Текст: Ольга Лапенкова
Итоговое сочинение — это первое испытание в череде тех, которые ждут одиннадцатиклассника на пути к получению аттестата. 4 декабря сотням тысяч будущих абитуриентов раздадут листки, на которых будет написано шесть тем на выбор, — и школьникам предстоит, взявшись за одну из них, правильно ответить на поставленный вопрос, сформулировать главную мысль и доказать её на примере двух произведений.
Звучит всё это не очень сложно, и статистика подтверждает: не сдать итоговое сочинение сложнее, чем сдать. По крайней мере, согласно информации ТАСС, 97 – 98% выпускников преодолевают это досадное препятствие с первого раза. Ну, а у остальных есть ещё две попытки, чтобы заслужить хотя бы тройку и получить, таким образом, допуск к ЕГЭ. Впрочем, чересчур легкомысленно относиться к подготовке тоже не стоит: а вдруг, не сдав сочинение с первого раза, вы заболеете или столкнётесь с ещё каким-нибудь затруднением? Тогда у вас останется всего одна попытка, а там уже и ЕГЭ. В общем, лучше не рисковать и хотя бы ознакомиться со списком тем и аргументов.
Кстати по поводу тем: тот же источник гласит, что «наполнение» ученических работ неравномерно. Так, направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» ежегодно выбирают порядка 64 % выпускников. Чаще всего в рамках этого направления ребятам попадаются темы «Что мешает человеку быть счастливым?», «Согласны ли Вы с тем, что иногда надо смириться со своей судьбой?» и «Какое качество Вы больше всего цените в других?» — формулировки могут быть разными, но суть остаётся схожей.
На втором месте — 28 % работ — закрепилось направление «Семья, общество, Отечество в жизни человека». Самая популярная тема из этого раздела звучит так: «Какими качествами обладают люди, способные изменить мир к лучшему?» Нет никакой гарантии, что вам на итоговом сочинении попадётся именно она, но, пожалуй, заранее «собрать» соответствующие аргументы и вызубрить имена авторов и героев было бы мудрым решением.
Наконец, примерно 7,5 % выпускников выбирают темы из раздела «Природа и культура в жизни человека». Наиболее востребованной здесь оказалась тема «Может ли общение с природой изменить человека?». Но не стоит забывать, что в этом разделе попадаются темы, связанные ещё и с искусством, наукой и родным языком.
Направление «Родина, государство, гражданская позиция человека» входит в блок «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и является, как мы только что увидели, довольно-таки востребованной. И мы рекомендуем не проходить мимо неё — хотя бы потому, что вопросы, которые сюда входят, вполне просты и предсказуемы, а справочных материалов и списков литературных аргументов за эти годы накопилась целая уйма. Готовы убедиться? Тогда крутите колёсико мыши.
Примерные формулировки тем
Как и следует из названия направления, вас могут спросить и про родину (причём это слово может быть написано и со строчной буквы, и тогда будет иметься в виду местечко, где человек родился и вырос, и с прописной — Родина как целая страна), и про государство. Очевидно, что первое понятие не равно второму, хотя бы потому, что слово «родина» не имеет чёткой трактовки в Конституции и других уставных документах. Что такое родина — это каждый решает для себя. А ещё каждый находит собственные ответы на следующие вопросы:
- •«В чём проявляется любовь к Родине?»
- •«Как связаны понятия „дом“ и „отечество“?»
- •«Когда Дом нуждается в защите?»
- •«Война Отечественная и война Гражданская – в чём отличие?»
- •«Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: „Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине“?»
- •«Каким я вижу своё место в жизни страны?»
- •«Как связаны гражданский долг и личное счастье?»
Писать непопулярные мнения на итоговом сочинении можно, но в разумных пределах. Впадать в национализм, расизм и ксенофобию мы не рекомендуем — причём не только на декабрьском испытании, но и за пределами школы.
О чём можно порассуждать
Не так давно мы рассуждали о том, что значит для человека общество и семья , и пришли к выводу, что без первого и/или второго реализоваться в жизни практически невозможно. Если ребёнок рос без родителей либо других значимых взрослых, это прискорбно, но всё-таки в современном мире существуют приюты, государственные и волонтёрские программы, которые помогают таким ребятам интегрироваться в социум. Аналогично, если мир малыша был долгое время ограничен только ближайшим кругом, это несколько уменьшает его возможности строить отношения, но ни в коем случае не лишает её полностью. А вот в отрыве и от ближних, и от дальних человек вырасти не сможет чисто физически — так уж устроена наша природа. Однако это касается не только понятий «семья» и «социум», но и понятия «родина».
