Текст: Ольга Лапенкова
В прошлом месяце мы поговорили о композиции художественных произведений (всех, кроме стихотворений). Мы поняли, что, прежде чем автор начнёт «вести» нас по сюжету, он знакомит нас с обстановкой и главными действующими лицами, которые в ней оказались. Эта скучноватая, но обязательная часть называется экспозицией. А вот за экспозицией следует завязка — эпизод, после которого читатель впервые говорит себе: «С чего всё началось, понятно. Но чем же всё закончится?»
Но теперь остановимся и зададим себе вопрос: почему, читая одну книгу, мы глотаем страницу за страницей — а другое произведение оказывается для нас совершенно неинтересным?
Во многом это зависит от того, насколько нас затрагивает тот конфликт, который разворачивается на страницах книги.
Завязка показывает нам, какие персонажи будут спорить друг с другом и почему. И от того, насколько нам интересна суть конфликта, напрямую зависит, «проглотим» мы книгу за один вечер или заснём над ней.
Так, конфликты между возлюбленными либо друзьями, между родителями и детьми, между преподавателями и учениками интересны школьнику почти всегда, и понятно почему: юный читатель и сам нередко участвует в таких конфликтах, ему хочется узнать, как с ними справляются герои классических произведений. Иногда нам «везёт» настолько, что герои оказываются невероятно похожи на нас. Но, в принципе, совершенно необязательно, чтобы персонаж был того же пола и возраста, что и читатель, так же выглядел и одевался. Главное в герое — желание наконец-то решить ту проблему, которая не даёт ему спать по ночам.
В качестве примера возьмём драму А. Н. Островского «Гроза». Её главная героиня, Катерина, — девушка родом из XIX века, выданная замуж за человека, которого она видела пару раз в жизни. Переехав в дом супруга Тихона, она обнаруживает, что там правит бал его властная и жестокая мама. Тихон во всём подчиняется родительнице, а ещё довольно быстро теряет интерес к молодой жене. Катерина какое-то время убеждает себя, что её любовь к Тихону выдержит все испытания, но потом встречает другого…
Казалось бы, чем это произведение может быть интересно школьникам? 16-летние читатели и читательницы, за редчайшим исключением, не играют свадеб и не переезжают из родительского дома к мужу/жене.
Но представим, что книга попала в руки к десятикласснице Даше, которая недавно познакомилась с Гошей. Они каждый вечер гуляют по парку, держась за руки и обсуждая, как у них всё будет хорошо, когда они вырастут и поженятся. Но есть проблема: Гошиной маме этот союз категорически не нравится. Она считает, что Даша какая-то не такая: слишком вызывающе одевается, слишком плохо учится. Гоша не решается поговорить с мамой начистоту и делает вид, что ничего не происходит, а Даша уже сомневается, стоит ли продолжать общение… Разве не в такую же ситуацию попала и Катерина — правда, со многими «отягчающими» обстоятельствами?
Конечно, бывает и такое, что юному читателю совершенно незнакомы те переживания, которые испытывает герой. Но если школьник понимает, что рано или поздно они станут для него актуальны и важны, он с удовольствием прочитает ту же «Грозу». Например, другая десятиклассница (назовём её Люба) пока ни с кем не встречается, а только мечтает. И, конечно, ей хочется, чтобы всё было красиво и на всю жизнь. Но тут Люба задумывается: а как распознать того, кто сделает её счастливой? По каким признакам можно понять, что перед ней — достойный человек, как он должен себя вести? И вот, читая «Грозу», Люба понимает: точно не так, как Тихон и Борис.
В отличие от столкновений между родными людьми, социальные и военные конфликты школьникам часто оказываются не близки.
Поэтому девятиклассников трудно заставить прочитать «Слово о полку Игореве», а ребят постарше — «Войну и мир» или «Тихий Дон» (хотя во всех трёх произведениях есть и братство, и романтика, и противостояние отцов и детей).
Чтобы заинтересовать школьников этими книгами, педагогу приходится прыгать выше головы. Зато, если это получается, ребята понимают, что социальная и политическая обстановка в их стране — это вещи, напрямую затрагивающие каждого. И человек, который занят только решением личных проблем, на самом-то деле сильно рискует. Потому что трудно и даже опасно жить в мире, которого ты не понимаешь.
Типы конфликтов
В прошлом месяце мы говорили, что литературоведение — штука сложная: в отличие от точных наук, в гуманитарных случается так, что единственно правильного ответа на тот или иной вопрос не существует. Например, мы не всегда можем точно определить количество сюжетных линий в романе. Так и с конфликтами: их можно выделить огромное количество! В психологии даже существует отдельная наука о том, как люди спорят друг с другом, — конфликтология. Но мы, как всегда, сосредоточимся на основных типах:
- •конфликт между двумя героями (межличностный конфликт);
- •конфликт между героем и группой (либо — конфликт между двумя группами);
- •конфликт между героем и целым обществом;
- •конфликт между героем и высшими силами;
- •внутриличностный конфликт.
