САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Смерть должна умереть

Опираясь на последние научные исследования, Хосе Луис Кордейро и Дэвид Вуд объясняют, почему человеческое бессмертие уже совсем близко

Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством
Коллаж: ГодЛитературы.РФ. Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством

Текст: Андрей Мягков

В начале лета в США одобрили первый за 20 лет препарат для лечения болезни Альцгеймера: акции компании Biogen, его разработавшей, моментально взлетели до небес. Препарат действительно уникальный: судя по результатам исследований, он воздействует на глубинные причины, а не на симптомы болезни Альцгеймера — самого распространенного вида старческой деменции, которым страдают более 30 миллионов людей по всему свету. Насколько эффективна разработка американской компании, еще предстоит выяснить, но в любом случае — на наших глазах наука совершила еще один шажочек к тому, чтобы победить смерть. Возможно, звучит странно, но современные ученые все чаще считают старение именно болезнью. И все ближе подбираются к способам ее лечения.

Авторы книги "Смерть должна умереть", инженер и ученый Хосе Луис Кордейро и пионер индустрии смартфонов, инженер Дэвид Вуд, возглавляющие международную организацию Humanity, уверены — уже к середине XXI века со смертью от естественных причин будет покончено. И речь идет не о каком-то "консервированном" существовании — средний возраст человека реально увеличить до 140 лет, полноценно сохранив его активность и когнитивные способности. Скрупулезному доказательству того, что это не взбалмошные фантазии, а вполне себе медицинский факт, и посвящена книга. "Стоит нам научиться восстанавливать материю на атомном и молекулярном уровнях так, как мы начинаем делать это на биологическом, как станет возможной простая и недорогая наладка и обслуживание простых организмов, в том числе и людей. Если считать нанотехнологии видом искусственной биологии, весьма вероятно, что в ближайшие десятилетия мы научимся ремонтировать и сами атомы", — и так далее, только в зубодробительных научных подробностях.

Собственно, к определенному порогу вхождения нужно быть готовым: книга суммирует в научно-популярном формате множество научных исследований из самых разных областей, от медицины до экономики, на основе которых авторы и выстраивают свой прогноз. Не всякому читателю будет легко переварить такой объем информации, но никто ведь и не обещал, что застрять между последним поколением смертных людей и первым поколением бессмертных будет легко. Но не стоит пугаться раньше времени: книга, во-первых, далеко не сухой дайджест научных достижений, а скорее эмоциональный гуманистический памфлет: "<...> мы несем этическую ответственность за то, чтобы положить конец главной причине человеческих страданий. Впервые в истории мы можем это сделать. И мы должны это сделать. <...>Нельзя забывать, что ежедневно, изо дня в день, около 100 000 невинных людей во всем мире умирают от возрастных заболеваний. Одним из следующих можете оказаться вы или кто-то из ваших близких. Мы можем избежать этого. Мы должны избежать этого. И чем скорее, тем лучше. Но нам нужна ваша помощь, потому что борьба со смертью — дело каждого". Ну а во-вторых, все, что можно рассказать простыми словами, авторы ровно такими и рассказывают — почитайте хотя бы фрагмент о том, как люди относились к бессмертию в разные эпохи.

К слову, книга издается сразу в двух обложках, черной и белой — кому какая по душе.

Смерть должна умереть: Наука в борьбе за наше бессмертие. Хосе Луис Кордейро, Дэвид Вуд

Пер. с англ. Матвея Окунева — М.: Альпина Паблишер, 2021. — 376 с.

Величайшая мечта человечества

  • Смерть есть зло. Самими это установлено богами. Умирали бы и боги, если б благом смерть была.
  • Сапфо, ок. 600 г. до н.э.

  • Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
  • Лао-Цзы, ок. 550 г. до н.э.

  • Быть или не быть, вот в чем вопрос.
  • Уильям Шекспир, 1600 г.

Бессмертие было величайшей мечтой человечества с доисторических времен. В отличие от большинства других существ люди осознавали жизнь, а следовательно, и смерть. С тех самых пор, как в Африке появился Homo sapiens, наши предки изобрели всевозможные связанные с жизнью и смертью обряды и за тысячелетия миграции по планете придерживались не только их, но и множества других — вновь придуманных. Чествуя смерть, великие цивилизации древнего мира породили изощреннейшие ритуалы, которые зачастую становились важнейшей частью повседневной жизни. Давайте поразмыслим о детализированных и чрезвычайно продолжительных погребальных обрядах разных народов.

