САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Легально о нелегальном

Гости ММКЯ встретились с героем бестселлера Николая Долгополова – разведчиком Владимиром Горовым

Фото: Максим Васюнов, Олеся Курпяева
Фото: Максим Васюнов, Олеся Курпяева

Текст: Максим Васюнов

Одна из самых длинных очередей Московской книжной ярмарки выстроилась за автографом разведчика Владимира Ильича Горового. Ни в обиду многим другим участникам форума, но это был тот случай, когда реальный герой интереснее вымышленных. Про Горового можно сказать, что он человек-легенда. Правда, рассекретили легенду лишь пару лет назад. Но чем он занимался – материал не для широкой общественности. Единственный человек, которому удалось написать о Горовом все, что можно было написать, это заместитель главного редактора «Российской газеты» Николай Долгополов. История эта вошла в его книгу, созданную в соавторстве с художником Никасом Сафроновым «Легально о нелегальном». На презентации бестселлера читатели и увидели вживую настоящего разведчика.

Горовой не единственный герой книги, всего под обложкой собраны истории 33 сотрудников органов внешней разведки, в них, как выразился автор, «взлеты, самые большие удачи, фантастические приключения, выполненные важные задачи». Но из 33 сам за себя сегодня может рассказать только Горовой. В свои почти 90 лет он в прекрасной форме. Его выучка, его умение владеть аудиторией, его стиль общения – все отличается от привычных образов литературного мира. И, конечно, в глаза бросается скромность.

«Что говорить о себе? Я разведчик. Тридцать третий герой замечательной книги», - вот его слова. Но все же с тех пор как его рассекретили, а это случилось лишь два года назад, он успел понять, что интересно аудитории. И поэтому рассказал о тяжелом детстве – чуть не умер от голода, спасли лишь деревенские родственники, о том, как переживал налеты вначале Великой Отечественной войны, как таскал на крыши мешки с песком, потом учеба в Инязе, служба военным переводчиком и приглашение поработать на Родину в органах внешней разведки. Все что дальше – под тем самым секретным грифом. Известно лишь, что Горовой – первый Герой Советского Союза из послевоенной внешней разведки, звание присвоено в 1973 году, а вот за что именно награда – снова тайна.

На презентации книги, одним из героев которой он стал, Горовой лишь намекнул: «Все знают случай, когда наш разведчик Александр Феклисов уберег мир от ядерной катастрофы. В моем случае произошла такая же вещь. Ситуация была сродни Карибскому кризису».

Больше об операции ни слова. Вся его работа – а это и в США, и в других «командировках» – лишь через много лет, и то не факт, станет материалом для писателей и сценаристов. Впрочем, Долгополову удалось своим очерком убедить потомков, что эту историю забывать нельзя. Не забудем.

Как и не должны исчезнуть из нашего внимания остальные 33 героя книги «Легально о нелегальном». Рудольф Абель, Павел Судоплатов, Моррис Коэн, Александр Феклисов, Алексей Козлов. За каждым подвиги разума и духа.

«Книжка началась с того, что я попал на выставку работ Никаса Сафронова, это были портреты героев органов внешней разведки. Портреты эти невероятны по своему мастерству, они показывают людей изнутри. И я решил написать про каждого из них главку», – рассказал на презентации книги Николай Долгополов.

«Я посмотрел фильм о руководителе внешней разведки СССР Павле Фитине – и сразу понял, что надо создать его портрет, вышел на СВР, и в итоге наше сотрудничество закончилось тем, что я написал 33 портрета выдающихся людей, благодаря которым мы можем собираться и говорить о литературе, – сказал Никас Сафронов, – вся наша книга – это презентация настоящих героев».

- Владимир Ильич, очередь за вашим автографом уже больше часа не заканчивается, вам это приносит какое-то удовлетворение, такое внимание?! – спросили героя книги читатели.

- Главное, чтоб мы никому не помешали, – ответил скромный разведчик. Еще наблюдение – в своих автографах Горовой ко всем обращался на вы и исключительно по фамилии и имени. «А фамилия зачем?» – спрашивали люди. «А как вы потом докажете, что я подписал именно вам?»