Внутриличностному конфликту, при котором герой спорит сам с собой, будет посвящена следующая статья. Разберём остальные типы конфликтов.
Межличностный конфликт
Такой конфликт возникает, когда встречаются два человека, каждый из которых добивается собственной цели.
Если эти цели существуют независимо друг от друга, никакого конфликта не возникает. Например, двое внуков, Ксюша и Коля, приходят к бабушке и садятся обедать. Первый хочет варенье из земляники, второй — из смородины. У бабушки в достатке и того и другого, каждый ребёнок получает угощение по своему вкусу, и спорить тут не о чем. Но если оба внука мечтают о земляничном варенье, а его осталось совсем немного, возникает непримиримое противоречие. Кому достанется последняя ложка?
Казалось бы, конфликт настолько простой, что и размышлять о нём не стоит. Но в борьбе за последнюю ложку варенья «всплывает» столько обстоятельств, что, оказывается, рассудить ребят по справедливости невозможно.
С одной стороны, Ксюша — старшая сестра, поэтому она должна уступить маленькому братишке.
С другой стороны, Коля ужасно себя ведёт, кричит на бабушку и колотит ложкой по столу, а Ксюша просит вежливо и спокойно.
С третьей стороны, Коля недавно болел гриппом, и ему варенье нужнее и полезнее, чем сестре.
С четвёртой стороны, Ксюша давно не ела варенья, потому что папа с мамой его не готовят, — а Коля часто ходит в гости к другу, и там его чем только не угощают…
Похожая, хотя и более серьёзная, ситуация складывается в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Кому, по справедливости, должно достаться поместье: потомственной дворянке Раневской — или предприимчивому торговцу Лопахину? С одной стороны, Раневская — законная владелица вишнёвого сада, который достался ей по наследству. Но, с другой стороны, эта добрая и милая женщина — ещё и ужасно бесхозяйственная, и в её руках поместье так и так пришло бы в запустение. Зато Лопахин точно знает, что делать, чтобы земля приносила пользу людям: нужно «разбить» её на участки поменьше и построить дачи, которые можно сдавать в аренду. Но, с третьей стороны, вишнёвый сад для этого придётся вырубить, и значит, Лопахина беспокоит только личная выгода, а не красота природы… И так далее.
Конфликт между героем и группой/двумя группами
То же самое, что и межличностный конфликт, — только в «делёжке» какой-нибудь цели участвуют три человека или больше.
Здесь стоит сказать, что конфликтующие стороны не обязательно сражаются за что-то материальное. Далеко не всегда герои хотят найти одно сокровище, или получить одну должность, или добиться сердца одной красавицы. Часто речь о чём-то, что нельзя увидеть, услышать и потрогать: например, об уважении.
Вспомним роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой этого произведения — Евгений Базаров — борется за право устанавливать свои порядки. Базаров называет себя нигилистом и утверждает, что у просвещённого человека не должно быть ценностей и идеалов: он должен во всём сомневаться, а доверять может только науке, и то не полностью. Эта философия очень нравится новому приятелю Базарова — Аркадию, который приглашает его погостить к себе в поместье, к отцу и дяде. Там «дети», то есть Базаров и Аркадий, вступают в конфликт с «отцами» — Николаем Петровичем и Павлом Петровичем, которые отстаивают традиционные ценности.
Конфликт между героем и обществом
Этот конфликт — пожалуй, самый близкий современному читателю, но одновременно и самый напряжённый. Каково быть человеком, против которого восстало, без преувеличения, целое общество? Конечно, под «обществом» мы понимаем не всех оставшихся жителей планеты Земля, а людей, окружающих главного героя в привычной для него обстановке. Но менее душераздирающей ситуация от этого не становится.
Яркий пример конфликта между героем и социумом — пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума»: это противостояние молодого человека Александра Чацкого, вернувшегося из-за границы и перенявшего идеалы свободы, равенства и братства, и московского светского общества 1820-х годов. Чацкому больно и страшно видеть, как люди, которые когда-то были ему близки, получают должности «по знакомству», измываются над крепостными крестьянами, убивают время за пустыми развлечениями и разговорами. И, конечно, он решает доказать, что так жить нельзя… Но, как обычно, каждое действие рождает противодействие.
Конфликт между героем и высшими силами
Не самый популярный конфликт, который обычно встречается в произведениях эпохи романтизма (в России это начало XIX века). Тогдашние авторы любили придумывать героев, которые бросают вызов самой Судьбе. Здесь можно вспомнить о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой, в детстве попавший в плен, мечтает вернуться на родину — но не знает, как туда добраться. Жестокая Судьба, в свою очередь, «намекает» бунтовщику, что против воли небес не пойдёшь.