Выражаясь на языке метафор, нельзя построить крепкое здание без фундамента; невозможно стать учёным, не выучив алфавита. Точно так же невозможно — или, по крайней мере, очень сложно — постичь и полюбить мир, не имея места, к которому ты душевно привязан. Это и есть родина. Малая родина, то есть точка на карте, где ты родился и вырос, впервые засмеялся и заплакал, нашёл друзей и недругов, — это прообраз Родины с заглавной буквы. Впустив в своё сердце маленький мир, человек сможет полюбить всю свою страну, весь народ — и даже те места и тех людей, которых никогда не видел и не знал. Со стороны может показаться, что это невозможно: как можно любить какую-то незнакомую деревню или случайного человека, в ней живущего? И ладно бы ещё, если этот человек говорил по-русски, ценил ту же культуру, исповедовал ту же веру. Но Россия — страна многонациональная. Разве нет в этом противоречия?
Пожалуй, полюбить всякого жителя нашей страны и проникнуться духом каждого региона и вправду невозможно. Однако, когда речь заходит о любви к Родине, важны не столько конкретные имена и названия — озёр и рек, гор и долин, вулканов и водопадов, — сколько сама идея того, что всё это огромное пространство, растянувшееся, как мы знаем, «от южных морей до полярного края», — наш дом. И в любую из этих точек на карте мы всегда можем прийти, прилететь, приехать. И там нас примут как своих — как представителей одного и того же народа.
Варианты аргументов из литературы
Если говорить о защите Родины, то теме Великой Отечественной войны посвящено несметное количество произведений — и повестей, и романов, и поэм. Некоторые из них, такие как «Василий Тёркин», прогремели на всю страну. Но есть и менее заметные, однако по-своему очаровательные тексты, которые не стоит упускать из виду. К таковым относится, например, рассказ Е. И. Носова «Красное вино победы» (1969). Речь здесь идёт о раненых, которые выбыли из строя в феврале 1945-го. Бойцов поместили в госпиталь, организованный в бывшем здании школы. Не в силах ничем помочь фронтовым товарищам, солдаты, даже несмотря на гипс по всему телу, устраивают безобидные выходки и вздыхают: когда же придёт долгожданная победа? И наконец они её дожидаются.
Ещё одно произведение о войне, правда, не о Великой Отечественной, а о Гражданской, — роман А. А. Фадеева «Разгром» (1926). Центральный персонаж этого произведения — партизанский командир Левинсон — сражается на стороне большевиков. Однажды в его отряде появляется новенький: молодой человек с забавной фамилией Мечик. Мечтая о подвигах, воинской славе, Мечик верит, что в любой ситуации останется верен новым единомышленникам. Однако, переоценив собственные силы, он, наоборот, становится причиной гибели фронтовых товарищей.
Если же говорить не о войне, а о скрупулёзном, убеждённом, тяжёлом труде во благо родной страны, стоит вспомнить рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница» (1927). Речь идёт о том, как молоденькая учительница Мария Нарышкина получает направление в далёкое село Хошутово, которое граничит со среднеазиатской пустыней. Приехав на место службы, Мария сталкивается с тяжёлыми условиями жизни: село страдает от заносов, местные жители посвящают всё свободное время борьбе с песком. Мария принимает волевое решение преобразовать пустыню в плодородную землю. Она создаёт защитные полосы, орошаемые огороды и питомник, — и её усилия, поначалу кажущиеся безумством, приводят к тому, что пустыня превращается в оазис. Однако этим рассказ не заканчивается: заведующий отделом народного образования просит Нарышкину перебраться в другое село — Сафуту, где живут другие страдальцы, так и не научившиеся облагораживать капризную землю. И Мария, немного посомневавшись, соглашается: она понимает, что личное счастье для неё неотделимо от счастья народа. Автор не призывает брать пример с Марии и ради благого дела отказываться от личной жизни, но утверждает, что отдавать дань уважения людям, которые поступают именно так, безусловно, нужно.
