его опус, и он снова посвящен книжному бизнесу: вполне конкретному букинистическому магазинчику, который много лет назад Байтелл открыл по великой глупости и большой любви к бумажным книгам.

Если вы читали «Дневник...» и «Записки книготорговца», вы знаете, что Шона раздражает буквально всё. И все. В своей последней работе, написанной во время сурового локдауна, Байтелл решил подробно рассказать, кто именно и чем именно его бесит. Посетителей своего магазина он разбил на семь типов (на самом деле их больше, но название менять не стали), тех, в свою очередь, поделил на виды. Очень скрупулезная систематизация раздражающих факторов.

А ведь можно было ограничиться одной фразой: «Если вы зашли в мой букинистический магазин, вы меня бесите!»

Это чтение абсолютно фанатское, и если вы не читали Байтелла раньше, если не следите за успехами (почти нулевыми) его бизнеса, то вряд ли этот каталог мизантропии вас зацепит.

Но если вам нравится читать Шона, если вы сочувствуете его попыткам ухватиться за ламповый мир чтения бумажных книг и глубоких бесед о прочитанном, то поддержите книжный бизнес рублем и своим временем.

Многие из типов покупателей, о которых с раздражением говорит автор, характерны в основном для Шотландии. Например, настаивающие на своих аристократических корнях мужчины в красных брюках или пенсионеры, путешествующие по стране в арендованном фургоне. Но в ком-то из персонажей вы наверняка узнаете себя или своего знакомого книгочея.

Кстати, такие постетители встречаются не только в букинистических лавках: похожие персонажи захаживают и в крупные маркеты, и в магазины бытовой техники, и в парикмахерские, так что книга может заинтересовать работников сферы услуг как таковых. Одним она поможет обратить на себя ироничный взгляд, другим – выпустить пар и почувствовать поддержку далекого коллеги из Шотландии.

И да, в книге все-таки есть несколько страниц о людях, которые Байтеллу нравятся. Оказывается, они существуют.

Римма Раппопорт. «Читай не хочу. Что мешает ребёнку полюбить книги»

М.: Individuum, 2021

Вы – читающий родитель, а ваше чадо отказывается даже в руки книгу брать? Вы – увлеченный учитель литературы, а ваши ученики проводят уроки, уткнувшись в смартфон? Вы – модератор подросткового книжного клуба, а участников в нем никак не прибавится? Тогда вы точно хотя бы однажды задавались вопросами, ответы на которые ищет в своей книге Римма Раппопорт – учитель русского языка и литературы, автор образовательного портала «Мел» и мама.

Порой кажется, что книгу Раппопорт писала прежде всего для себя, пытаясь разобраться не только с тем, почему современные дети никак не полюбят чтение, но и в поисках ответов на другие острые родительские и учительские вопросы.

Почему родителям так важно, чтобы дети читали? И почему мамы и папы хотят, чтобы их чада влюблялись во вполне определенные книги? Почему школьники не хотят читать классику (особенно русскую)? Есть ли хоть какие-то способы представить классические произведения не застывшим мрамором, а живым увлекательным текстом?

Все эти вопросы почти риторические. Но что-то же надо делать. Наверное.

«Читай не хочу» – книга многоголосная, в ней говорят и дети, и родители, и учителя, и исследователи чтения (кстати, отсылки к статьям будут полезны тем, кто не думал, что детское «нечтение» так активно и разносторонне сейчас анализируют). Вопрос рассмотрен с разных сторон: от современных форм бытования текста (электронные книги, аудиоформат, фанфики и паблики) до небольшой главы о стандартах преподавания литературы в западных школах.

Информацию, которой делится эта книга, условно можно разделить на теоретическую и практическую. Скажем, Раппопорт сперва говорит о причинах нелюбви детей к чтению (о том, что есть дети, которые любят читать, она тоже говорит, ведь таких немало), а затем предлагает разные способы эту любовь пробудить. Есть здесь главы и о том, как организовать встречу самых маленьких читателей с книгой, и о том, как «оживить» школьные уроки. Кстати, секреты зачастую раскрывают сами учителя секреты.

Но очевидно, ценность «Читай не хочу» не в советах и ответах, а в том, что появилась наконец на русском языке (и на родном материале) книга для родителей, тревожащихся о том, что их дети не читают ни предложенных Каверина и Верна, ни произведения школьной программы. Многие вопросы здесь только обозначены, что, кажется, является приглашением к общественной дискуссии.

Альберто Мангель. «История чтения»

СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2021

Если вы увлеченный читатель и заядлый книгоман, вы, возможно, уже прочли эту книгу. Впервые на языке оригинала она была издана в 1996 году, а на русском – в 2008-м. В 2020 году «Историю чтения» в России наконец-то переиздали, что логично – интерес к этой форме досуга заметно возрос и помолодел (достаточно взглянуть на появляющиеся каждый день книжные каналы и блоги в различных соцсетях).

Альберто Мангель – канадский писатель и переводчик, редактор и бывший директор Национальной библиотеки Аргентины. Он знает о чтении все. Еще юношей Альберто поступил на службу в небольшой книжный магазин Буэнос-Айреса, да так и остался на всю жизнь в книжном плену. Пару лет Мангель был помощником Борхеса, читал ему вслух, когда тот потерял зрение. Автор «Истории чтения» успел пожить в Израиле и Франции, в Италии и на Таити, и всюду он оставался верен своей страсти.

«История чтения» – масштабное исследование этого явления. Мангель так и эдак вертит человеческую страсть к книгам: почему мы любим читать? какие способы выбираем? каким книгам отдаем предпочтение? что в них ищем? Конечно, речь в этой монументальной работе идет не только о рядовых читателях – многое из нее можно узнать и об известных людях, и о важных явлениях в книжном мире.

Как читали Кафка и Пруст? Как были придуманы и выпущены первые покетбуки? Как была организована каталогизация в Александрийской библиотеке? Что способствовало развитию привычки читать в постели? Давно ли к чтению стали применять гастрономические метафоры, которые сейчас многих раздражают?

В общем, «История чтения» будет полезным приобретением в вашу личную библиотеку. Особенно если вы ее прочтете.

Оригинальный материал: «Красный север»