В поисках бессмертия

В своем бестселлере «Бессмертие: поиск вечной жизни и как он управляет цивилизацией» (Immortality: The Quest to Live Forever and How It Drives Civilization) Стивен Кейв, британский философ из Кембриджского университета, писал: «Увековечить себя стремится все живое, но люди стремятся увековечить себя навсегда. Эта потребность, это желание бессмертия лежит в основе множества человеческих достижений: оно источник религии, муза философии, архитектор наших городов и порыв к творчеству. Оно заложено в нашей природе, а его следствие известно нам как цивилизация».

Египетские похоронные обряды были продуманными до мелочей. В важнейших из них использовались огромные пирамиды и саркофаги, предназначенные исключительно для фараонов. Древнейшие «Тексты пирамид»  — набор заклинаний, песнопений и молитв, высеченных в проходах, притворах и погребальных камерах пирамид Древнего царства, — должны были помочь фараону в подземном мире, обеспечив тому возрождение и вечную жизнь. Эти древнейшие религиозные и космологические тексты, написанные иероглифами на стенах усыпальниц, применялись в похоронных церемониях с 2400 г. до н. э.

Столетия спустя египтяне составили «Книгу Мертвых» (современное название древнеегипетского погребального трактата, которым пользовались с начала Нового царства, примерно с 1150 по 50 гг. до н. э.). Сборник — он предназначался не только фараонам — состоял из серии магических заклинаний, призванных помочь умершим преодолеть суд Осириса (египетского бога смерти и возрождения) и содействовать им в путешествии по подземному царству в загробную жизнь. Хотя сегодня обеспечивающие бессмертие египетские обычаи и практики считаются мифологическими, их практиковали почти три тысячи лет, то есть они на многие века старше христианства или ислама .

В Месопотамии в виде глиняных клинописных табличек были обнаружены еще более древние тексты, созданные около 2500 г. до н. э. «Эпос о Гильгамеше», или поэма «О все видавшем», — шумерское стихотворное повествование о приключениях Гильгамеша, царя Урука, и древнейший известный человечеству эпос. Философский стержень поэмы — скорбь главного героя по Энкиду — тому, кто сначала был ему врагом, а затем стал добрым другом. Считается, что это первое литературное произведение, в котором был сделан акцент на человеческой смертности как на явлении, противоположном бессмертию богов. Также в поэму вошел вариант месопотамского мифа о потопе, позднее появившегося во многих других культурах и религиях.

Мысли о бессмертии, по всей видимости, владели умами и императоров Поднебесной. После завоевания последнего независимого царства в 221 г. до н. э. Цинь Шихуанди стал первым властителем централизованного китайского государства — на тот момент это было беспрецедентным явлением. Стремясь продемонстрировать, что он являлся не просто царем, Цинь Шихуанди придумал титул, выразивший его стремление объединить бескрайние просторы царств Поднебесной или, по сути, весь мир (древние китайцы, как и древние римляне, полагали, что их империя включала в себя всю Ойкумену).

Он перестал говорить о смерти, не стал составлять завещание, а с 212 г. до н. э. повелел называть себя «Вечным» (真人 («чжэньжэнь») принято переводить как истинный, или совершенный, человек; ср.: «архат»). Одержимый идеей бессмертия, он отправил экспедицию к восточным островам (возможно, Японии) на поиск эликсира молодости. Та не вернулась: якобы не нашла желанного средства и убоялась «Вечного» императора. Считается, что Цинь Шихуанди умер, выпив ртуть, которой, как он полагал, надлежало сделать его бессмертным. Он был погребен в огромном мавзолее со знаменитой терракотовой армией из более 8000 солдат и 520 лошадей. Курган с захоронением нашли в 1974 г. неподалеку от города Сиань, однако погребальную камеру императора пока еще не вскрыли.

Тема легендарного эликсира бессмертия, зелья, дарующего вечную жизнь, пронизывает самые разные культуры. Многие алхимики преследовали цель найти панацею — лекарство для исцеления всех болезней и бесконечного продления лет, отпущенных человеку. В результате таких поисков некоторые из исследователей (например, швейцарский лекарь и астролог Парацельс) добились значительных успехов в фармакологии. Волшебное зелье упоминается и в связи с мифическим философским камнем, который был способен обращать металлы в золото и, предположительно, создавать эликсир бессмертия.

