САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Родина зороастризма, волшебный колодец и отверженная земля

Фрагмент книги «Мой Узбекистан» Дарьи Сиротиной

Фрагмент книги Дарьи Сиротиной 'Мой Узбекистан' / azbooka.ru
Фрагмент книги Дарьи Сиротиной 'Мой Узбекистан' / azbooka.ru

Текст: ГодЛитературы.РФ

Книга-гид, которая поможет спланировать путешествие. Красочный альбом с историческими отсылками, путеводитель по Узбекистану, актуальная информация, рассказывающая о том, каков Узбекистан сейчас. Внутри 27 рецептов региональной узбекской кухни, очерк узбекского виноделия, 90 ремесленных мастерских и больше 200 красочных авторских фотографий.

Фрагмент книги публикуется с разрешения издательства.

«Мой Узбекистан». Дарья Сиротина

  • Издательство: Азбука-Аттикус

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Родина зороастризма, волшебный колодец и отверженная земля

Амударья, протекающая через Хорезм, — одна из самых илистых и мутных рек в мире, ее воды всегда несли с собой много глины, ставшей здесь основным строительным материалом. Глина, если набрасывать ее слой за слоем с лопаты с усилием, становится невероятно прочной: сформированные таким образом крепостные стены, окруженные рвом и спроектированные так, чтобы на них невозможно было подняться, делали хорезмийские города сложной, но желанной добычей.

По территории древнего Хорезма разбросаны руины хорошо укрепленных древних крепостей, связанных в сеть. Одни из самых известных среди них — Топрак-Кала и Аяз-Кала, причем считается, что Топрак-Кала в эпоху Античности была столицей Хорезмийского государства, заброшенной в конце V века. Наличие хорошо укрепленных городищ с мощными крепостными стенами, дворцами, богато украшенными росписями, тщательно спланированного городского устройства, развитой ирригационной системы доказывает величие и могущество древнего Хорезма. Обнаружению этих крепостей и раскрытию деталей истории древнего государства была посвящена, по сути, жизнь академика Сергея Толстова и самая большая археологическая экспедиция в истории СССР. Экспедиция приступила к работе в 1937 году и за время раскопок открыла и исследовала огромное число археологических памятников, охватывающих период от каменного века до позднего Средневековья. Практически все, что мы знаем об истории и культуре древнего Хорезма, мы знаем благодаря академику Толстову.

Временем становления хорезмийской цивилизации он считал VII–V века до н. э. и связывал образование и укрепление государственности на этой территории с распространением ирригационного земледелия. Памятники древнего Хорезма были спроектированы и реализованы выдающимися учеными своего времени! Толстов также полагал, что место зарождения зороастризма — не Иран, не окрестности Термеза, а именно низовье Амударьи. Гяур-Кала в Ходжелийском районе, близ Нукуса, второй крупнейший город древнего Хорезма, сейчас является частью масштабного комплекса древних и средневековых памятников, который принято называть Миздакхан. Именно Гяур-Кала долгое время оставалась центром зороастризма на уже занятой приверженцами ислама хорезмийской земле.

Слева: некрополь Миздакхан, мавзолей Мазлумхан Сулу, Нукус. Справа: соленая почва Каракалпакии

Древний Хорезм на протяжении веков аккумулировал лучшие черты персидской, греко-македонской, сарматской культуры, создав свой, ни на что не похожий ландшафт. Государство Хорезмшахов, просуществовавшее до нашествия Чингисхана, распространялось не только на территории современного Узбекистана и Туркмении, но и включало в себя иранские Исфахан, Балх и Нишапур. Во второй половине XIV века Хорезм стал частью империи Тимура. Великий полководец и строитель был покорен талантами и умениями хорезмийских зодчих: есть подтвержденные сведения о том, что именно хорезмийцы строили мавзолей Чашма-Аюб в Бухаре и работали над самой масштабной тимуровской стройкой, дворцом Ак-Сарай в Шахрисабзе.

1511 год считается годом основания Хивинского ханства, как в русской историографии принято называть Хорезмийское государство этого периода. Отступившая от старой столицы, Гурганджа (Кёнеургенча в современной Туркмении), река заставила искать для главного города новое место. Выбор пал на Хиву.

Хива основана была, по преданию, вокруг колодца, источника воды. «Хей вах!», мол, вкусна и хороша вода — так, по преданию, восклицали купцы, с караванами следовавшие по Великому шелковому пути и отведавшие вкусной, хоть и подсоленной хивинской воды.

Колодец, который называется Хейвак, по-прежнему находится в центре старого города. Другая легенда связывает колодец с Симом, сыном библейского Ноя. Сказать точно, сколько лет городу, сложно, — считается, что больше двух с половиной тысяч.

