Текст: Сергей Сызганцев
Сюжет романа «Общага-на-Крови» строится вокруг пятерых студентов – жителей общежития. Из-за самоубийства девушки друзья оказываются на нелегальном положении и находятся под угрозой выселения из общаги. Они идут на различные уловки, чтобы не оказаться на улице.
С одной стороны, персонажам романа можно посочувствовать. Смерть подруги на кого угодно подействует угнетающе, а они еще вынуждены жить в стенах мрачной и грязной общаги, которая заменила им и дом, и мечты о светлом будущем. С другой стороны – а нужно ли героям это сочувствие? На протяжении всего романа Иванов даёт понять, что они – обычные прожигатели жизни, циники, «диванные философы». Они не способны жить самостоятельно и стремятся любой ценой остаться в грязной во всех смыслах, но родной для них общаге. Так не лучше ли читателю перестать бродить по обшарпанным коридорам «Общаги...» Иванова, если среди всех местных химер и вурдалаков так и не удастся встретить светлую душу?
Но читатель упорно продолжает следовать за автором, заглядывая в тусклые комнаты «общаги-на-крови» и невзначай заставая её обитателей за разными непотребствами, бранными возгласами и алкогольными посиделками. И вот он замечает, что двое из жителей общежития – точно не от мира сего: главный герой Отличник и его возлюбленная Серафима. Но, увы, и их история любви имеет печальный конец.
Трагедия? Сатира на молодёжь 80-х? Или же философский роман с библейскими подтекстами и образами? Похоже - сборная солянка из всех этих жанров. «Общага-на-Крови» переполнена философскими монологами персонажей, но ни один из них не имеет ни своего веса, ни смысла. Одни замечают в образе Отличника Христа, а в описании начальной сцены самоубийства – распятие. Другие видят в Общаге метафору и антиутопию современной России... Может быть, это всё и правда есть в романе, а может, все эти находки и отсылки – лишь иллюзии, возникшие в искажённой реальности общаги.
Найдут ли себя на страницах книги современные молодые люди? Отчасти да. Ведь студенчество как период жизни никуда не делось, и, если вглядеться в лица вчерашних старшеклассников, можно заметить и того же критика своего поколения Отличника, и философа-ловеласа Игоря, и влюбчивых подружек Лёлю и Нелю, и несчастного пьяницу Ваньку. Но именно тех персонажей, прописанных Ивановым, уже не найдёшь. Ровесники Иванова, перечитывая «Общагу….», вероятно, на миг вернутся в свою молодость. Или, во всяком случае, вспомнят некоторые мгновения ее – может быть, те, которые они сами не решились бы вспоминать. А сегодняшние молодые люди, прочитав роман, будут недоумевать: неужели юность их родителей была настолько мрачна, горька и беспросветна? Неужели не было никакой надежды?
Так зачем нужен такой роман, после которого и жить-то не хочется? На какого персонажа ни посмотришь – увидишь пьяную физиономию с синяками под глазами и впалыми щеками. А потом оглянешься и поймёшь, что вокруг такие же неудачники. Молодёжь, прожигающая жизнь под гнилой крышей общаги, где по ночам квасят, режут вены и в то же время мечтают о лучшей жизни. Только вот общага никогда их не отпустит. Персонажи и рады бы, наверное, выйти из этой общаги, да не могут. Общага уже в самих них. На то она и Общага-на-Крови.