Но не только древние египтяне или китайцы считали возможным существование такого средства. Подобные мысли возникали у людей практически всех культур, причем независимо друг от друга. Например, в ведийской цивилизации также верили в связь между вечной жизнью и золотом. Эта идея, вероятно, была заимствована у греков после того, как в 325 г. до н. э. Александр Македонский завоевал Индийский полуостров. Не менее вероятно и то, что из Индии такие представления могли попасть в Китай или наоборот. Но индуизм, главная религия страны, исповедовал совершенно иные убеждения относительно бессмертия, и эликсир жизни утратил свою популярность.

Источник молодости — символ долголетия и бессмертия — другое предание, которое тоже напоминает нам о стремлении к вечности. Согласно предположениям, юность даровалась любому, кто пил воду из легендарного фонтана или купался в нем. Впервые этот миф встречается в третьей книге «Истории» Геродота, которая датируется IV в. до н. э. Евангелие от Иоанна повествует об иерусалимской купели Вифезда, где Иисус совершил чудо исцеления расслабленного, по всей видимости, калеки. Восточные версии «Истории Александра Великого» описывают «живую воду», которую царь искал вместе со слугой. Образ последнего взят из ближневосточных сказаний о Хизре, также вошедших в Коран. Эти версии пользовались широкой популярностью в Испании мусульманского периода и, скорее всего, были известны мореплавателям, отправлявшимся в Америку.

В историях коренных народов Америки в связи с целебным родником упоминался мифический остров Бимини — богатая и процветающая земля где-то на севере (возможно, в районе Багамских островов). Согласно легенде, испанцы узнали о нем от араваков Эспаньолы (испанское название Гаити), Кубы и Пуэрто-Рико. В те времена о целительных водах Бимини говорили на всех Карибских островах. Испанский мореплаватель Хуан Понсе де Леон прослышал о фонтане молодости от коренного населения Пуэрто-Рико, когда завоевывал остров, и не удовлетворенный своим благосостоянием в 1513 г., предпринял экспедицию по поиску Бимини. Он обнаружил нынешний штат Флорида, но источника вечной юности так и не нашел.

В нынешних так называемых западных религиях, которые основаны на авраамическом монотеизме — иудаизме, христианстве, исламе и бахаизме (вере Бахаи), — путь к бессмертию лежит главным образом через воскрешение. И наоборот, согласно современным восточным верованиям, основанным на индийской ведической традиции — индуизму, буддизму и джайнизму, — вечности можно достичь через реинкарнацию. По западным традициям, чтобы умершие могли воскреснуть, их тела подлежат захоронению, в то время как в восточных религиях ради реинкарнации должны быть сожжены. Ни то, ни другое явление опытным путем не доказано и, очевидно, представляет собой часть древних донаучных мифических убеждений.

Тема бессмертия была подробно рассмотрена и Ювалем Харари, израильским историком из Еврейского университета в Иерусалиме, в двух его основных работах: «Sapiens. Краткая история человечества» и «Homo Deus. Краткая история будущего». Первая книга описывает историю человечества с начала эволюции Homo sapiens до политических революций XXI в. Фундаментальный элемент этих великих событий — религии и смерть.

Во второй работе Харари задается вопросом, каким будет мир в ближайшее время. Перед нами встанут новые задачи, и автор пытается разобраться, как нам справляться с ними с  помощью грандиозных достижений науки и  техники. Он исследует идеи, сладкие грезы и ночные кошмары, которым суждено сформировать XXI век: от победы над смертью до создания искусственного интеллекта (ИИ). Непосредственно на тему бессмертия Харари высказывается в разделе «Конец смерти»:

«Судя по всему, в XXI веке будет сделана серьезная заявка на бессмертие. Борьба со старостью и смертью получит эстафету от извечной битвы с голодом и болезнями. Борьба эта будет вестись во имя наивысшей ценности современной культуры — ценности человеческой жизни. О том, что во всей Вселенной нет ничего более священного, чем человеческая жизнь, нам напоминают постоянно. Это повторяют учителя в школах, политики в парламентах, адвокаты в судах, актеры на театральных подмостках. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН после Второй мировой войны (документ, наиболее близкий к тому, какой могла бы быть всемирная конституция), категорически утверждает, что “право на жизнь” есть главная из ценностей человечества. Поскольку смерть явно нарушает это право, значит, она — преступление против человечества, и мы должны объявить ей тотальную войну.