Превращаться в тот город, который мы видим сейчас, Хива начала во второй половине XVIII века. В это время принимает современный вид Джума-мечеть с более чем 200 резными колоннами, самые старые из которых, предположительно, взяты из Кята, средневековой столицы Хорезма. Начинается период подъема, эпоха, когда было сооружено большинство памятников, которые сейчас определяют облик города. И мавзолей вокруг могилы Саида Алауддина, почитаемого суфийского шейха, и внушительное здание с куполом луковкой вокруг могилы Пахлавана Махмуда, святого покровителя города, и фантастических размеров полностью облицованный керамической плиткой минарет Кальта-Минар, и ханский дворец Таш-Ховли — это памятники XIX века, в котором, кажется, Хива и застыла. Строительство нескольких десятков медресе, ставших визитной карточкой Хивы, также относится к этому времени.

Хиву мы сейчас видим более или менее такой, какой была она при последних хивинских ханах. Ее ядро, старый (или внутренний) город, где жил хан со своими приближенными, духовенство, купцы, самые богатые люди города, принято называть Ичан-Кала. Именно эта часть города является архитектурным заповедником и первым в Узбекистане объектом ЮНЕСКО.

Кочевые каракалпаки были подчинены то бухарскому, то хивинскому хану, но сумели на короткое время в XVIII веке, который выдался очень тяжелым из-за нашествия джунгаров, расколовших народ на две части, основать Каракалпакское ханство. Антихивинские настроения у каракалпаков, оставшихся на своих территориях после джунгарского нашествия, а не ушедших в сторону Ташкента и Ферганы, были очень сильны — население этих территорий не считало хивинского хана законным как не происходившего от Чингисхана, было возмущено грабительскими поборами центра и вообще склонялось в пользу России. По крайней мере, именно так рисует ситуацию Алексей Бутаков, возглавивший в середине XIX века первую экспедицию по Приаралью, которое было для России плацдармом для продвижения и последующего захвата Средней Азии, места, где сходились геополитические интересы России, Персии, Великобритании.

Хива, старый город

В итоге как часть Хивинского ханства каракалпаки попали под протекторат Российской империи во второй половине XIX века и стали частью Советского государства с 1918 года. С 1936 года Каракалпакская АССР со столицей в Нукусе вошла в состав Узбекской ССР. При Сталине сюда, практически на край советской земли, было депортировано множество людей: в начале 1980-х только в Муйнакском регионе проживали представители 33 национальностей. Впрочем, первые сосланные появились здесь еще в XIX веке — это были уральские казаки-старообрядцы, отправленные сюда Александром II.

В 1992 году образована Республика Каракалпакстан, а в 1993 году подписан договор о вхождении ее в состав Узбекистана. В советское время Каракалпакия, в особенности районы вокруг Арала, оставалась фактически закрытой — множество военных баз, химические полигоны, испытания… Сюда никогда не доезжали туристические группы, бывавшие, например, в Хиве. Молчание, окружавшее республику, вкупе с труднодоступностью, слухами о химических и ядерных испытаниях, ниоткуда вдруг появившийся в Нукусе художественный музей мирового уровня мифологизировали это направление, придав Каракалпакии флер отверженной, измученной, но по-прежнему живой земли.

Один из дворов дворца Таш-Ховли

Хорезм и Каракалпакия:

акценты

Музей прикладного искусства и быта Хорезма, расположенный в хивинском медресе Казы-Калян. Он хранит коллекцию предметов хорезмских мастеров: керамику, ювелирные украшения, ковры, чеканные и резные работы. Самое правильное место, чтобы вдохновиться искусством региона.

Музей в здании русско-туземной школы Хивы, в коллекции которого есть первые из известных фотографий города, сделанные первым узбекским фотографом и кинооператором Худайбергеном Девановым.

Дворец Нуруллабая. Загородный дворец хивинских ханов, летняя резиденция, построенная на рубеже XIX и XX веков. Здесь так же, как и в загородном дворце бухарского эмира Ситораи Мохи Хоса, смешаны восточные и европейские архитектурные приемы. Дворец отлично отреставрирован; расположен в 15 минутах от Ичан-Калы.

Дом-музей Азада Султанова, искусствоведа и коллекционера, посвятившего многие годы сохранению объектов декоративно-прикладного искусства Хорезма. +998 99 420 63 17

Музей современного искусства Узбекистана. Небольшой музей в Ургенче (Узбекистанская, 21, camuz.uz) с подборкой работ современных хорезмских художников.

Краеведческий музей Республики Каракалпакстан в Нукусе хранит отличную коллекцию этнографических находок и рассказывает об истории республики.

Выпечка хорезмских лепешек