САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Не Толкиен: современное молодежное фэнтези

На книжной ярмарке non/fictio№25 произошел паблик-толк, в котором поучаствовали Анастасия Гор, Антонина Крейн, Евгения Сафонова и Френсис Кель – писатели «Черным-бело»

Текст и фото: Елизавета Портная

За последние несколько лет на книжных прилавках происходит настоящий фэнтези-бум, который возглавил новый импринт «Эксмо» – «Черным-бело». Бренд объединяет авторов бестселлеров современного молодёжного фэнтези. На книжной ярмарке non/fiction произошёл паблик-толк, в котором поучаствовали Анастасия Гор, Антонина Крейн, Евгения Сафонова и Френсис Кель – писатели «Черным-бело».

Отличительная черта современных молодёжных «сказок» – продуманный и цепляющий читателя мир. Часто писатели заимствуют исторические и культурные особенности реально существующих (или существовавших) стран и цивилизаций. Анастасия Гор, автор дилогии «Рубиновый лес» и трилогии «Ковен озера Шамплейн», рассказала о том, как смогла придумать собственную реальность, опираясь на мифы и легенды разных культур: «Не могу сказать, что в «Рубиновом лесу» много надёргано из других культур. Там авторская мифология, основанная на кельтской. Она именно основана, то есть, не могу сказать, что я брала что-то из кельтской мифологии напрямую. Я просто делала отсылки, а отсылки делать просто. Ты заходишь в Википедию и такая: «О, вот это будет имя, я вставлю его сюда, умные отсылку поймут». Самое сложное было – создать сеттинг, потому что сеттинг там викингов, скандинавский. То есть изучить, как жили люди того времени, около того, понятное дело. Это было очень увлекательно, я скачивала различные книги про Ирландию и мифы читала в том числе, и про быт викингов искала книги. Для меня это увлекательный процесс».

Антонина Крей, автор серии «Шолох», рассказала о том, в каком сеттинге будет её новая, отдельная от мира «Шолоха», дилогия: «Дилогия будет называться, скорее всего, «Досье мёртвого короля». И место действия – это королевство Магоцо. Это королевство, которое находится между Японией, Гавайями и Филиппинами. И там, соответственно, происходила его колонизация, примерно тогда же, когда происходила колонизация части Штатов – Гавайев – Джеймсом Куком. После этого там были колонии Португалии, Великобритании, возможно, там немножечко «потусовалась» Франция, но в современности это самостоятельное государство, оно уже обрело независимость, я думаю, ещё до Второй мировой войны. И там будет огромный микс культур: и западных, и восточных… С одной стороны, у нас будет стоять какой-нибудь «Старбакс» с тыквенным латте и тут же рядом какое-нибудь синтоистское святилище. И по жанру это будет скорее всего городское фэнтэзи в абсолютно аниме стиле. Какой-то немножечко боевик, экшн».

Френсис Кель, автор серии «Песнь Сорокопута», рассказала, как придумать запоминающееся название книги: «Мы сидели и думали с моей помощницей о том, какой у меня персонаж. Например, он у нас всем кажется хорошим, прекрасным и замечательным, но на деле оказывается полнейшей сволочью. А я очень люблю всякие ассоциации с животными, с птицами. И я знала, что существует такая птичка замечательная, спасибо сериалу «Ганнибал», – серый сорокопут. И эта птичка из отряда воробьиных очень маленькая и миленькая, но на деле она опаснейший хищник, который накалывает своих жертв на сучья. Она прилетает, втирается в доверие к маленьким птичкам, они думают, что все они одного размера, а на деле она хищник. Она их поедает, она ест и других птиц, даже тех, которые больше её самой, и мышек. В общем-то злейший злодей. И я подумала, почему бы не назвать книгу «Песнь Сорокопута», потому что серый сорокопут – это Скэриэл Лоу».

«Риджийский гамбит» и «Некроманс» – книжные серии авторства Евгении Сафоновой, которые разрушают стереотипы фэнтэзи о попаданцах. Софонова рассказала, как можно по-новому обыграть клише жанра: «Это такой жанр, который достаточно стигматизирован. И у многих есть против него предубеждения… Когда я познакомилась с творчеством Мо Сян Тунсю и её замечательной системой «спаси себя сам» для главного злодея, я поняла, что мы духовные родственницы, и я на тот момент делала то же самое, что и она, просто ещё не знала об этом. Но на тот момент я уже была знакома с Терри Пратчеттом, и видимо, я просто вдохновлялась его принципами работы с жанром. Что делал Терри Пратчетт: он брал бесившие его штампы и переворачивал их наоборот. И, соответственно, когда я работала со своими дилогиями про попаданок, я делала то же самое: я брала в принципе бесившие меня штампы, и не только в романах о попаданцах, а ещё из эпического фэнтези в принципе, то есть, что есть у нас «тёмное ужасное зло» и «доброе прекрасное добро». И я, в общем, стебалась над всем, что меня бесило».

Сейчас фэнтези переживает свой «ренессанс» и занимает особое место среди бестселлеров. Разрушение клише, сложные сюжетные повороты и авторские миры – вот что сделало жанр вновь интересным для молодых читателей.