Ни религии, ни идеологии прошлого не считали жизнь священной. Они всегда обожествляли либо то, что ниже, либо то, что выше земной юдоли, и поэтому к смерти были сравнительно равнодушны. Некоторые даже симпатизировали Старухе с косой. Поскольку христианство, ислам и индуизм утверждали, что смысл нашего бренного существования в подготовке к загробной жизни, смерть воспринималась ими как важное событие и благо. Люди отходили в иной мир по воле Божьей, и момент их кончины был таинством, исполненным величайшего значения. К испускающему дух призывали священников, раввинов или шаманов, чтобы те взвешивали грехи и напутствовали в царство истины. Только представьте себе христианство, ислам и индуизм в мире, где нет смерти, — ведь там нет и рая с адом, и реинкарнации.

Современная наука и современная культура смотрят на жизнь и смерть совершенно иначе. Они не считают смерть метафизическим таинством и уж конечно не видят в смерти ключа к смыслу жизни. Для современного человека смерть — проблема техническая, которая может и должна быть решена».

От мифологии к науке

За последние десятилетия все науки, в том числе и естественные, достигли впечатляющего прогресса. Открытие строения ДНК в 1953 г. стало одним из триумфов биологии. И дальнейшие находки, такие как эмбриональные стволовые клетки и теломеры, только ускорили этот процесс. Первая трансплантация сердца была проведена в 1967 г., оспа изжита в 1980 г., а сейчас семимильными шагами продвигаются регенеративная медицина, генная инженерия (например, редактирование генома при помощи методов CRISPR/Cas9), терапевтическое клонирование и 3D-биопечать органов.

Благодаря широкому применению новых сенсоров, анализу крупных массивов информации, известных как большие данные (Big data), а также использованию ИИ для улучшения интерпретации, обработки и анализа медицинских результатов в ближайшем будущем мы будем наблюдать все больший и быстрый прогресс, причем не линейный, а экспоненциальный. Яркий пример — скорость, с которой был секвенирован человеческий геном.

Проект «Геном человека» был запущен в 1990 г., однако к 1997 г. стал известен всего лишь процент от всего генокода. По этой причине некоторые «эксперты» предположили, что на расшифровку остальных 99% уйдут столетия. К счастью, технологии развиваются в  геометрической прогрессии, и в 2003 г. все было закончено. Как пояснил американский футуролог Рэй Курцвейл, с  1997 г. процент изученного ежегодно увеличивался приблизительно вдвое. В  1998 г. были закончены 2% работы, в 1999 г. — 4%, в 2000 г. — 8%, в  2001 г. — 16%, в  2002 г. — 32%, в 2003 г. — 64%, а спустя еще несколько недель секвенирование полностью завершилось.

Естественные науки оцифровываются быстро, и в ближайшие годы в них ожидается экспоненциальный прирост достижений. Роль искусственного интеллекта продолжит расти, и положительная обратная связь послужит дальнейшему прогрессу во всех областях, включая биологию и медицину. В свою очередь, уже начаты и проводятся опыты по продлению жизни и омолаживанию разных видов живых существ, таких как дрожжи, черви, комары и мыши.

Ученые по всему свету — от США до Японии, от Китая до Индии через Россию и Германию — уже изучают процесс старения и его обратимость. Исследовательские группы появ-ляются и в Иберо-Америке (Латинская Америка вместе с бывшими метрополиями Испанией и Португалией) — от Испании до Колумбии, от Мексики до Аргентины через Португалию и Бразилию. Например, научный коллектив под управлением испанского биолога Марии Бласко, директора Национального центра раковых исследований в Мадриде, вырастил так называемых тройных трансгенных мышей, которые живут примерно на 40% дольше обычных. Хуан Карлос Исписуа, профессор Института биологических исследований Солка в Калифорнии, с помощью совершенно иных технологий тоже сумел омолодить грызунов на 40%. Опыты продолжаются, и весьма вероятно, что в будущем мы продолжим продлевать мышам жизнь...

Нучно-исследовательские коллективы лучших международных университетов: Кембриджа, Гарварда, Массачусетского технологического института, Оксфорда и Стэнфорда — объединяются ради соискания MPrize — премии, учрежденной американским Фондом Мафусаила. Награда уже вручалась ученым, сумевшим продлить жизнь мыши до эквивалента 180 человеческих лет, но главная цель — достичь аналога легендарного, почти тысячелетнего, ветхозаветного мафусаилова века.