Варианты аргументов из кинематографа
Тема Великой Отечественной войны продолжает волновать не только писателей, но и режиссёров. Так, недавно на экраны вышел фильм «Солдатик» (2019, реж. Виктория Фанасютина), основанный на реальных события и посвящённый памяти С. А. Алёшкова, который, родившись в 1936-м, вошёл в историю как самый юный участник Второй мировой. В шестилетнем возрасте он спас приёмного отца, не побоявшись разыскать его во время обстрела. Увидев, что тот ранен, Алёшков позвал на помощь, благодаря чему мужчина выжил.
Из менее «серьёзных», но заслуживающих внимания отечественных фильмов следует упомянуть недавнего «Майора Грома» (2017, реж. Владимир Беседин) — экранизацию комиксов, выходивших в издательстве Bubble. Центральный персонаж, полицейский с говорящей фамилией, показан как супергерой без суперспособностей. Он горит желанием служить на благо любимого города — и, охраняя порядок, порой переходит границы дозволенного, из-за чего его не больно-то жалует начальство. В фильме, хотя и вскользь, затрагиваются многие общественные проблемы и критикуются недостатки современной правоохранительной системы. Но бюрократия оказывается не так страшна, как старое доброе зло, победить которое должен как раз Гром — обыкновенный, в сущности, но смелый и самоотверженный парень. (Кстати, в апреле 2024-го на большие экраны вышло продолжение истории.)
Ещё один персонаж, который не раз рисковал жизнью ради соотечественников, — это врач Десмон Досс из фильма «По соображениям совести» (2016, реж. Мел Гибсон). Религиозные убеждения не позволяли ему брать в руки оружие, из-за чего Досс, поступив на службу во время Второй мировой войны, стал объектом насмешек. Однако, когда дело дошло до нешуточных боевых действий, медик проявил себя как настоящий герой, вынеся из-под обстрела десятки раненых, и был награждён медалью Почёта.
Варианты эпиграфов
Странно было бы отрицать, что человек крепко связан с местами, где родился и вырос. И, хотим мы того или нет, мы «впитываем» обычаи, устои и ценности того общества, которое окружает нас на протяжении наших детства и юности. Именно так и рождается любовь к родине — сначала из неизбежности, затем из необходимости, а потом уже — из нашего осознанного выбора оставаться верным своей стране. Эту мысль можно подкрепить такими цитатами:
- Они глумятся над тобою,
- Они, о родина, корят
- Тебя твоею простотою,
- Убогим видом чёрных хат…
- И. А. Бунин
- Мы — семья.
- По-отечески строги
- К нам бывают родные края.
- И Отечество тоже в итоге —
- Нет, не просто народ, а — семья.
- Т. В. Кузовлёва
- Мой народ! Да, я счастлив уж тем, что твой сын!
- Никогда на меня не посмотришь ты взглядом косым.
- И. А. Бродский
- Есть черта, присущая народу:
- Мыслит он не разумом одним,—
- Всю свою душевную природу
- Наши люди связывают с ним.
- Н. А. Заболоцкий
Использовать эпиграф — то есть небольшую вставку, приведённую в правом верхнем углу листа, между названием темы и «телом» текста, — ученика никто не обязывает: это скорее вольность или шалость, но шалость как минимум симпатичная, как максимум полезная. А полную версию того или иного стихотворения можно привести в качестве литературного аргумента.
Вариант шаблона (с примерным количеством слов)
Писать эпиграф или нет — это дело каждого, а вот разбить свой текст на абзацы — обязанность всех учеников. Радует то, что с точки зрения структуры ничего принципиально нового тут нет. Если вы посещали школу чаще, чем несколько раз в год, и написали в своей жизни хотя бы десять сочинений, вы явно справитесь с этим заданием. Но для наглядности всё-таки приведём примерную схему:
•введение (60 –80 слов) — небольшое абстрактное размышление, которое должно привести к тезису, то есть главной мысли, выраженной в одном-двух предложениях;
•первая «половина» основной части (100 –150 слов) — автор, название книги (или стихотворения/поэмы), пересказ, вывод;
•вторая «половина» основной части (100 –150 слов) — второй автор, название второго произведения (уже не обязательно литературного и даже не обязательно художественного — это может быть и документальный фильм, и статья из научного журнала), опять же, пересказ и вывод;
•заключение (40 –60 слов) — краткое повторение, по возможности другими словами, хода размышлений и тезиса.
Пример сочинения на тему «На каких примерах можно воспитать достойных граждан?» предлагаем посмотреть тут.