САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Может ли робот сочинить симфонию? Как меняются креативные индустрии

Проект «И + ИИ. Готовься к будущему» на ярмарке non/fictioNвесна. День второй

Евгений Капьев, Павел Жантимиров, Артем Семенехин / Мария Сафонова
Евгений Капьев, Павел Жантимиров, Артем Семенехин / Мария Сафонова

Текст: Мария Сафонова

Павильон «И + ИИ» (Интеллект + искусственный интеллект) на весеннем non/fiction продолжает свою работу. В этот раз на площадке решили затронуть тему аудиокниг, озвученных ИИ; обсудить, может ли нейросеть быть полноценным автором (спойлер: нет), рецензентом или критиком; провести разговор с Шамилем Идиатуллиным о фантастике и месте в ней искусственного интеллекта.

Первыми на площадке "схлестнулись" Диана Смирнова — продюсер сервиса Everbook и Михаил Литваков и Владимир Бух из аудиоиздательства «Вимбо». Дискуссия под названием «Аудиокниги + ИИ» не оставила равнодушным никого. «Вимбо» настроены выпускать полностью «человеческий» и дорогостоящий продукт, потому что присвоить себе текст, грамотно озвучить книгу (интонационная разметка, текста, пробы актёров с учётом мнения автора, монтаж пауз, звуковая обработка — все эти работы роботизированная озвучка предоставить пока что просто не в состоянии), а Диана Смирнова выступает за удешевление процесса путём прокачивания нейроозвучки.

Особняком (и надо сказать, весьма достойным!) держится Ярослав Тарнопольский — руководитель продуктового направления книжного сервиса «Строки». По его мнению, художественные произведения должны озвучиваться исключительно живыми людьми, а для нон-фикшна — допустимы роботы. Гораздо важнее будет использование ИИ для персонализированности сервисам — к их улучшению и персонализации. «Наше кредо: и технологично, и этично», — говорит Ярослав.

Паблик-ток с дважды лауреатом «Большой книги», писателем Шамилем Идиатуллиным провел шеф-редактор «Года Литературы» Михаил Визель. По мнению Идиатуллина, ИИ переоценен, подобно электронным книгам. Да, казалось бы, качественно новый поворот в индустрии, но на деле электронные книги не вывели с рынка бумажные, равно как и кинематограф не смог полностью заменить театр. Нейросети для писателя — это удобный инструмент для узкого круга специалистов, а «внятные авторы к этим выгодоприобретателям не относятся». Искусственный интеллект, как правильно отметил Идиатуллин, может делать форматные тексты — афиши, обзоры, дайджесты, но на этом всё. ИИ не способен создавать информацию, только обрабатывать массивы данных: «Всё по принципу созвучия налепляет, и получается гладенько по форме, но по сути— издевательство».

Михаил Визель и Шамиль Идиатуллин. Фото: Мария Сафонова

Самая главная мысль, которую озвучил Шамиль Идиатуллин — автор не должен пытаться угодить читателю, подобно искусственному интеллекту; задача автора — писать для себя, так, чтобы ему самому нравилось.

Мысль, что ИИ хорош в качестве аналитика, прозвучала и в рамках дискуссии «ИИ в литературе: литературный критик, переводчик и рецензент». Регулятором между генеральным директором «Эксмо» Евгением Капьевым и Артемом Семенихиным, партнером технологической практики ТеДо, выступил Павел Жантимиров. Собственно, подход Капьева весьма понятен: ИИ привлекается, по большей степени, как один из инструментов для улучшения рабочих процессов в большом издательстве: это и переводы, и сети для «прогнозирования» бестселлеров. Никто не отрицает, что ИИ становится конкурентом, например, для энциклопедий (как и Google в своё время), но по большей части отменять человеческий труд никто не собирается. По призннию Евгения, сам он не хочет видеть картины, написанные ИИ, или читать полностью сгенерированные ИИ тексты.

Евгений Капьев, Павел Жантимиров, Артем Семенихин. Фото: Мария Сафонова

Артем Семенихин считает, что основная задача ИИ — это влиять именно на потребление, а не на создание книги. Сейчас для людей важной становится персонализация, а ИИ может подстроиться именно под человека. Однозначно можно сказать, что нейросеть поможет с развитием подписочных моделей и созданием новых форм искусства. В любом случае, по мнению Артема, через пять-десять лет нейросеть станет такой же привычной, как соцсети или поисковые системы.

Ну, и к самому интересному: Лев Наумов подвёл итоги второго дня своего перформанса «Машина вдохновения». За сегодня была дописана вторая глава и полностью написана третья — всего 26 тысяч букв. Сегодня процесс шёл более гладко, поскольку нейросеть уловила основные стилистические приёмы. Появилась идея для финала, который, по словам Льва, может удивить среднестатистического читателя и, по плану, финал будет будет написан уже завтра, а после этого будут писаться «дофинальные» главы.

Лев Наумов отчитывается о работе. Фото: Мария Сафонова

Что ж, ждём результата 13 апреля, а пока — продолжаем наблюдение.