Текст: Андрей Мягков
Книжная зима близко по сложившейся уже традиции открывается ярмаркой non/fiction: в начале декабря в Гостином Дворе вновь можно будет пополнить библиотеку последними новинками. Рассказываем, какие книги непременно стоит унести с собой — ну или заказать в интернете, чем не вариант.
1. Сабин Мельхиор-Бонне. «Оборотная сторона любви»
Пер. с фр. Ольги Панайотти — М.: НЛО, 2023. — 440 с.
Любви все возрасты покорны — то же, увы, относится и к расставаниям. А ведь в тандеме эти две стадии человеческих отношений могут немало рассказать о том, как менялось наше восприятие любви, счастья, свободы и самих себя.
Сабин Мельхиор-Бонне — французский историк, специалист по истории эмоций — перелопатила тьму документов начиная с XII века и каких только героев для своей книги не отыскала: Наполеон и Жозефина, Пушкин и Гончарова, принц Чарльз и принцесса Диана... Их дневники и письма создают внушительную панораму человеческих представлений о любви и моменте, когда ей пора кончаться. Интимное и социальное переплетены куда теснее, чем принято думать — и книга Мельхиор-Бонне дает очередной повод в этом убедиться.
2. Стивен Пинкер. «Рациональность»
Пер. с англ. Галины Бородиной — М.: Альпина нон-фикшн, 2023. — 386 с.
Главный оптимист всея научного сообщества и популяризатор науки Стивен Пинкер продолжает настаивать, что люди не так безнадежны, как о них принято думать. В это особенно сложно поверить из 2022 года — но доказательная база у Пинкера настолько внушительная, что придется в очередной раз обнадежиться.
Это уже четвертая книга ученого, стараниями «Альпины» издающаяся в России: в предыдущих он убедительно рассказывал о том, что мы живем в самую счастливую и мирную (грустный смайлик) эпоху за всю историю человечества, что насилие — отнюдь не краеугольный камень человеческой цивилизации, и прочие духоподъемности. В новой книге Стивен поет осанну главному инструменту, благодаря которому человечество выбралось из пещер и все еще имеет некоторые шансы туда не вернуться — имя этого инструмента написано на обложке. Представление о человеке как о нерациональном животном, находящемся в плену своих инстинктов, сильно преувеличено, утверждает Пинкер — просто мало кто из людей умеет пользоваться всем нам присущей рациональностью. Вот и получается, что мы раз за разом становимся жертвами трайбализма (форма групповой обособленности, признаки которой: замкнутость, чувство собственной исключительности и враждебность по отношению к чужакам), авторитаризма и магического мышления. А всего-то стоит заменить магическое мышление на критическое да научиться видеть причинно-следственные связи, а не выдумывать их — и мир станет еще краше, чем на графиках Пинкера.
Что еще?
- «Статус. Почему мы объединяемся, конкурируем и уничтожаем друг друга» Уилла Сторра (Individuum, 2023)
3. Аманда Монтелл. «Сила культа. Что делает человека фанатиком и как этого избежать»
Пер. с англ. М. Тебенкина — М.: БОМБОРА, 2023. — 352 с.
Что такое культы, откуда они берутся и почему люди так радостно бросаются в их омут? На эти вопросы прямо на наших глазах отвечает американский лингвист Аманда Монтелл. Собственно, в профессии Монтелл и кроется главная изюминка «Силы культа». Это не столько учебник по критическому мышлению, сколько гайд по языковой самозащите: Аманда научит вас на уровне языка распознавать попытки подменить одно понятие другим и прочие манипуляции. После этого, есть надежда, вы уже не попадетесь на чужие удочки, будь то снасти лидера деструктивной секты, лицемерного политика или просто ушлого маркетолога. Словом, если захотите посмотреть Ютуб или, чем черт ни шутит, телевизор — держите под рукой; сегодня это как никогда полезно.
Что еще?
- «Неразумная обезьяна. Почему мы верим в дезинформацию, теории заговора и пропаганду» Дэвида Роберта Граймса (Corpus, 2023)
- «Не вчера родился. Наука о том, кому мы доверяем и во что верим» Уго Мерсье (Альпина Нон-фикшн, 2023)
4. Гэри Нанн. «Битвы с экстрасенсами. Как устроен мир ясновидящих, тарологов и медиумов»
Пер. с английского Е. Воробьевой — М.: Individuum, 2023. — 288 с.
Австралийский журналист Гэри Нанн заинтересовался мистикой по личным причинам: его раздавленная горем сестра стала ходить к ясновидящим в поисках утешения. А так как Гэри настоящий журналист, то вскоре он разузнал, что это самый настоящий бизнес: служителей всякой мистики даже биржи на работу устраивают. Получилось объемное расследование с погружением, которое не стесняется лезть в антропологические дебри и задаваться вопросами в духе «Почему люди тратят время и деньги на услуги экстрасенсов и прочих антинаучных личностей? И если эти шарлатаны кому-то действительно помогают, то что в этом плохого?».
5. Михаил Визель. «Создатель»
М.: Редакция Елены Шубиной, АСТ, 2023. — 478 с.
«Жизнь и приключения Антона Носика, отца Рунета, трикстера, блогера и первопроходца, с описанием трёх эпох Интернета в России» — обширный подзаголовок отлично передает и содержание, и дух этого текста. Содержание, собственно, перед вами — не просто биография человека, который сформировал облик современного русскоязычного интернета вообще и медиа в частности, но также история России 1990–2000-х, богатой на события и фактуру; не только виртуальную. А что касается духа — так «Создатель», сшитый из интервью, статей и прочих лоскутков эпохи, несмотря на все свое многоголосие и обилие точек зрения, то и дело напоминает какой-то плутовской роман — наверное, только такую книгу о Носике и можно было написать.
