САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Правдивые сказки

Четыре ориентированные на дошколят и младших школьников книги, ненавязчиво обучающие основам истории, зоологии, дорожного движения, а главное – гуманизму

Четыре ориентированные на дошколят и младших школьников книги / godliteratury.ru
Четыре ориентированные на дошколят и младших школьников книги / godliteratury.ru

Текст: Михаил Визель

Ольга Лукас. «Приключения светофорных человечков»

  • Рис. Светланы Емельяновой
  • М.: АСТ, Малыш, 2022. – 46 с.

Ольга Лукас. «Медвежонок Марфа»

  • Рис. Дианы Лапшиной
  • М.: АСТ, Малыш, 2022. – 59 с.

Петербургский писатель и литературтрегер Ольга Лукас памятна многим в первую очередь остроумной книгой «Поребрик из бордюрного камня», юмористически обыгрывающей «непроходимую культурную пропасть» между жителями двух российских столиц. Повзрослев и перейдя естественным образом к детской литературе, Ольга не утратила остроумия и своеобычности. В «Приключениях светофорных человечков» она «оживляет» человеческие фигурки на дорожных знаках и на фарах светофоров, представляет, как они ходят друг к другу в гости, пьют чай в пересменку («зеленый» - пока «красный» на работе, потом наоборот) и т.д. Какой ребенок не включится охотно в эту игру! И заодно лучше запомнит правила дорожного движения.

И если «Приключения светофорных человечков» — это своего рода ремейк «гарантийных человечков» Эдуарда Успенского, то «Медвежонок Марфа» – это современное политкорректное прочтение «Дюймовочки». Одинокая библиотекарша заводит себе дочку из цветка – только она оказывается не крохотной девочкой, а прехорошеньким смышлёным медвежонком. Который умеет говорить и вообще ничем, кроме шкуры, не отличается от обычного здорового ребенка. Но медвежьей внешности оказывается достаточно, чтобы мама Аня и дочка Марфа встретили стойкое непонимание окружающих. Которое они так же стойко преодолевают. Ведь они обе знают: «Мы у нас самые лучшие!» а Марфа – «самый прекрасный медвежонок из всех самых прекрасных медвежат на свете!».

Ольга Журавлева, Елена Елисеева «Пух, Пират и Горошек. Происшествие в зоопарке»

  • Рис. Полины Рыбкиной и Марии Безкоровайной
  • М.: DinoBooks, 2021. – 160 c.

Тон этой довольно большой городской сказке совсем нового издательства задает первая же страница, вступление «от авторов»:

Вот не повезло! Рыцари и принцессы, феи и волшебники, супергерои и суперзлодеи разбежались по мультфильмам и комиксам. А что же остаётся доброй детской книжке? Такой, которую взрослые читают своим детям и внукам, а те слушают затаив дыхание.

Что ж, нам досталась эта смешная троица. Ни-и-и-чем не примечательная. Хотя, может, и в ней есть что-то необычное или даже чудесное? Давайте узнаем.

Эта самоирония компенсирует в сказке о приключениях трех котят в зоопарке избыток хвостиков, лапок и пузиков. А главное – умилительные истории про пушистиков, их хозяина – одинокого бухгалтера Ивана Ивановича Рыбкина и фантазёрки девочки Кати, которые перевоспитывают заносчивого директора Филимона Кактусова и ловят грабителей, сопровождаются вполне лаконичными и познавательными энциклопедическими вставками про реальных обитателей зоопарка, от жирафа и зебр до менее очевидного медведя барибала.

Женя Григорьева. «Я всё сам! Петя Первый»

  • Рис. Дарьи Красновой
  • СПб.: Питер, 2022. — 28 с.

Вполне предсказуемая книга, тем более от издательства с таким названием: небольшая поэма о детстве основателя Петербурга, чье 350-летие мы отмечаем в этом году. Поэма написана незатейливыми, но вполне внятными четверостишьями и отрисована в добротной реалистической манере, без гиперболизации и компьютерных излишеств. А главное, авторам, не вдаваясь в подробности, действительно удается ухватить – в чем заключалась уникальность шестого сына царя Алексея, почему он вошел в русскую историографию как «Петр Великий».

  • С детства Петенька всё САМ:
  • Надевает САМ кафтан
  • И качает головой:
  • «Нянек, дядек — всех долой!»

В этой небольшой стихотворной книге нет такого досконального погружения в эпоху, как в недавней превосходной книжке Михаила Логинова «1724. Почти детективная история…», или таких поэтических достоинств, как в поэме Максима Амелина «Весёлая наука» о Петре и Брюсе, – но задачу самого первого знакомства дошкольника с создателем Российской империи она прекрасно решает.