6. Витольд Шабловский. «Как накормить диктатора»
Пер. с польск. Мадины Алексеевой — М.: Corpus, 2022. — 272 с.
Повара сильных мира сего — люди обычно нерядовые. «У большинства из них невероятная судьба», — пишет Шабловский, но это мы теперь и без него знаем. А еще повара многое могут рассказать о том, для кого готовят — и тут уже заявка не на гастрономическое даже, а на антропологическое исследование. Особенно если готовить приходилось кровавому диктатору. Пол Пот ведь тоже что-то ел, когда почти два миллиона кхмеров умирали от голода — одними человеческими жизнями сыт не будешь.
Вот Шабловский и поехал расспрашивать тех, кто в самые страшные моменты истории стоял у плиты. Получилась, как он сам об этом пишет, «история ХХ века, подсмотренная через кухонную дверь». Вдобавок, монтируя крупный план разделочной доски с общим, историческим, журналист нащупывает ответ на вопрос «Откуда вообще берутся диктаторы?» — и вопрос этот, к сожалению, отнюдь не праздный.
7. Рамиз Алиев. «Что случилось с климатом»
М.: Paulsen, 2022. — 336 с.
Еще одна животрепещущая тема — изменение климата. На фоне перспективы ядерной зимы (к слову, у многих ученых эта концепция вызывает скепсис, хотя проверять ее на практике все равно не стоит) глобальное потепление поневоле отошло на десятый план. Но угрозы катаклизмов, которыми оно грозит человечеству — так родители грозят пальцем нерадивому отпрыску, — никуда не делись. В начале ноября Всемирная метеорологическая организация опубликовала очередной доклад, из которого следует, что все плохо. И это не какое-то абстрактное «плохо»: смещение магнитного полюса Земли, остановка течений, торнадо, цунами, убийственная жара — все это уже происходит и уже летально.
Книга ученого и популяризатора науки Рамиза Алиева — отличный шанс объяснить себе, почему все это не пустой алармизм. Автору, кажется, удался универсальный научпоп: климатические неофиты сумеют погрузиться в тему и увлечься примерами из истории, а для тех, кто уже понимает, что к чему, Алиев заготовил цифры, графики и подробный анализ некоторых теорий.
Что еще?
- «Время перемен. Как люди перестраивают жизнь на Земле» Хелен Пилчер (Портал, 2023)
8. Фрэнсис и Джозеф Гис. «Жизнь в средневековом замке»
Пер. с англ. Владимира Петрова — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022. — 352 с.
Книга, к которой регулярно обращался Джордж Мартин, ваяя мир «Игры престолов» — кому-то такой рекомендации будет достаточно. Ну а для тех, кто к драконам равнодушен, добавим, что это попросту отличный повод взглянуть на Средневековье без романтических очков. Исследуя историю замка под Чепстоу на границе Англии и Уэльса, медиевисты Джозеф и Фрэнсис Гис выписывают портрет повседневной жизни тех времен. Что носили лорды и простолюдины, что они ели и чем занимались на досуге, как вели себя в постели, как относились к чести и как становились рыцарями — дотошно собирая детальки, авторы наглядно демонстрируют, каково оно было — сидеть в кольчуге за крепостными стенами.
9. Герлинде Пауэр-Штудер, Дж. Дэвид Веллеман. «Конрад Морген. Совесть нацистского судьи»
Пер. с англ. Юрия Чижова — М: Альпина нон-фикшн, 2023. — 264 с.
А вот вам крайне неожиданная история — о том, как представитель судебной системы СС Конрад Морген боролся с... судебной системой СС. Морген не был святым и имел довольно странные представления о морали, но и военным преступником он тоже не стал. Расследуя коррупционные преступления в концлагерях, Конрад в какой-то момент начал преследовать многих исполнителей «окончательного решения еврейского вопроса»: он выдвинул обвинения в убийстве против коменданта Бухенвальда и шефа гестапо Освенцима, и даже требовал арестовать самого Эйхмана.
Позднее Морген говорил, что судебное преследование за обычные убийства стало его средством противодействия происходящему. Ведь остановить весь этот ужас он не мог — выдвинуть обвинения в истреблении миллионов людей в газовых камерах значило обвинить Гитлера. Словом, перед нами поучительная книга о связи тоталитаризма, коррупции и геноцида — а также о том, как отдельным людям порой удается противостоять творящемуся вокруг них аду. Даже когда кажется, что никаких возможностей противостоять ему нет.
Что еще?
- «Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии» Карла Ясперса (с предисловием Николая Эппле) / (Альпина нон-фикшн, 2023)
- «Места памяти, места скорби: Первая мировая война в культурной истории Европы» Джея Уинтера (Издательство Европейского университета, 2022)
10. «Литературная матрица. Россия глазами иностранцев»
Автор предисловия и составитель Дамир Соловьев — СПб.: Лимбус-Пресс, 2022. — 432 с.
Иностранцы родом из VI–XVIII веков рассказывают о России и русских — такой вот дайджест из путевых заметок, мемуаров, писем и дневников сообразил ученый Пушкинского музея Дамир Соловьев. Составитель как на духу признается, что позитивные свидетельства, несмотря на все его усилия, «оказались в подавляющем меньшинстве». Но это совсем не повод в очередной раз обвинять весь мир в русофобии — почитайте сперва у Пинкера про трайбализм. Да, какие-то вещи здесь довольно неприятные, какие-то стоит делить на два, а то и на три — но собранные в хронологической последовательности, эти свидетельства позволяют взглянуть на себя со стороны. И подметить, в чем менялись суждения иностранцев о русском человеке, а в чем они удивительно неизменны. Как минимум любопытные выходят подмечания.